Фирменное наименование как средство индивидуализации субъектов предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика явилась предпосылкой возникновения жесткой к конкуренции среди участников предпринимательской деятельности за потребителя. С целью привлечения клиентов предприниматели делают большие финансовые вложения в проведение рекламных компаний, улучшение качественных характеристик товаров, работ и услуг. В силу этого каждый предприниматель заинтересован в том, чтобы его предприятие, его бизнес не смешивался в глазах потребителей с предприятием конкурента. Поэтому участники рынка используют в своей деятельности разного рода различительные знаки, среди которых основную роль играет фирменное наименование.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1.История Развития законодательства о фирменных наименованиях ……………………………………………………………………4
Глава 2.Актуальные вопросы применения законодательства о фирменном наименовании юридического лица………………………………...8
Глава 3Фирменное наименование и его защита…………………………………………………………………………….14

Заключение ………………………………………………………….............….22
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ!!!!!!.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

         В части четвертой ГК РФ  прямо указано, что фирменное  наименование является средством  индивидуализации, охраняемым законом  (подп. 13 п. 1 ст. 1225 ГК РФ). Более того, впервые праву на фирменное наименование посвящены отдельные статьи, включенные в § 1 главы 76 ГК РФ.

         К сожалению, как и ранее  действовавшее законодательство, часть  четвертая ГК РФ не дает  легального определения фирменного  наименования, однако, в отличие от прежних норм, точно указывает значение и содержание фирменного наименования. Так, п. 1 ст. 1473 ГК РФ прямо утверждает, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое устанавливается в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Под этим наименованием юридические лица приобретают и осуществляют свои права и обязанности, ведут основанную на законе деятельность, выступают истцом и ответчиком в суде.

         Следует обратить внимание, что  к фирменным наименованиям в  смысле положений ГК РФ не  относятся наименования объединений  юридических лиц, не приобретающих  статуса юридических лиц. Данное разъяснение содержится в п. 58.2 совместного постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 № 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление № 5/29). В качестве примера можно привести объединение юридических лиц в простое товарищество, которое в силу ст. 1041 ГК РФ действует без образования юридического лица.6

         В правовой литературе неоднократно  поднимался вопрос о том, могут ли иметь фирменное наименование некоммерческие организации, которые в соответствии с их уставными документами вправе осуществлять предпринимательскую деятельность при соблюдении общих положений ст. 50 ГК РФ.

         При обсуждении столь актуального  вопроса правоприменительной практики особый интерес представляет позиция судов. Обратимся к материалам судебного дела, изложенным в специальной литературе 7Фонд развития медицинских и биологических технологий "МеДиКлон" обратился в Палату по патентным спорам Роспатента (далее - ППС) с возражением против предоставления правовой охраны товарному знаку "Медиклон", принадлежащему другому участнику гражданского оборота. Доводы фонда сводились к следующему: оспариваемый товарный знак тождествен оригинальной части его фирменного наименования, при этом фонд согласия на его использование в товарном знаке не давал.8

             ППС отказала в удовлетворении  возражения на том основании,  что фонд "МеДиКлон", являясь  некоммерческой организацией, не  может иметь фирменного наименования. Впоследствии дело рассматривалось в Арбитражном суде г. Москвы. Вынесенным судебным актом решение ППС оставлено в силе. При этом суд указал следующее. Довод заявителя, что Фонд развития медицинских и биологических технологий "МеДиКлон" является фирменным наименованием, необоснован. ППС правомерно сделала вывод: оспариваемый товарный знак не может быть тождествен части фирменного наименования заявителя, поскольку заявитель не имеет фирменного наименования. В соответствии с п. 4 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) не предусматривает возможность некоммерческих организаций обладать фирменным наименованием. Таким образом, законом установлено, что фирменное наименование может быть только у коммерческой организации, каковой заявитель не является (решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.01.2008 по делу № А40-55653/07-133-374).

        При дальнейшем рассмотрении дела Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 26.05.2008 оставил вышеуказанное решение в силе.

         При отказе заявителю в праве  на защиту его наименования "МеДиКлон" ППС и суды ссылались на  п. 8 ст. 1483 ГК РФ, в котором прямо указано, что в качестве товарных знаков не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с фирменными наименованиями, охраняемыми на территории Российской Федерации.

         Такая позиция ППС и судов  подтверждена высшими судебными инстанциями Российской Федерации в п. 58.2 Постановления № 5/29, в котором даны следующие разъяснения. В силу п. 4 ст. 54, п. 1 ст. 1473 ГК РФ право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией. Наименования некоммерческих организаций не являются средством индивидуализации юридических лиц в смысле положений части четвертой ГК РФ, и на них не распространяется правовая охрана, установленная § 1 главы 76 ГК РФ. Ввиду этого на некоммерческие организации не распространяются правила, предусмотренные ст. 1473 ГК РФ, в том числе запреты, содержащиеся в п. 4 этой статьи.9

         Вместе с тем, возвращаясь к  судебным актам, принятым по  итогам рассмотрения дела о  столкновении прав на товарный знак "Медиклон" и наименование некоммерческой организации "МеДиКлон", нельзя не указать следующее. Согласно ст. 4 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. В этой связи полагаем, что необходимо внести изменения в п. 8 ст. 1483 ГК РФ, направленные на обеспечение равной защиты фирменных наименований коммерческих и некоммерческих организаций. Это позволило бы учитывать интересы некоммерческих организаций, которым действующее законодательство Российской Федерации не запрещает производить товары и оказывать услуги.

         Следует обратить внимание, что  в соответствии с Федеральным  законом от 30.12.2008 № 311-ФЗ "О  внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"10 коммерческим и некоммерческим организациям предоставлены равные возможности относительно применения олимпийской и (или) паралимпийской символики; в случае использования в наименовании, фирменном наименовании юридического лица олимпийской и (или) паралимпийской символики при государственной регистрации такого лица должен быть представлен соответствующий договор с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями.

         Структурно фирменное наименование  включает два компонента. В соответствии  с п. 2 ст. 1473 ГК РФ11 фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму (например, общество с ограниченной ответственностью, закрытое акционерное общество) и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (например, машиностроительный завод, кондитерская фабрика). Собственно наименование юридического лица и является средством индивидуализации, позволяющим отличать данное юридическое лицо от других участников рынка. В качестве такого наименования могут быть использованы различные слова или словосочетания, например, "Магнолия", "Нева", "Русский стандарт", "Южная звезда". Именно последняя отличительная часть фирменного наименования несет в себе основную индивидуализирующую функцию.

         В специально предусмотренных  законом случаях в качестве  дополнительной части фирменного  наименования указывается характер деятельности юридического лица или собственник его имущества. Так, фирменное наименование кредитной организации помимо прочих слов должно включать в себя слова "банк" или "небанковская кредитная организация", а фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества, например, "муниципальное унитарное предприятие". 

     По  мнению Иванова частности, автор  выступает за сохранение традиционной структуры фирменного наименования (включающую «корпус», «основную часть» - указание на организационно-правовую форму и «дополнение» - произвольное обозначение), отрицая такие предложения о ее «реформировании», как исключение из состава фирменного наименования основной части или причисление сокращенного фирменного наименования к элементам полного. Сокращенное фирменное наименование, по мнению автора, можно рассматривать как возможный «дубликат» полного, но не как его составляющую. Представляется, что сложившаяся структура фирменного наименования наилучшим образом обеспечивает выполнение данным средством индивидуализации идентификационной функции, так как информация, заложенная в частях фирменного наименования, отвечает потребностям как контрагентов лица - профессиональных участников рынка, так и потребителей.12 
 

         В соответствии с п. 3 ст. 1473 ГК  РФ юридическое лицо должно  иметь полное и вправе иметь  сокращенное фирменное наименование  на русском языке. Если юридическое  лицо при регистрации не указало  свое сокращенное фирменное наименование, данное наименование не может указываться ни в каких официальных документах организации. Так, если юридическое лицо зарегистрировано как общество с ограниченной ответственностью "Агентство интеллектуальной собственности "Корифей", оно не имеет права указывать в своих документах, в том числе в договорах, сокращенное фирменное наименование - ООО "АИС "Корифей".

         С 1 января 2008 г. в соответствии  с первоначальной редакцией п. 4 ст. 1473 ГК РФ в фирменное наименование  юридического лица не могли  включаться:1)  полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

     2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;13

     3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;

     4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;

     5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.14 

       Следует уточнить, что в п. 58.4 Постановления  № 5/29 содержится разъяснение  по применению подп. 1 п. 4 ст. 1473 ГК  РФ, согласно которому в фирменное  наименование юридического лица  не могут включаться полные или сокращенные наименования межгосударственных союзов (например: Содружество Независимых Государств, СНГ).

         Запреты, установленные с 1 января 2008 г., не распространяются на  государственные унитарные предприятия,  фирменные наименования которых содержат указание на принадлежность таких предприятий Российской Федерации или субъекту Российской Федерации. Кроме того, официальное наименование Российской Федерации, а также слова, производные от этого наименования, допускалось включать по разрешению Правительства РФ в фирменные наименования акционерных обществ, причем тех, у которых более 75% акций приходится на долю Российской Федерации.

         Указанные запреты, введенные  п. 4 ст. 1473 ГК РФ, встретили непонимание  участников предпринимательской  деятельности. Наиболее острой критике новые правила подверглись со стороны учредителей тех коммерческих организаций, фирменные наименования которых содержат слова "Россия", "Российская Федерация" и слова, производные от них.

         В этой связи Федеральным законом  от 08.11.2008 № 201-ФЗ "О внесении изменений в статью 1473 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" были представлены следующие изменения в п. 4:1) в подп. 1 исключено упоминание о словах "Российская Федерация", что означает возможность использования данных слов, а также производных от них слов в фирменном наименовании юридических лиц;

     2) абзац восьмой п. 4 ст. 1473 ГК РФ изложен в следующей редакции: "Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации". Таким образом, законодатель предоставил всем юридическим лицам право использовать вышеуказанные слова в составе своих фирменных наименований, отказавшись от предоставления данного права лишь государственным унитарным предприятиям и определенным акционерным обществам;

     3)  абзац девятый п. 4 ст. 1473 ГК РФ изложен в следующей редакции: "В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение трех месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы". Таким образом, текст абзаца девятого приведен в полное соответствие с новым текстом абзаца восьмого п. 4 ст. 1473 ГК РФ.15 
 

         
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3.Фирменное наименование и его защита 

     Право на фирменное наименование в полной мере можно назвать, исключительным, поскольку оно может принадлежать только правообладателю и не подлежит отчуждению или передаче в пользование другому лицу по лицензии. Безусловно, что фирменное наименование юридического лица является одним из важнейших способов индивидуализации компании в конкурентной среде, что в некоторых случаях является ключевым фактором, влияющим на успех фирмы. В таких условиях существования коммерческих структур возможность защиты своего фирменного наименования, известность которого достигаются качеством работы, товаров или услуг, маркетинговыми средствами, временем пребывания в той или иной сфере, приобретает особую актуальность (например, посредством регистрации товарного знака). 

Информация о работе Фирменное наименование как средство индивидуализации субъектов предпринимательской деятельности