Государство в политической системе общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако, понять роль и место государства в истории общества, можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система.

Работа содержит 1 файл

государство в политической системе общества ИСПРАВЛЕННОЕ.doc

— 154.00 Кб (Скачать)


20

 

Введение

 

              Государство играет важную роль в жизни любого современного  общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт,  оказывающий  влияние на развитие всей  мировой цивилизации, хотя его  значение  на  протяжении истории  человечества не было  одинаковым. Однако,  понять роль и место государства в истории общества, можно только  рассматривая  его  в  контексте других  -  более  широких  и  емких  явлений,  одним  из  которых  является, например, политическая система.

              Государство  выделилось  из  общества  на  определенной  ступени   его зрелости. Общество – мать государства, соответственно государство –  продукт общественного  развития.  Государство  проявляет  заботу  об  обществе  либо напротив, паразитирует или сокрушает общественный механизм.  По  мере  того, как общество переходит в своем поступательном развитии от одной  формации  к другой, от низшей ступени  к  высшей,  меняется  и  государство,  оно  также становится более совершенным, более цивилизованным [1].

              Выявление закономерностей соотношения гражданского общества и государства  позволяет  правильно  проанализировать  весь  путь,  пройденный человечеством,  понять  современные  проблемы   государственности,   увидеть  перспективы  политических  и  собственно  государственных  форм,  в  которых развиваются живые сообщества различных стран.

              В настоящее время видится актуальным познание законов  взаимовлияния политической системы и государства для того, чтобы в  критические моменты развития  общества и государства  знать  способы  и  механизмы возможного предотвращения революционных взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации  негативных тенденций в развитии общества.

              Данная тема видится  интересной  не  только в  рамках курса “Теории государства и права”. Изучением взаимодействия  государства  и  политической системы  занимаются  представители  многих  наук  -  философии,  социологии, политологии,  правоведения,  экономических  наук,  психологии.  С  развитием общества идет развитие и политической системы и государства,  как  составной ее части.

              Целью настоящей работы является рассмотрение вопроса о взаимосвязи  политической  системы  и  государства, месте государства в политической системе общества и его роли в ней, их взаимовлияния. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику  самих  понятий  “государство”  и “политическая   система”, определить их содержание, а затем выявить соотношение и роль  государства  в политической системе общества.

1. Сущность государства и закономерности его развития

 

              Определяя подходы к освещению вопроса о государстве, следует акцентировать внимание на таких аспектах, как проблема понимания государства, его сущность и закономерности развития. Прежде всего, государство – это сложное и исторически  развивающиеся, общественно-политическое явление.

              Государство обеспечивает целостность и управляемость общества. Оно является политической организацией всего населения страны. Без государства  невозможен общественный прогресс, невозможно существование и развитие цивилизационного общества. Государство обеспечивает организованность и реализует народовластие, экономическую свободу, свободу автономной  личности – считает С.С.Алексеев[2]. Все это в значительной степени актуализирует проблему темы.

              Среди рассматриваемых в научной литературе вопросов, обращает на  себя внимание множество теорий происхождения государства. К наиболее известным относятся: теологическая (Ф.Аквинский); патриархальная    (Аристотель, Филлер, Михайловский); патримониальная (Галлер); договорная (Т. Гоббс, Д. Люкк,  Ж.- Ж. Руссо, П. Гольбах); теория насилия (Дюринг, Л. Гумплович,  К. Каутский), психологическая (Л.И. Петражицкий); марксистская  (К.Маркс,  Ф.Энгельс). В.И. Ленин, Г.В.Плеханов. Существуют и иные, менее известные  теории, но все они являются ступенями к познанию истины.

              Столь же противоречивой проблемой остается определение  государства.

              Многие ученые характеризовали государство, как организацию  правопорядка (порядка), усматривая в том его суть и главное назначение [3].

              В буржуазную эпоху распространилось определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и  власти. Однако данное понимание государства послужило поводом для различных упрощений.

              Так одни авторы отождествляли государство со страной, другие – с обществом, третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством) [4].

              Определения государства,  данные  классиками  марксизма-ленинизма [5], которые  казалось, были незыблемы, ныне подвергаются критике. Так исследователи подчеркивают, что они применимы только к таким  государствам, в  которых  возникает  высокая  классовая  напряженность  и   политическое противоборство. Выводя на первый план насильственную сторону в определении государства, подчеркивают современные  исследователи,  не  дает  возможности увидеть в государстве ценные феномены цивилизации,  культуры  и  социального порядка [6].

              В современной научной литературе нет недостатка в определении государства. До недавнего времени оно определялось  как политико- территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными  для  всей страны. Однако в данном определении слабо отражена связь  государства  и общества.

              ''Государство, - подчеркивает в своих научных трудах В.В. Назаров, - это особая организация публичной политической власти господствующего  класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа),  располагающая  специальным  аппаратом управления и  принуждения, которая, представляя общество, осуществляет его интеграцию'' [7].

              Существуют такие определения государства, которые носят  абстрактный характер: ''Государство – это организация политической  власти,  необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих  дел,  вытекающих  из пирамиды всякого общества''.

              Наконец, тему определения государства завершим определением, данным в учебнике под редакцией В.М. Корельского и В.Д. Перевалова:  ''государство – это  политическая  организация  общества, обеспечивающая  его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управления делами общества, суверенную публичную власть,  придающая  праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан,  законность и  правопорядок'' [8].  Приведенное  определение  отражает   общее   понятие государства, но больше подходит к современному государству.

              Существенным компонентом при анализе проблемы государства  является раскрытие его признаков. Они, собственно, и отличают государство  от  других организаций, входящих в политическую систему общества:

  1. Государство в пределах своих границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества  и  населения  объединяемого гражданством;

  2. Государство является единственным носителем  суверенной  власти,  то есть ему принадлежит верховенство на своей территории и независимость  в международных отношениях;

  3. Государство издает законы и подзаконные акты,  обладающие  юридической силой и содержащие нормы права. Они обязательны для всех органов, объединений, организаций, должностных лиц и граждан;

  4. Государство   есть   механизм   (аппарат)   управления    обществом, представляющий собой систему государственных  органов  и  материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций;

  5. Государство – единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными органами, призванными стоять на страже законности и правопорядка;

  6. Государство, в отличие от других  составляющих  политической  системы, располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими оборону, суверенитет и безопасность;

  7. Государство тесно и органически связано с правом, которое является нормативным выражением государственной воли общества [9].

              Понятие государства включает в себя характеристику его сущности,  то есть главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении. Среди теорий, относящихся к сущности государства, можно выделить следующие.

              Теория элит, сформированная вначале ХХ века в работах  В.  Парето,  Г. Моски и развита в средине века Х. Лассуэлом, Д. Сартори  и  др.  Суть  ее  в том,  что  управляют  государством  элиты,  поскольку,  народные  массы   не способны выполнять эту функцию.

              Технократическая  теория,  возникшая  в  20-х  годах  ХХ  столетия  и распространившаяся в 60–70-х годах.  Сторонниками  ее  были  Т.  Веблен,  Д. Барнхейм,  Д.  Белл  и  др.  Суть  ее  в  том,  что  управляют  обществом  – специалисты, которые способны определять оптимальные пути развития.

              Теория плюралистической демократии, которая появилась в ХХ  столетии. Ее представителями были Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Даль и др. Смысл ее в  том, что власть утратила классовый характер. Общество состоит  из  совокупности объединений людей (стратов). На их основе создаются  различные  организации, оказывающие давление на органы государства [10].

              Указанные мысли внесли неоценимый вклад в определение сущности государства.  В то же время в большинстве  изданных  в  прошлые  годы  работ, его сущность рассматривалась однозначно,  с  классовых  позиций,  как  орудие неограниченной  власти  диктатуры  господствующего  класса.   Напротив,   в западных теориях  государство  показывается  как  надклассовое  образование, инструмент примирения противоречий, представляющий интересы всего общества.

              Ныне признана ошибочной трактовка государства исключительно с классовых позиций [11]. Такой подход обеднял в известной степени, искажал представление о государстве, содержал упрощенное, одностороннее  понимание его сущности, ориентировал на  приоритет  насильственной  сторон  данного явления и обострение классовых противоречий.

              Как  односторонний  представляется  подход,  на   котором   базируется немарксистские  учения.  Правильно  было  бы  вкладывать   в   понимание государства, отмечается в  литературе,  и  классовый  и  общегосударственный подход [12].

              Общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы  быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления  противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев  населения  и общественных сил, обеспечения общесоциальной направленности осуществляемых им функций.

              В современных условиях отдается приоритет общечеловеческим  ценностям. Таким образом, государство соответствует уровню развития  демократии и характеризуется развитием идеологического плюрализма,    гласности, верховенства закона, охраны прав и свобод  личности,  наличием  независимого суда и т.д.[13]

              Важно  также  подчеркнуть,   что   значение   общесоциальной   стороны государственной деятельности  будет  возрастать, одновременно  с  развитием данной тенденции будет сжиматься доля классового содержания [14].

              Кроме всего вышеизложенного, на сущность государства влияет конкретно-исторические  условия  развития  отдельных  стран,  религиозный  и национальный факторы.

              Важным пунктом работы, является освещение экономической, социальной  и  научной  основы  государства. Государство  не может  не  существовать, нормально функционировать и  развиваться без экономического фундамента, базиса, под  которым обычно  понимается система экономических (производственных) отношений данного общества, существующие в нем формы собственности. От базиса во многом зависит и собственно государственная финансово-экономическая основа - государственный  бюджет.

              Мировая история свидетельствует, что на  различных  этапах  развития государство имело различную экономическую основу и по-разному  относилось  к экономике.

              Государство от  стихийной  рыночной  экономики  трансформировалось  в сторону государственно-правового регулирования  экономики,  планирования  и прогнозирования.

              Наряду с экономической, государство стало выполнять и социальную функцию – пенсионное законодательство, пособия  безработным,  минимальная заработная плата и др.

              Советское государство опиралось на плановую экономику и  общенародную собственность, которая превратилась в ничейную, что и привело к кризису.

              Исторический опыт свидетельствует, что  оптимальной экономической основой могут служить социально ориентированная рыночная экономика, опирающаяся на конкурирующие между собой различные формы собственности.

              Социальную основу государства составляют те слои,  классы  и  группы общества, которые в нем заинтересованы, активно его поддерживают [15].  Таким образом, от широты социальной базы государства,  активной  поддержки  его обществом зависит устойчивость, сила и мощь государства, способность  решать встающие перед ним задачи. Государство, имеющее узкую социальную  основу - неустойчиво.

Информация о работе Государство в политической системе общества