Элементы административного правового статуса государственной гражданской службы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Проводимые в нашей стране реформы предусматривают модернизацию государственной власти в целом и органах государственной власти, в частности. Структура государственной власти и ее органов должна быть логично устроена, а государственный аппарат – стать надежным проводником в реализации социально-экономической политики, обеспечении безопасности и защиты человека, общества и государства.

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 73.43 Кб (Скачать)

Служащий вправе обратиться в суд  или в соответствующие государственные  органы для разрешения споров, связанных  с государственной службой, в  том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания отзывов  аттестационной комиссии, приема на государственную  службу, ее прохождения, реализации прав служащего, перевода на другую должность, дисциплинарной ответственности служащего, несоблюдения гарантий его правовой и социальной защиты, увольнения с  государственной службы. 3

Каждый служащий независимо от полномочий по замещаемой государственной должности  государственной службы обязан:

  • обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции, реализацию федеральных законов и законов субъектов Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;
  • добросовестно исполнять должностные обязанности;
  • обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
  • исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
  • в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации;
  • соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, правила работы со служебной информацией;
  • поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;
  • хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением своих обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Таким образом, названные права  и обязанности представляют собой  как бы служебный кодекс, характеризующий  стиль и методы осуществления  государственными служащими своих  должностных полномочий независимо от замещаемых должностей.

Статья 14 федерального закона устанавливает  ответственность, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения государственным  служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок). На государственного служащего могут налагаться органом  или руководителем, имеющими право  назначать государственного служащего  на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание

2) выговор

3) строгий выговор

4) предупреждение о неполном служебном соответствии

5) увольнение

Государственный служащий, допустивший  должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением  денежного содержания. Отстранение  государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением  руководителя, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

Порядок применения и обжалования  дисциплинарных взысканий устанавливается  федеральным законом.

Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного  им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно  сообщить об этом своему непосредственному  руководителю, руководителю, издавшему  распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а  в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме  подтверждает указанное распоряжение, государственной служащий обязан его  исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно  либо уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за исполнение государственным  служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

Государственный служащий несет предусмотренную  федеральным законом ответственность  за действия или бездействие, ведущие  к нарушению прав и законных интересов  граждан.4

2.2. Ограничения, связанные  с государственной службой

 

Государственному служащему запрещено  заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме деятельности, предусмотренной  замещаемой должностью в государственном  органе. Это значит, что нельзя занимать другую оплачиваемую должность в  государственных органах, органах  местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях. Предусмотрено лишь одно исключение: государственному служащему  разрешено заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью, поскольку она не ограничивает свободу  его действий по занимаемой должности  государственной службы. Однако получать гонорары за публикации и выступления  в качестве государственного служащего  не разрешается, хотя бы такие публикации и выступления имели педагогический, научный или творческий характер. 5

Исходя из принципа разделения властей  государственному служащему, замещающему  должность категории «Б» или  «В», не разрешается быть депутатом  федерального законодательного (представительного) органа, законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, органов  местного самоуправления.

Ему лично или через доверенных лиц запрещено заниматься предпринимательской  деятельностью, имеющей своей целью  получение прибыли, скажем, осуществляемой без привлечения наемного труда.

Государственному служащему не разрешается состоять членом органа управления коммерческой организации  любой формы собственности и  организационно-правовой формы (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и т.д.).

Но есть одно исключение - это случаи, когда Федеральным законом или  законами субъектов Федерации государственному служащему поручено участвовать  в управлении коммерческой организацией.

Государственному служащему запрещается  быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном  органе, в котором он работает либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему.

Ему запрещается использовать в  неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного  обеспечения, другое государственное  имущество и служебную информацию.

Государственному служащему запрещено  получать от физических и юридических  лиц вознаграждения в связи с  исполнением должностных полномочий, в том числе и после выхода на пенсию.6

Этим преследуется цель устранить  его зависимость от кого бы то ни было, особенно если он незаконно получает вознаграждение в любой форме. В  Федеральном законе «Об основах  государственной службы Российской Федерации» названы подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные  с исполнением должностных обязанностей. Противоправными будут и такие  действия третьих лиц, когда ими  предоставляется государственному служащему квартира, дача, оказывается  помощь в учебе, предоставляются  ссуды с заниженным процентом. Нарушением этого запрета будет также  получение им подарка и косвенным  путем, например подарки членам семьи, родственникам, через подчиненных  и т.д.

Государственный служащий неразрывно связан с государством, представляет его. Отсюда вытекают специфические  требования: он не вправе принимать  без разрешения Президента награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций. Он не вправе принимать участие в забастовках.

Учитывая существующую в стране многопартийность, государственному служащему  запрещается использовать свое служебное  положение в интересах тех  или иных политических партий, других общественных объединений, религиозных  организаций для пропаганды отношения  к ним, - он должен быть нейтральным. Поэтому в государственных органах  не могут образовываться структуры  политических и конфессиональных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под  гарантию государства на время прохождения  государственной службы находящиеся  в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном  Федеральным законом.

Лица, претендующие на выполнение государственных  функций, добровольно принимают  на себя установленные Законом ограничения, что отражается в письменном обязательстве. Они же предоставляют в налоговую  инспекцию по месту жительства сведения о доходах, о личном и общем, совместном с супругой или супругом, имуществе, о вкладах в банках и ценных бумагах, в том числе за пределами  России, с указанием банков, номеров  банковских счетов и.т.д.

Кроме этого, законом установлены запреты  для гражданского служащего после  увольнения с гражданской службы. Такой гражданин не вправе:

1) замещать  в течение двух лет должности,  а также выполнять работу на  условиях гражданско-правового договора  в организациях, если отдельные  функции государственного управления  данными организациями непосредственно  входили в его должностные  обязанности;

2) разглашать  или использовать в интересах  организаций либо физических  лиц сведения конфиденциального  характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи  с исполнением должностных обязанностей.

Установленные законодательством ограничения  и запреты имеют абсолютный характер, они связаны непосредственно  с исполнением государственным  служащим официальных обязанностей. Если установленные ограничения  нарушаются государственным служащим непосредственно в процессе осуществления  служебных обязанностей, то эти действия должны расцениваться как обстоятельства, отягчающие ответственность государственного служащего.

Установленные законодательством ограничения  и запреты можно рассматривать  в двух аспектах:

1) несовместимость  должности государственного служащего  с другими видами деятельности;

2) обеспечение  дисциплинарного режима на государственной  службе.

В Законе заложен механизм урегулирования конфликта  интересов на государственной гражданской  службе. Предусматривается (ст. 19) образование в государственных органах комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданского служащего и урегулированию конфликта интересов. В работе этих комиссий, равно как и других комиссий, которые предлагается создавать в государственных органах (конкурсной комиссии, аттестационной комиссии, комиссии государственного органа по служебным спорам), участвуют независимые эксперты, число которых должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии. Введение этих норм призвано содействовать обеспечению открытости государственной гражданской службы и ее взаимосвязи с институтами гражданского общества, что должно укрепить доверие граждан к государственной гражданской службе.

2.3. Государственные гарантии при  прохождении госслужбы

 

При рассмотрении правового статуса государственного служащего РФ необходимо затронуть  вопрос о роли и значении гарантий. Основные государственные гарантии гражданских служащих закреплены в ст. 52 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ». Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются:

1) равные  условия оплаты труда, 

2) условия  прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных  обязанностей в соответствии  с должностным регламентом;

3) отдых,  обеспечиваемый установлением нормальной  продолжительности служебного времени,  предоставлением выходных дней  и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых  основного и дополнительных отпусков;

4) медицинское  страхование гражданского служащего  и членов его семьи, в том  числе после выхода гражданского  служащего на пенсию за выслугу  лет, 5) обязательное государственное  социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности,

6) выплаты  по обязательному государственному  страхованию 7) возмещение расходов, связанных со служебными командировками 

8) возмещение  расходов, связанных с переездом  гражданского служащего и членов  его семьи в другую местность  при переводе гражданского служащего  в другой государственный орган

9) защита  гражданского служащего и членов  его семьи от насилия, угроз  и других неправомерных действий  в связи с исполнением им  должностных обязанностей 

10) государственное  пенсионное обеспечение 

Законом установлены и дополнительные государственные  гарантии гражданских служащих. Так, гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации  или субъекта Российской Федерации, может предоставляться право  на:

1) профессиональную  переподготовку, повышение квалификации  и стажировку с сохранением  на этот период замещаемой  должности гражданской службы  и денежного содержания;

Информация о работе Элементы административного правового статуса государственной гражданской службы РФ