Финансовая деятельность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключаются в том, что роль финансовой деятельности в жизни общества очень значительна:
- Она выступает составной частью механизма социального управления. Сформированные денежные средства направляются в отрасли экономики, в социальную сферу и иные, направляются с учетом приоритетности мероприятий на соответствующем уровне развития страны.
- По средствам финансовой деятельности создается материальная основа, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов и обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
- Финансовая деятельность влияет на развитие федеративных отношений и местного самоуправления.
- Финансовая деятельность содержит широкие возможности для развития рыночных отношений.

Работа содержит 1 файл

финансовая деятельность государства.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, оно изобрело инструмент своего общественного саморегулирования  в виде финансового плана, которым  несомненно является бюджет, а теперь еще и внебюджетные фонды. Государство не может развиваться, не рассчитав свои доходы и расходы на следующий год.

     Рассчитывая предполагаемое количество и объем  доходов, которые должны поступить  в бюджет, государство в то же время не может не рассчитать предполагаемые затраты на предстоящий период. Оно должно проследить и за поступлениями доходов, и за совершением расходов, а для этого необходимо иметь единый плановый акт в государстве - бюджет.

     Это объединенные в систему плановые акты государства, которые лежат  в основе всего остального финансового планирования: смет бюджетных учреждений, балансов предприятий и организаций, общего баланса доходов и расходов населения, денежного баланса - наличной и безналичной массы денег, обслуживающих обращение, и т.д.

     Имеется отдельный план по доходам государства и специальный план по расходам. Это рабочие планы финансовых органов, уточняющих и детализирующих бюджетные показатели. По бюджету, финансовым балансам, сметам и другим финансовым планам может наиболее эффективно осуществляться финансовый контроль.

     Таким образом, принцип плановости является неотъемлемым условием всей финансовой деятельности государства.

     Принцип самостоятельности и государственной поддержки местного самоуправления. Он основывается на положении ст. 132 Конституции РФ. Органы местного самоуправления руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации.6 

     2.2. Методы осуществления  финансовой деятельности  государства 

     Финансовая  деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы:

    • Методы мобилизации фондов денежных средств
    • Методы распределения и перераспределения фондов денежных средств.
 

     Методы  собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующие виды:

     а) налоговый метод (метод установления налогов) - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты;

     б) метод обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами - в фонды занятости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др. В литературе их принято называть "социальными" налогами;

     в) В отличие от налогового метода, которому свойственны в определенной степени принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется и метод добровольного привлечения денежных средств - покупка государственных ценных бумаг, приобретение облигаций, пожертвований, вклады в банки и т.д.

     г) метод взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.)-

     д) с помощью метода страхования образуются страховые фонды;

     е) эмиссия денег - дополнительный выпуск денежных средств в обращение

     Ко  второй группе - методам распределения  фондов денежных средств относятся: 

     а) финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;

     б) кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;

     в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;

     г) осуществление расчетов между различными субъектами.

     Финансирование  применяется в отношении государственных  организаций, метод кредитования - как  в отношении государственных  организаций, так и иных негосударственных  организаций.

     Абсолютно на всех этапах используется метод расчетных операций (безналичный денежные расчеты и платежи наличными денежными средствами).

     Совокупность  однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или  распределения денежных средств, экономических  отношений принято называть финансовым институтом, к которым относятся например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита. В свою очередь, совокупность и взаимосвязь всех финансовых институтов (групп экономических отношений) образует финансовую систему: 

     1. Государственные финансы включают в себя бюджетную систему государственные внебюджетные фонды (социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и другие), государственный кредит.

      

     2. Институт финансов предприятий, учреждений и организаций объединяет финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, и финансы общественных объединений. 

     3. Институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по поводу привлечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд. 

     4. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования: социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, предпринимательских рисков, перестрахование. 

     5. Местные финансы. Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы.7 

     2.3 Правовые формы  финансовой деятельности 

     Формы финансовой деятельности государства  разнообразны. В каждой из них практически  выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне.

     Формы финансовой деятельности выражаются в  деятельности государственных органов  в образовании, распределении денежных средств. По своему характеру они могут быть правовыми и неправовыми. 8

     Правовые формы  выражаются в принятии правовых актов  в связи с установлением или  применением норм. А неправовые формы — это инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, проведение заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и другая организаторская работа; финансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования); финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности и т.п. Юридического значения они не имеют, но создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в области финансов.

     Конкретные  правовые формы финансовой деятельности зависят от того, какие органы ее осуществляют: представительные или исполнительные, какого уровня и организационно-правовой формы. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

     Итак, финансово-правовые акты это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

     Применение  тех или иных правовых форм финансовой деятельности определяется значением и содержанием регулируемых отношений. Например, принятие федерального бюджета оформляется федеральным законом. Это вытекает из общегосударственного значения бюджета, его важной роли для социально-экономического развития страны, широкого круга общественных отношений, возникающих в связи с его принятием. В отличие от этого, вопросы выделения денежных средств подведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов государственного управления в соответствии с установленным правовыми нормами порядком.

     Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, издающим их, и по другим основаниям.

     По  юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Отсюда вытекает и наименование этой группы актов — нормативные. Они действуют обычно длительное время. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) организаций и граждан перед государством, или муниципальным образованием, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.

     Общие правила, установленные в нормативных  актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений. Например, на основе законодательного нормативного финансово-правового акта государственная налоговая инспекция направляет конкретному гражданину, имеющему в собственности жилой дом, извещение об уплате налога, которое и является индивидуальным финансово-правовым актом. Таким образом, индивидуальные финансово-правовые акты — это акты применения норм права. Принятие их — необходимое условие для практического претворения в жизнь нормативных финансово-правовых актов и выполнения задач по созданию, распределению или использованию финансовых ресурсов государства.

     По  юридической природе  финансово-правовые акты делятся на:

     а) законодательные, к которым относятся законы, принимаемые соответствующими представительными органами государственной власти: федеральные и субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;

     б) подзаконные, т.е. акты всех других государственных органов и органов местного самоуправления, основанные на законе и принятые во исполнение закона.

     Такое подразделение финансово-правовых актов конкретизируется в классификации по органам, их издающим. Основные формы актов государственных органов установлены Конституцией РФ. Соответствующую форму принимают и финансово-правовые акты (законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др.). Отраслевые органы государственного управления издают по вопросам финансов приказы и инструкции. Такую же форму имеют финансово-правовые акты финансовых органов. При этом инструкции относятся к нормативным финансово-правовым актам. Приказы могут содержать и нормы права, и решения конкретного характера. Органы государственного управления, в особенности финансовые органы, издают многочисленные индивидуальные финансово-правовые акты, которые помимо приказов имеют и другие формы выражения (резолюция должностного лица об утверждении документа, о разрешении каких-либо действий и т.д.).

Информация о работе Финансовая деятельность государства