Фирменное наименование как средство индивидуализации субъектов предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика явилась предпосылкой возникновения жесткой к конкуренции среди участников предпринимательской деятельности за потребителя. С целью привлечения клиентов предприниматели делают большие финансовые вложения в проведение рекламных компаний, улучшение качественных характеристик товаров, работ и услуг. В силу этого каждый предприниматель заинтересован в том, чтобы его предприятие, его бизнес не смешивался в глазах потребителей с предприятием конкурента. Поэтому участники рынка используют в своей деятельности разного рода различительные знаки, среди которых основную роль играет фирменное наименование.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1.История Развития законодательства о фирменных наименованиях ……………………………………………………………………4
Глава 2.Актуальные вопросы применения законодательства о фирменном наименовании юридического лица………………………………...8
Глава 3Фирменное наименование и его защита…………………………………………………………………………….14

Заключение ………………………………………………………….............….22
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ!!!!!!.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

     Данная  норма гражданского законодательства была применена рядом арбитражных судов при разрешении споров в сфере интеллектуальной собственности. К примеру, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в Постановлении от 15.06.2009 по делу N А28-10184/2008-302/13 отказал в удовлетворении требований истца – обладателя исключительного права на товарный знак о запрете ответчику использовать схожее с товарным знаком обозначение, которое последний включил в свое фирменное наименование. Суд установил, что общество – ответчик было зарегистрировано ранее приобретения истцом права на товарный знак. Высший Арбитражный Суд РФ не нашел правовых оснований для отмены данного Постановления, отказав в передаче дела в Президиум для пересмотра судебного акта в порядке надзора. 26

Главный значимый результат смешения обозначений - утрата фирменным наименованием правообладателя способности выполнять идентификационную функцию, следствием чего является введение в заблуждение контрагентов или потребителей относительно субъекта, с которым они имеют дело. Следовательно, смешение - это качество восприятия; оно определяется не только характеристиками самого объекта (которые могут давать к его формированию большие или меньшие предпосылки), но и тем, как объект оценивается сознанием.

     Всех  вовлеченных во взаимодействие с  субъектом предпринимательской  деятельности в процессе ее осуществления можно условно поделить на две категории: контрагенты и потребители. Контрагенты - такие же субъекты предпринимательской деятельности, партнёры в деловых отношениях, профессионалы на рынке. Восприятие представителями этих категорий фирменного наименования будет различным, а, следовательно, доказательства, подтверждающие введение в заблуждение должны быть разными.

     В качестве наиболее подходящих доказательств  при рассмотрении вопроса о смешении фирменных наименований в сознании потребителей следует признать результаты опроса общественного мнения, тогда как в случае с контрагентами таковым будет выступать экспертиза.

     В оценке схожести фирменных наименований как словесных обозначений наиболее важна лингвистическая экспертиза по фонетическому и семантическому аспектам. Выявление этимологии и значения слова необходимо в тех случаях, когда в конфликтующих средствах индивидуализации используются омонимы, слова-перевёртыши и тому подобные языковые фигуры. Исследование происхождения слов в названии особенно важно, когда оно содержит транскрибированные иностранные слова.

     Объектом  лингвистической экспертизы является словесное обозначение. Это значит, что итоговый ответ, который может  дать эксперт - это констатация наличия  или отсутствия сходства в определенных пределах или до такой степени, что гипотетически может возникнуть смешение. Но установить, возникло ли у конкретного субъекта в предлагаемых обстоятельствах заблуждение, а следовательно, состоялось ли в его сознании «смешение», он не может, поскольку этот вопрос уже не относится к характеристикам знака. Поэтому как дополнение к результатам лингвистической экспертизы должно привлекаться такое доказательство, как заключение психологической экспертизы.27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Фирменным наименованием признается наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, под которым оно  выступает в коммерческом обороте. Это наименование - обязательный атрибут  учредительных документов названных  юридических лиц.

     Фирменное наименование как средство индивидуализации юридического лица отнесено ГК РФ к  объектам интеллектуальной собственности. Исключительное право на охраняемое фирменное наименование действует  на всей территории РФ. В качестве такого наименования может быть использовано любое оригинальное слово или словосочетание за установленными изъятиями, касающимися, например, таких наименований, как Россия, Российская Федерация, Москва и образованных на их основе слов и словосочетаний, применение которых требует соблюдения специальных правил либо вообще запрещено.

     Главное требование к фирменному наименованию - обладание отличительными признаками, исключающими смешение его правообладателя  в хозяйственном обороте с  другими коммерческими организациями  и предпринимателями, осуществляющими аналогичную деятельность. В противном случае фирменное наименование не может выполнять свою основную функцию - средства индивидуализации юридического лица.

     Вместе  с тем следует иметь в виду, что исключительное право юридического лица на фирменное наименование ограничивается предметом его деятельности. Следовательно, организации, занятые в различных областях хозяйственной деятельности или выпускающие различную продукцию, могут выступать в обороте под одним и тем же наименованием.

     В целях более полной защиты фирменного наименования (практика тому подтверждение) оно может быть одновременно и защищено как товарный знак в качестве словесного знака - логотипа, повторяющего фирменное наименование, и включено в состав охраняемого товарного знака. Последний имеет более надежную защиту, поскольку его регистрация предусматривает обязательную проверку на новизну, которая включает сравнение со всеми тождественными и сходными до степени смешения обозначениями, охраняемыми на территории России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы: 

     1)А. Б. Иванов.Фирменное наименование как средство индивидуализации субъектов предпринимательской деятельности :автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук А. Б. Иванов ; Науч. рук. Р. АКурбанов. -М.,2010. -33 с. 

     2)Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. Собрание законодательства РФ. 1995. N 22. Ст.1977. 

     3)Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) Часть 4. от 18.12.2006 N 230-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (действующая редакция).-М:Издательство «Омега-Л. 

     4)Гражданский кодекс РФ,часть1. принятая Государственной Думой 21 октября 1994 г.Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст.3301. 

     5)Забегайло, Л. А., Назарова, И. А.,доц.  Актуальные вопросы применения законодательства о   фирменном наименовании юридического лица /Л.  А. Забегайло, И. А. Назарова.  //Современное право. -2010. - № 8. 

     6)Законодательство о трестах, синдикатах и органах регулирования промышленности / Под ред. А.М.Гинзбург-Наумова. 2-е изд. М., 1924. С.1-60. 

     7)Федеральный закон от 30.12.2008 № 311-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 26.12.2008) 

     8)Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» Российская газета, № 32, 08.02.1992. 
 

     9)Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года(измененная 2 октября 1979 г) 

     10)Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 № 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"  (далее - Постановление № 5/29). Российская газета. 2009. 22 апр. № 70(4894). 

     11)Постановление от 05.02.2009 N Ф04-495/2009(20364-А45-17) по делу N А45-8413/2008-16/148. ). Российская газета. 2009. 

     12)Постановление ФАС Западно – Сибирского округа от 05.02.2009 № Ф04 – 495/2009) ). Российская газета. 2009. 
 

     13)Положение о фирме СЗ СССР. 1927. N 40. Ст.395. утвержденное ЦИК и СНК СССР 22 июня 1927 г 

     14)Робинов А.А. Столкновение исключительных прав на товарные знаки и фирменные наименования // Патенты и лицензии. 2008. № 11. С. 34. 

     15)Шретер В. Советское хозяйственное право. М.-Л., 1928. С.195. 
 
 

-  
 
 
 
 

Информация о работе Фирменное наименование как средство индивидуализации субъектов предпринимательской деятельности