Юридические лица. Общие положения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотрение понятия, сущности, порядка создания и прекращения деятельности юридических лиц в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

Тема Понятие и виды юридических лиц.doc

— 304.50 Кб (Скачать)

     Примечание: источник – разработка автора

       

     При реорганизации юридического лица должно соблюдаться правопреемство.

     Так, в случае слияния юридического лица с другим юридическим лицом все имущественные права и обязанности каждого из них переходят к юридическому лицу, возникшему в результате слияния в соответствии с передаточным актом.

     При присоединении одного юридического лица к другому к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

     В случае разделения юридического лица к вновь созданным в результате этого разделения юридическим лицам  переходят по разделительному балансу  в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованного юридического лица. Иными словами, разделяемое юридическое лицо прекращает свое существование и на его месте возникают два новых юридических лица со всеми изложенными последствиями.

     При выделении из юридического лица одного или нескольких новых юридических лиц к каждому из них переходят по разделительному балансу в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованного юридического лица.

     При преобразовании одного юридического лица в другое к вновь возникшему юридическому лицу переходят все имущественные права и обязанности прежнего юридического лица в соответствии с передаточным актом. В данном случае происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица. Одновременно с переходом имущественных прав юридического лица переходят и личные неимущественные права этого лица, за исключением случаев, предусмотренных законом.

     Передаточный  акт и разделительный баланс должны содержать данные по обязательствам реорганизованного юридического лица всех кредиторов и должников, включая и оспариваемые обязательства. Они утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для регистрации вновь возникших юридических лиц (ст. 55 ГК). Реорганизация может производиться по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

     Законодательством предусмотрено, что реорганизация юридического лица может быть осуществлена и по решению уполномоченных государственных органов или суда. Так, в п.2 ст. 53 ГК сказано, что в случаях и порядке, установленных законом, реорганизация юридического лица осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

     При этом законодательством довольно четко  определены случаи порядка осуществления  реорганизации юридического лица по решению суда. Так, в ц. 2 ст. 53 ГК сказано, если учредители (участник) юридического лица, уполномоченный ими орган юридического лица или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществляют реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществлять реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Если суд утвердит указанные документы, это является основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

     Изложенное  дает основание утверждать, что реорганизация  юридического лица в данном случае осуществляется в форме его разделения или выделения из состава одного или нескольких юридических лиц. Этот вывод основан на том, что при осуществлении реорганизации по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда, составляется разделительный баланс. В свою очередь разделительный баланс составляется при разделении или выделении. На это ориентируют и пункты 3 и 4 ст. 54 ГК.

     Что касается реорганизации юридических  лиц в форме слияния, присоединения или преобразования, то она может быть осуществлена только с согласия уполномоченных государственных органов.

     Юридическое лицо считается реорганизованным с  момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Это не распространяется лишь на случаи реорганизации в форме присоединения. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридическою лица (п. 4 ст. 53 ГК).

     Учредители (участники) юридического лица или органа, принявшего решение о реорганизации  юридического лица, должны известить  кредиторов реорганизуемого предприятия, которые в свою очередь вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения имеющихся обязательств и возмещения убытков.

     На  практике при присоединении, слиянии  или при преобразовании унитарного предприятия в хозяйственное  общество возникает ситуация, когда  увеличивается уставный фонд. Как  уже отмечалось, размер доли, по общему правилу, соответствует вкладу участника в уставный фонд. Однако в большинстве случаев, стоимость чистых активов юридического лица не соответствует размеру уставного фонда (иными словами, юридическое лицо обладает имуществом, которое больше или меньше уставного фонда). В процедуре реорганизации при определении долей определяющую роль могут играть именно размер уставного фонда и вкладов участников, а не стоимость имущества, принадлежащего участвующим в реорганизации юридическим лицам. Таким образом, возможна ситуация, когда участники юридического лица с большой стоимостью чистых активов и маленьким размером уставного фонда при слиянии с юридическим лицом с большим уставным фондом и меньшей стоимостью чистых активом получат меньшие доли в уставном фонде нового юридического лица. Действительная доля указанных лиц в уставном фонде созданного после реорганизации юридического лица будет меньше действительной доли в уставном фонде их старой компании, которая была реорганизована.

     А меньший размер доли - это, как минимум, меньший размер дивидендов и уменьшение роли в управлении компанией.

     Во  избежание подобных ситуаций необходимо производить расчет стоимости чистых активов юридических лиц, участвующих  в реорганизации и устанавливать  размер долей по соглашению сторон.

     Также нужно акцентировать внимание на том, что при реорганизации происходит правопреемство, в том числе по налоговым обязательствам. Поэтому  при слиянии или присоединении  иного юридического лица всегда необходимо проводить его "due diligence" - то есть полную проверку, включающую в себя бухгалтерский и юридический аудит, что позволит иметь полное представление о всех его обязательствах, в том числе и перед фискальными органами [22, с. 98].

     Еще одним из юридических инструментов, который может ущемить права участников реорганизуемой компании является преобразование, то есть изменение организационно-правовой формы юридического лица. Это влечет изменение прав и обязанностей учредителей (участников) указанного лица.

     Так, встречаются случаи реорганизации акционерных обществ в общества с ограниченной ответственностью с последующим исключением одного из участников. Реорганизация ООО в АО позволяет лишить участника права выхода из общества, а также дает возможность принимать решение об изменении устава тремя четвертями голосов (в ООО устав можно изменить при наличии двух третей голосов, однако в большинстве случаев необходимо одновременное изменение и учредительного договора, что влечет необходимость единогласно принятого решения всеми участниками общества). 
 
 
 

3.1 Прекращение деятельности  юридических лиц  путем ликвидации

 

     Ликвидация  - это полное прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам [25, с. 211].

     Случаи  и порядок ликвидации юридического лица регулируются статьями 57 и 59 ГК. Из ст. 57 ГК следует, что прекращение деятельности юридического лица, может быть осуществлено как в добровольном, так и в принудительном порядке.

     В добровольном порядке юридическое  лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а также по истечению срока и тех целей, ради которых оно создано.

     В принудительном порядке ликвидируется  по решению суда (хозяйственного суда) в случаях:

    • осуществления деятельности без надлежащего оформления (лицензии);
    • осуществления деятельности, запрещенной законодательством, либо с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства;
    • систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица.

     Данный  перечень не является исчерпывающим. Юридическое  лицо может быть также ликвидировано, если оно является коммерческой организацией либо действует в форме потребительского кооператива или общественного фонда, в случае признания его несостоятельным (банкротом).

     Рассмотрим  общую схему действий и сроки  при обычной ликвидации:

     1. Принятие решения Общего собрания  акционеров (утверждение плана и  сроков ликвидации, избрание ликвидационной  комиссии, назначение председателя ликвидационной комиссии).

     В соответствии со ст. ст. 25, 42, 52 Закона «Об  обществах...», для акционерных обществ  закрытого типа решения о ликвидации принимаются не менее чем тремя  четвертями голосов лиц, участвующих  в собрании акционеров. Голосование на собрании акционеров проводится по принципу: одна акция - один голос. Владельцы привилегированных акций не имеют права голоса. Ликвидация юридического лица производится ликвидационной комиссией, назначаемой органом, принявшим решение о ликвидации. Этот орган осуществляет контроль за деятельностью комиссии, устанавливает порядок и регламент ее работы. На период деятельности ликвидационной комиссии полномочия руководителя организации переходят к председателю ликвидационной комиссии, который решает самостоятельно все вопросы деятельности ликвидируемой организации, за исключением отнесенных законодательством к компетенции ликвидационной комиссии или хозяйственного суда.

     С момента назначения ликвидационной комиссии акционеры не могут осуществлять свои права по управлению этим лицом ни непосредственно ни через уполномоченные им органы, поскольку права и обязанности органа управления соответствующего юридического лица переходят к ликвидационной комиссии.

     Общее собрание акционеров обязано обеспечить ликвидацию в срок, согласованный с регистрирующим органом.

     2. Уведомление регистрирующего органа. Публикация объявления с указанием  срока предъявления претензий  кредиторов не менее 2 месяцев. 
На основании соответствующих документов о ликвидации, регистрирующий орган в пятидневный срок представляет Министерству юстиции сведения о том, что коммерческая организация находится в процессе ликвидации, для внесения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

     С этого момента руководитель, акционеры ликвидируемого юридического лица не могут быть собственниками (учредителями, участниками) какого-либо вновь создаваемого юридического лица, так как это будет основанием отказа в его государственной регистрации. 
Осуществление операций по счетам предприятия, совершение сделок, не связанных с ликвидацией, не допускаются.

     3. Работа ликвидационной комиссии  по закрытию.

     Председатель  ликвидационной комиссии без доверенности действует от имени ликвидируемой  организации, представляет ее интересы на всех предприятиях, в учреждениях и организациях, распоряжается имуществом и средствами в пределах прав, установленных законодательством или хозяйственным судом, заключает договора, в том числе трудовые, выдает доверенности, утверждает штаты юридического лица, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников организации вне зависимости от того, являются ли они членами ликвидационной комиссии или нет. Председатель ликвидационной комиссии или лицо, его замещающее, несут имущественную и иную ответственность за ущерб, причиненный по их вине ликвидируемому юридическому лицу, его собственнику (собственникам), участникам, учредителям, третьим лицам, за другие противоправные действия, а также за неисполнение решений (определений, постановлений) хозяйственного суда в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

     В целях определения имущества  ликвидируемого юридического лица и  его оценки, ликвидационная комиссия, после выявления дебиторской  задолженности и проведения инвентаризации или одновременно с этим: 
направляет участникам юридического лица требование о погашении остающейся кредиторской задолженности этого юридического лица в полном объеме, в том числе по платежам в бюджет, при условии, что они несут субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица в соответствии с декретами, указами Президента РБ, законами РБ, уставом или иными учредительными документами, если денежных средств и другого имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно для погашения кредиторской задолженности в полном объеме;

Информация о работе Юридические лица. Общие положения