Финансовая деятельность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключаются в том, что роль финансовой деятельности в жизни общества очень значительна:
- Она выступает составной частью механизма социального управления. Сформированные денежные средства направляются в отрасли экономики, в социальную сферу и иные, направляются с учетом приоритетности мероприятий на соответствующем уровне развития страны.
- По средствам финансовой деятельности создается материальная основа, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов и обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
- Финансовая деятельность влияет на развитие федеративных отношений и местного самоуправления.
- Финансовая деятельность содержит широкие возможности для развития рыночных отношений.

Работа содержит 1 файл

финансовая деятельность государства.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

     Возглавляет Федеральную службу налоговой полиции  Директор, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Директор осуществляет общее руководство деятельностью федеральных органов налоговой полиции и ее координацию с деятельностью других правоохранительных, налоговых и иных государственных органов.

     В связи с необходимостью усиления государственного финансового контроля и предотвращения правонарушений в сфере финансов и денежного обращения, в особенности легализации доходов, полученных преступным путем, создан Комитет РФ по финансовому мониторингу.

     Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. В связи с существенными преобразованиями в сфере страховых отношений, в результате которых она перестала быть государственной монополией2, потребовалась перестройка организации и деятельности органов государственного управления в этой сфере.

     Государственный надзор за страховой деятельностью  согласно Закону осуществляется в целях  соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений и государства.

     Органы, осуществляющие государственный страховой  надзор в РФ, действовали первоначально  в лице Федеральной службы (Росстрахнадзора), подчиненной Правительству РФ. Помимо центрального органа этой службы, были созданы территориальные органы страхового надзора по республикам (региональные инспекции Росстрахнадзора) и группам областей, краев.

     В настоящее время на основании  указа Президента РФ функции по надзору за страховой деятельностью переданы Министерству финансов РФ, в структуре которого создан Департамент страхового надзора.

     Основными функциями органов страхового надзора  согласно Федеральному закону «Об организации  страхового дела в Российской Федерации» являются:

     —   выдача страховщикам лицензий на осуществление  страховой деятельности;

     —   ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений  страховщиков, а также реестра  страховых' брокеров;

     —   осуществление контроля за обоснованностью  страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков.

     Помимо  них орган страхового надзора осуществляет также функции по организационно-правовому регулированию страховой деятельности:

     —   устанавливает правила формирования и размещения страховых резервов, показатели и формы учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

     —   разрабатывает и утверждает нормативные  и методические документы по вопросам страховой деятельности, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, в том  числе методику расчета соотношений  между активами и принятыми обязательствами страховщика для обеспечения его платежеспособности;

     —   обобщает практику страховой деятельности, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании.

     Таким образом, регулируется единый страховой рынок. Для   осуществления   функций   органы   страхового   надзора имеют право:

     —   получать от страховщиков установленную  отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении;

     —   получать информацию, необходимую для выполнения возложенных функций от предприятий, учреждений и организаций, в том числе от банков;

     — проводить проверки соблюдения страховщиками  законодательства РФ о страховании и достоверности представляемой ими отчетности.

     Органы  страхового надзора вправе применять меры принудительного воздействия:

     при выявлении нарушений страховщиками  требований законодательства РФ о страховании давать им предписания по устранению нарушений;

     приостанавливать  или ограничивать действие лицензий в случае невыполнения страховщиками данных им предписаний до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий.

     В случае неоднократного нарушения страховщиком законодательства РФ органы страхового надзора вправе обращаться в арбитражный суд с иском о его ликвидации.

     Должностные лица органов страхового надзора  обязаны соблюдать коммерческую тайну страховых организаций.

     Банки. Банковская система. Банки принято именовать кредитными органами в связи с тем, что характерной для них является деятельность именно по кредитованию. С ней связаны в той или иной мере все другие направления деятельности банков.

     Согласно  действующему Федеральному закону «О банках и банковской деятельности»  банковская система РФ включает: а) Центральный банк РФ (Банк России) и б) кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. При этом иностранным считается банк, который зарегистрирован на территории иностранного государства и признан банком по его законодательству.

     Центральный банк РФ (Банк России) занимает особое место в банковской системе, а его правовое положение отличается существенными особенностями. Это главный банк Российской Федерации, он является государственной федеральной собственностью. Как и другие банки, Центральный банк РФ имеет статус юридического лица. Однако получение прибыли, в отличие от коммерческих банков, не является целью деятельности Центрального банка РФ. Вместе с тем как экономически самостоятельное учреждение, он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, делает отчисления от прибыли в федеральный бюджет в размере 50%.

     Государство не отвечает по обязательствам Центрального банка РФ, так же как и банк не несет ответственности по обязательствам государства, кроме случаев, когда они сами приняли на себя такие обязательства или это предусмотрено федеральными законами.

     С другой стороны, Центральный банк РФ выступает в качестве органа государственного регулирования, наделенного властными полномочиями в области организации денежно-кредитных отношений. Центральный банк РФ подотчетен Государственной Думе согласно Конституции РФ. Его Председатель назначается на должность и освобождается от нее Государственной Думой. Кандидатуру для назначения представляет Президент РФ. Он же ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ (п. «г» ст. 83 и п. «в» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ).

     Банк  России участвует в разработке экономической  политики Правительства РФ, а Председатель Банка участвует в его заседаниях, Банк и Правительство взаимно информируют друг друга, координируют свою политику и проводят взаимные консультации. Банк России взаимодействует также с Министерством финансов РФ. В целях совершенствования денежно-кредитной системы РФ при Банке России создается Национальный банковский совет, в состав которого входят представители палат Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, а также Председатель Банка России.

     Банковская  система с выделением особого  положения Центрального банка в качестве государственного ведомства типична для современных экономически развитых государств. Такие банки обычно действуют независимо от других органов государственного управления и, как правило, подотчетны парламентам.

     Основными целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Российской федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Соответственно этим целям Банк выполняет функции: во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; устанавливает правила проведения расчетов и банковских операций и осуществляет валютный контроль и др.

     Монополией  Центрального банка РФ является осуществление  эмиссии (выпуска в обращение) наличных денег и организация их обращения.

     Выполняя  свои функции, Центральный банк РФ вступает в отношения с кредитными организациями (коммерческими банками), которые выполняют операции по непосредственному денежно-кредитному обслуживанию предприятий, учреждений, организаций и граждан в соответствии с государственной денежно-кредитной политикой, реализация которой возложена на Центральный банк РФ.

     При регулировании денежно-кредитных  отношений Центральный банк РФ использует свои властные полномочия. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций он устанавливает обязательные для них нормативы: минимальный размер уставного капитала; минимальный размер риска на одного заемщика; минимальный размер резервов, создаваемых под риски, и др.

     Центральный банк РФ регистрирует уставы банков, выдает лицензии на совершение ими банковских операций (в лицензии Должны перечисляться операции, которые вправе осуществлять конкретный банк), ведет Книгу регистрации банков, расположенных на территории РФ, осуществляет надзор за их деятельностью, проверяет соблюдение банками установленных для них нормативов и банковского законодательства. Банки представляют Центральному банку РФ бухгалтерскую и статистическую отчетность, необходимую для надзора.

     В структуре центрального аппарата Банка  России для осуществления надзорной деятельности создан Департамент банковского надзора (ранее — Департамент по регулированию деятельности банков)1. В его состав входят управления: экономического анализа деятельности банков, регламентации банковского надзора, лицензирования деятельности банков и др.

     Осуществляя полномочия по надзору, Центральный  банк РФ при обнаружении нарушений банками законодательства, экономических нормативов и др. вправе применять к ним меры воздействия принудительного характера, давать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, предъявлять учредителям требования о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению банка, о реорганизации банка, о замене руководителей банка, взыскать штраф и др.

     В пределах предоставленных полномочий Центральный банк РФ независим в  своей деятельности, органы государственной  власти и местного самоуправления в нее не вмешиваются.

     По  вопросам, отнесенным к его компетенции, Центральный банк РФ издает нормативные акты. Они обязательны для органов государственной власти и местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Если эти нормативные акты затрагивают права, свободы или обязанности граждан, они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ.

     Центральный Банк РФ представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В эту систему входят, помимо центрального аппарата, созданные в субъектах РФ территориальные учреждения Банка — главные управления по краям, областям и национальные банки по республикам2, а также расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, учебные заведения и другие учреждения и предприятия.

     Кредитные организации как составная часть  банковской системы подразделяются на банки и небанковские кредитные организации.

     Согласно  Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные названным законом.

     Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество, то есть является коммерческой организацией. Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации (не преследующие цели извлечения прибыли) для защиты интересов и координации деятельности своих членов, а также холдинги и группы.

     Особо следует обратить внимание на то, что  основной целью деятельности кредитной  организации является извлечение прибыли, чем Центральный банк РФ отличается от указанных организаций. Заметим также, что Закон не относит Центральный банк РФ к кредитным организациям, выделяя их в особую систему. Деятельность Центробанка РФ и регулируется отдельным законом.

     Кредитные организации, относящиеся по своему статусу к банкам, имеют исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции, к которым Закон относит: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Информация о работе Финансовая деятельность государства