Финансовая деятельность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключаются в том, что роль финансовой деятельности в жизни общества очень значительна:
- Она выступает составной частью механизма социального управления. Сформированные денежные средства направляются в отрасли экономики, в социальную сферу и иные, направляются с учетом приоритетности мероприятий на соответствующем уровне развития страны.
- По средствам финансовой деятельности создается материальная основа, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов и обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
- Финансовая деятельность влияет на развитие федеративных отношений и местного самоуправления.
- Финансовая деятельность содержит широкие возможности для развития рыночных отношений.

Работа содержит 1 файл

финансовая деятельность государства.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

     —   разработка программ государственных  заимствований и их реализация, управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

     —   осуществление в пределах своей  компетенции государственного финансового контроля;  методологическое руководство аудитом;

     —   методологическое руководство бухгалтерским  учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке РФ и кредитных организациях).

     Этим  задачам соответствуют выполняемые  Минфином России функции (например, подготовка предложений по совершенствованию механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ, участие в подготовке предложений по основным направлениям денежно-кредитной политики, контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, выпуск государственных ценных бумаг, лицензирование деятельности страховых организаций, приобретение в Госфонд России драгоценных металлов и драгоценных камней и т.д.).

     Для выполнения своих задач и функций  Министерство финансов РФ имеет необходимые права, состоящие из полномочий разного характера. К ним относятся:

     —   права, вытекающие из функций по составлению  и исполнению бюджета и связанного с этой деятельностью контроля (например, запрашивать у государственных органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов, а также организаций необходимые материалы;

     —   права, обусловленные участием в  формировании и использовании целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов (запрашивать материалы по проектам бюджетов этих фондов и отчеты об их использовании);

     —   права по регулированию соотношения  доходов и расходов бюджетов субъектов  Федерации, налоговых поступлений  в федеральный бюджет (организовывать формирование Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и предоставлять помощь за счет этих средств, выдавать субъектам Федерации краткосрочные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по налогам в федеральный бюджет);

     —   права по применению мер принудительного  воздействия в случаях нарушений установленного порядка (ограничивать, а в необходимых случаях приостанавливать финансирование организаций, взыскивать с них в установленном порядке средства федерального бюджета, израсходованные не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством РФ).

     Таким образом, деятельность Министерства финансов РФ распространяется на все звенья финансовой системы.

     Подобные  органы создаются  и субъектами Федерации  — министерства финансов или финансовые управления. Кроме того, в системе органов местного самоуправления действуют финансовые отделы или управления.

     В задачи всех этих органов входит:

     организация финансовой деятельности на соответствующей  территории, способствующей развитию рыночных отношений в экономике, увеличению поступлений в бюджет;

     анализ  и прогнозирование развития экономики  и финансов;

     составление проекта бюджета данной территории и обеспечение его исполнения, прогнозирование и составление консолидированного бюджета, финансовое исполнение целевых внебюджетных фондов;

     наблюдение  за состоянием денежного обращения  и кредита, участие в разработке и осуществление мер по обеспечению  товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения;

     организация и проведение финансового контроля;

     организация учета и отчетности в области  финансов.

     Указом  Президента РФ от 8 декабря 1992 г. в системе  Министерства финансов РФ были образованы органы федерального казначейства1. К этим органам относятся: Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненные ему территориальные органы по субъектам Федерации, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах. Начальник Главного управления федерального казначейства назначается и освобождается от должности Правительством РФ, руководители территориальных районов — руководителем вышестоящего органа казначейства.

     Эти органы созданы в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

     На  органы казначейства возложены следующие  задачи:

    • организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета, для чего открываются счета в казначействах, исходя из принципа единства кассы;
    • регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение и контроль за этими фондами;
    • краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;
    • сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов и представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ и о состоянии бюджетной системы РФ;
    • управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
    • разработка методологических и инструктивных материалов по вопросам компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций.

     Органы  федерального казначейства наделены необходимыми правами. Среди них ряд прав, обеспечивающих контрольные функции казначейства производить проверки денежных документов, смет и т.п. в органах управления, организациях, банках; получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих федеральные бюджетные и внебюджетные средства; изымать у предприятий, организаций и учреждений документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов.

     Кроме того, органы федерального казначейства вправе применять меры принудительного воздействия, требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов государственного управления и предприятий, организаций, учреждений устранения выявленных нарушений; приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций; выдавать предписания о взыскании с предприятий, организаций и учреждений в бесспорном порядке бюджетных или внебюджетных средств, используемых не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального

     банка РФ; взыскивать с банков в бесспорном порядке штрафы за несвоевременное  исполнение платежных документов на зачисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки и др.

     Органы  федерального казначейства взаимодействуют с учреждениями Центрального банка РФ, иными финансово-кредитными учреждениями, налоговыми органами, по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают материалы правоохранительным органам.

     Помимо  государственной системы органов  федерального казначейства, представительные органы местного самоуправления вправе создавать муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания использования местного бюджета.

     В 1993 г. в целях повышения эффективности  инвестиций, создания условий для широкого привлечения финансовых ресурсов, в том числе от иностранных инвесторов, была создана новая государственная структура — Российская финансовая корпорация, деятельность которой заключается в организации финансирования капитальных вложений в приоритетные проекты.

     Российская  финансовая корпорация, как государственное  предприятие, наделена функциями агента. Правительства РФ по финансированию инвестиционных проектов на возвратной и платной основе за счет централизованных финансовых и кредитных ресурсов.

     Финансово-инвестиционные корпорации создаются также органами власти субъектов РФ.

     Налоговые органы. Формирование в РФ новой системы налоговых органов связано с необходимостью активного использования финансовых рычагов, в частности повышением роли налогов,обусловленным перестройкой экономики страны. Налоговые органы были выделены в особую систему — Государственную налоговую службу РФ из структур финансовых органов (Министерства финансов, финансовых управлений и отделов).

     В систему органов МНС входят территориальные органы управления Министерства по субъектам Федерации, межрегиональные инспекции и инспекции по городам и районам, инспекции межрайонного уровня. В совокупности они именуются налоговыми органами.

     Это единая централизованная система органов. Низовое звено в системе налоговых органов — инспекции МНС по районам и городам. Именно на них возложено осуществление непосредственно контрольных функций. Исходя из этого построена их внутренняя структура: выделены отделы по видам налоговых платежей (например, отдел налогов с доходов предприятий, отдел налогов с доходов физических лиц, отдел местных налогов и др.). Кроме того, существует функциональный отдел отчетности и учета.

     Главная задача налоговых органов РФ заключается в обеспечении единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством России и субъектов РФ. В связи с этой задачей налоговые органы контролируют соблюдение законодательства о предпринимательской деятельности, законность сделок, применение контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, осуществляют валютный контроль.

     Законодательство  закрепляет права, обязанности и ответственность налоговых органов и их должностных лиц по контролю, вытекающие из их функций в области налогообложения, а также применяемые ими меры ко взысканию налогов и санкции к налогоплательщикам в случае совершения ими налоговых правонарушений.

     Наряду  с этими государственными налоговыми органами представительные органы местного самоуправления имеют право создавать  муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов. Эта служба объединяет и координирует деятельность по контролю за соблюдением налогового законодательства с государственными территориальными налоговыми органами, представляет последним всю необходимую информацию.

     Программа направлена на совершенствование контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах в целях обеспечения их стабильного поступления; на изменение приоритетов в работе налоговых органов с целью улучшения обслуживания налогоплательщиков, повышение эффективности функционирования налоговой системы за счет внедрения новых информационных технологий, оснащения современными оперативными средствами управления, развития ресурсного обеспечения. Особое внимание в Программе уделено созданию системы налогового образования населения, совершенствованию методов работы с крупнейшими налогоплательщиками, совершенствованию организационных структур налоговых органов и др.

     Подобно налоговым органам, деятельность по налогообложению осуществляет также в связи с выполнением своих задач в области таможенного дела Государственный таможенный комитет РФ (ГТК) и входящие в его систему таможенные органы. Они пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу, несут установленную законодательством ответственность2. Таможенные органы осуществляют и иные функции финансовой деятельности (распределение денежных средств между подведомственными организациями, контроль за их использованием и др.).

     В систему таможенных органов помимо ГТК входят региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, находящихся в централизованном подчинении.

     В целях усиления государственной дисциплины в области налогообложения созданы федеральные органы налоговой полиции. Это правоохранительные органы, являющиеся составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

     Определены  задачи этих органов:

     выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

     обеспечение безопасности деятельности государственных  налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей, предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налогойых органах.

     На  основании Федерального закона от 17 декабря 1995 г. федеральные органы налоговой полиции получили право проводить предварительное следствие по налоговым преступлениям.

     Федеральные органы налоговой полиции являются централизованной системой органов с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим. В эту систему входят: Федеральная служба налоговой полиции на правах государственного комитета, территориальные органы (управления) по субъектам Федерации и местные органы налоговой полиции (межрайонные отделы управлений).

Информация о работе Финансовая деятельность государства