Юридические лица. Общие положения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотрение понятия, сущности, порядка создания и прекращения деятельности юридических лиц в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

Тема Понятие и виды юридических лиц.doc

— 304.50 Кб (Скачать)

     Регистрация будет осуществляться в день подачи необходимых документов, в присутствии гражданина представившего их, путем проставления штампа на уставе и внесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о государственной регистрации субъекта хозяйствования уполномоченным сотрудником регистрирующего органа;

     Сокращены до пяти рабочих дней сроки постановки на соответствующие виды учета, а  также перечень документов, предоставляемых  для регистрации;

     Отменены  требования, за исключением некоторых, к размеру уставного фонда коммерческих организаций, отменена обязанность нотариального удостоверения устава, указания в уставе видов деятельности, в том числе и лицензируемых;

     Подлинность подписей лиц, представляющих документы, на заявлении будет удостоверяться уполномоченным сотрудником регистрирующего органа, осуществляющим прием документов.

     Юридическое лицо, получив устав со штампом, свидетельствующим  о проведении государственной регистрации, а индивидуальный предприниматель  – свидетельство о государственной  регистрации, сможет обратиться за изготовлением печатей (штампов), за совершением иных юридически значимых действий, в том числе открытием счетов в банках;

     Заявитель несет всю полноту ответственности  как за соответствие законодательству представляемых для регистрации  документов, так и за достоверность сведений, указываемых в них.

     Упрощена  процедура ликвидации (прекращения  деятельности) субъектов хозяйствования. При этом устанавливается жесткий 30-дневный срок представления уполномоченными  органами информации о задолженности  субъектов хозяйствования перед бюджетом, наличие которой препятствует завершению процедуры ликвидации. Перечень оснований для ликвидации юридических лиц и прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей максимально сокращен. Субъект хозяйствования может быть ликвидирован только по собственному желанию, по решению хозяйственного суда (за нарушения законодательных актов, при банкротстве, уменьшении чистых активов ниже размера уставного фонда) и регистрирующего органа (при признании задолженности субъекта безнадежным долгом, неосуществлении предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

3.1 Прекращение деятельности  юридических лиц  путем реорганизации

 

     Общие вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц регулируются ст. 47, 48, 53 - 63, 65 ГК, некоторые особенности применительно к хозяйственным обществам установлены ст. 88, 89, 91 и 104 ГК. В действующем Законе вопросам реорганизации и ликвидации хозяйственных обществ посвящены ст. 24 - 27, создание отдельных видов хозяйственных обществ регулируется ст. 32 - 39, 44 - 46 и 55 [3].

     Реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) - это преобразование юридического лица без прекращения деятельности в соответствии с действующим законодательством.

     С содержательной точки зрения институт реорганизации представляет собой  ничто иное, как юридическую фикцию, опосредующую реальные экономические  процессы. За понятием "реорганизация" стоит переход имущества (его части) одного лица к другому, и в принципе, не придумай законодатель подобного легального определения, этот процесс вполне мог (и должен был бы) протекать в следующей форме: получение участниками причитающегося им имущества (активов) ликвидированного (за исключением случаев выделения) юридического лица и незамедлительная передача его в полном объеме другому юридическому лицу. Динамика подобных отношений предполагала бы юридически значимую трансформацию прав участников реорганизуемого юридического лица: из обязательственных - в вещные и затем обратно в обязательственные. При этом очевидно, что, поскольку реальный вклад в уставный капитал вновь образуемого (в случае присоединения - действующего) юридического лица осуществлял бы обладающий имуществом на правах собственника участник прекратившего существование (в случае выделения - реорганизованного) предприятия, он бы и выступал законным учредителем первого [15, с. 156].

     С помощью института реорганизации сохраняется стабильность гражданского оборота, обеспечивается правопреемство по всему комплексу прав и обязанностей в отношении третьих лиц, а следовательно, и прочность договорных и хозяйственных связей; максимально гарантируются права кредиторов; отпадает необходимость уплаты дополнительных налогов; сокращаются временные издержки. И возможно, самое главное: производительный капитал остается целостным, не дробится между участниками юридического лица и не изымается из сферы производства, пусть даже на незначительный срок.

     В итоге использование механизма реорганизации приводит к достижению значительного технического, организационного и финансового эффекта. Однако с правовой точки зрения здесь любопытен один аспект, характеризующий преобразование прав участников реорганизуемого предприятия: обязательственные права в отношении одного юридического лица непосредственно заменяются обязательственными правами в отношении другого, минуя "промежуточный" этап трансформации в права вещные. Тем не менее подобные превращения свойственны именно правам участников реорганизованного юридического лица и лишь они могут выступить учредителями возникающего предприятия - правопреемника.

     Использованный  термин "превращение" вполне уместен  и при характеристике такого вида реорганизации, как преобразование объединения коммерческих организаций (ассоциации или союза) в хозяйственное общество или товарищество. Эта процедура интересна тем, что участники реорганизуемой ассоциации (союза), не имеющие в отношении ее имущественных прав , вновь приобретают их после преобразования данного юридического лица в коммерческую организацию - правопреемника.

     Итак, реорганизация - процесс перемены лиц  в имущественных и иных правоотношениях, характеризующийся изменением комплекса  их прав и обязанностей, субъектного  состава участников либо организационно-правовой формы реорганизуемого юридического лица и влекущий универсальное правопреемство.

     С другой стороны, реорганизация юридических  лиц может быть представлена как  их прекращение. Однако это определение  не является всеобъемлющим и не включает такой вид реорганизации, как выделение, влекущее не прекращение, а, наоборот, возникновение нового субъекта права.

     К юридически значимым признакам реорганизации  можно отнести следующие:

    • универсальное правопреемство вновь возникших (в случае присоединения - измененных) юридических лиц, включающее, помимо перехода к преемнику актива, также 1 передачу имущественных обязанностей (пассива);
    • отсутствие какой-либо связи (обязательственно-правовой или вещной) между реорганизованным юридическим лицом и его правопреемником и полная автономия последнего;
    • изменение размера уставного капитала и субъектного состава участников (в случае преобразования - только организационно-правовой формы) реорганизуемого юридического лица;
    • все или часть участников реорганизуемого субъекта выступают учредителями (участниками) его правопреемника.

     Анализ  правовой природы реорганизации  выявил тесную связь этого процесса с элементами учреждения и ликвидации юридических лиц. К учредительским признакам следует отнести формирование уставного капитала, утверждение учредительных документов и регистрацию вновь возникающего субъекта, а к ликвидационным - закрытие счета реорганизуемых предприятий, снятие их с учета в налоговых органах, исключение из государственного регистра.

     Данное  обстоятельство заставило обратить внимание на роль участников юридического лица в процессе реорганизации. В результате обозначились две специфические сферы правоотношений по поводу реорганизации: "внутренняя", охватывающая лишь круг участников реорганизуемых субъектов, и "внешняя", отражающая связь реорганизуемых юридических лиц с иными субъектами права. При этом точкой соприкосновения данных сфер, определяющей характер юридической зависимости подвергшихся реорганизации лиц от их участников, служит обязательственно-правовая связь указанных субъектов.

     Реорганизация является способом как прекращения  юридических лиц, так и возникновения  новых.

     Предусмотрено пять форм реорганизации юридических  лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Реорганизация может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, или в случаях, установленных законом, уполномоченными государственными органами, или по решению суда. При реорганизации юридических лиц имеет место переход прав и обязанностей реорганизуемого лица к создаваемым в результате такой реорганизации лицам.

       При государственной регистрации  юридического лица, создаваемого  путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

    • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;
    • учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
    • решение о реорганизации юридического лица;
    • договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами;
    • передаточный акт или разделительный баланс;
    • документ об уплате государственной пошлины.

       В заявлении подтверждается, что  учредительные документы созданных  путем реорганизации юридических  лиц соответствуют установленным  законодательством Республики Беларусь  требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Подпись заявителя в заявлении должна быть удостоверена нотариально.

       Следует отметить, что в случаях,  установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

       Местом государственной регистрации  юридических лиц, создаваемых  путем реорганизации, является место нахождения реорганизуемых юридических лиц.

       В случае если реорганизация  влечет за собой прекращение  деятельности одного или нескольких  юридических лиц, регистрирующий  орган вносит в Государственный  реестр запись о прекращении  деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. К сожалению, пока отсутствует нормативный акт, регулирующий отношения регистрирующих органов, расположенных в различных регистрационных округах, по поводу регистрации юридических лиц, создаваемых или прекращаемых вследствие реорганизации [19, с. 125].

     Важным  является вопрос о моменте завершения государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате различных форм реорганизации. В таблице 2.1 наглядно представлены варианты моментов завершения реорганизации в зависимости от форм проводимой реорганизации.

     Таблица 2.1 Варианты моментов завершения реорганизации в зависимости от форм проводимой реорганизации

Форма реорганизации Момент завершения реорганизации
Преобразование  С момента  государственной регистрации вновь  возникшего юридического лица, а  преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность 
Слияние  С момента  государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность
Разделение   С момента  государственной регистрации последнего  из вновь возникших юридических  лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность
Выделение  С момента  государственной регистрации последнего  из вновь возникших юридических  лиц 
Присоединение  С момента  внесения в Государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц

Информация о работе Юридические лица. Общие положения