Юридические лица. Общие положения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотрение понятия, сущности, порядка создания и прекращения деятельности юридических лиц в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

Тема Понятие и виды юридических лиц.doc

— 304.50 Кб (Скачать)

     Выплаты кредиторам производятся по мере продажи  имущества должника. Окончательная  выплата осуществляется после продажи  всего имущества в соответствии с планом ликвидации. О последней  выплате должна быть сделана публикация.

     После вышеуказанных платежей управляющий  организует выплату кредиторам их долей  разделенного имущества, то есть подлежащих удовлетворению признанных требований или их частей, в соответствии с  установленной законом очередностью.

     По  завершении процедуры ликвидационного производства, суд предоставляет данные о ликвидации для исключения субъектов хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и сообщает об их ликвидации в налоговые органы и органы государственной статистики.

     Предприятие считается ликвидированным, а требования кредиторов погашенными, с даты внесения записи об этом в Единый государственный  регистр юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей.

     Минимальный срок банкротства, минуя процедуры защитного периода и санации, составляет около 9 месяцев, с указанными процедурами около 2 лет.

     Положение о ликвидации юридического лица вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяется на учреждения и казенные предприятия (п. 4 ст. 57 ГК).

     Прежде  чем объявить юридическое лицо несостоятельным (банкротом), предпринимается попытка вывести его из этого состояния, разрешить его возникшие экономические проблемы. Если это невозможно сделать или отсутствуют основания продолжения деятельности юридического лица, то оно ликвидируется.

     Прекращение деятельности юридического лица происходит в случае признания судом недействительными данных регистрации в связи с допущенными нарушениями законодательства, которые нельзя устранить.

     Учредители (участники) юридического лица, суд или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, устанавливают порядок и сроки проведения ликвидации, а также срок для заявления претензий кредиторов, который не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Они также обязаны немедленно письменно известить орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, который в свою очередь вносит в реестр юридических лиц сведения, что данное юридическое лицо находится в стадии ликвидации.

     Ликвидация юридического лица осуществляется ликвидационной комиссией (ликвидатором), образованной учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации.

     Ликвидационная  комиссия обязана:

    • известить письменно кредиторов и заинтересованные стороны о ликвидации юридического лица;
    • сосредоточить денежные средства юридического лица на едином счете в одном банке;
    • составить отчет об имуществе юридического лица, включая находящееся под залогом;
    • подготовить план его ликвидации, закончить текущие дела;
    • осуществлять поэтапную реализацию собственности ликвидируемого юридического лица в интересах заинтересованных сторон;
    • представлять кредиторам, суду, государственным контролирующим и на логовым органам, другим заинтересованным организациям и лицам необходимую информацию об имуществе ликвидируемого предприятия, о ходе процесса реализации собственности;
    • подготовить заключительный отчет о проведении ликвидации юридического лица и представить его в суд.

     На  основании утвержденного плана  ликвидации осуществляется распродажа имущества. Продажа имущества ликвидируемого юридического лица приводится в том случае, если имеющиеся денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов.

     После ликвидации юридического лица удовлетворение претензий кредиторов к должнику производится в следующей очередности:

    • осуществляется капитализация повременных платежей, причитающихся с этого субъекта хозяйствования, в связи с его ответственностью за причинение увечья или иного повреждения здоровья либо смерти лица;
    • осуществляются расчеты по выплате выходных пособий и по оплате труда с членами трудового коллектива, а также производится выплата вознаграждения по авторским договорам;
    • вносятся платежи (задолженность) в бюджет и внебюджетные фонды;
    • производится удовлетворение требований кредиторов по долговым обязательствам, обеспеченным залогом имущества;
    • погашаются другие обязательства должника, а также проводятся другие необходимые мероприятия.

     После удовлетворения претензий кредиторов составляется ликвидационный баланс, который вместе с остатком имущества передается собственнику или органу, назначившему ликвидационную комиссию.

     Долговые  обязательства, неудовлетворенные  за недостатком имущества, считаются погашенными, за исключением случаев, предусмотренных законом.

     Так, в ст. 62 ГК сказано, что в случае, если после ликвидации юридического лица будет доказано, что оно в целях избежания ответственности перед своими кредиторами передало другому лицу или иным образом намеренно скрыло хотя бы часть своего имущества, кредиторы, не получившие полного удовлетворения своих требований в рамках ликвидационного производства, вправе обратить взыскание на это имущество в непогашенной части долга.

     Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

     С момента исключения юридического лица из реестра государственной регистрации оно считается ликвидированным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Развитие  капиталистической формы хозяйствования, ускорение производства и оборота  товаров и услуг, создание централизованного  производства и кооперированного сбыта, концентрация капитала для создания таких производств обусловили необходимость возникновения соответствующих организационно- правовых юридических форм. Конструкция юридического лица наиболее подходила для этого, и нужно было только законодательно закрепить или создать соответствующие потребностям экономического оборота организационно-правовые формы юридического лица, предусматривающие определённые управленческие и имущественные особенности  (товарищества, общества и т.д.). При этом необходимо заметить, что понятие "юридического лицо" получило распространение только в гражданском законодательстве стран континентальной системы прав, в основном европейских государств. Законодательство стран с англосаксонской системой права не использует понятие "юридическое лицо", а просто определяет виды объединений, которые рассматриваются как самостоятельные субъекты права (партнёрства, корпорации и т.д.) или же считаются самостоятельными субъектами права в определённых случаях, предусмотренных законодательством.

     Предпринимательство в Республике Беларусь, в том числе  малый и средний бизнес, играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности.

     Политика белорусского государства в экономической сфере должна учитывать необходимость всемерной поддержки частной инициативы и предпринимательства. При этом не следует понимать такую поддержку односторонне – только как льготы и субсидии. В первую очередь  важно снять искусственные административные барьеры. Прозрачность и понятность юридических процедур. Т.е упрощение вступления в бизнес и открытие своего дела.

     На  сегодняшний момент перечень лицензируемых  видов деятельности максимально  оптимизирован, определены четкие правила  получения лицензий, процедуры дебюрократизированы. Однако вместо ликвидированных видов лицензий сохранилось еще административное влияние на предпринимателей. Требуется получение множества каких–то разрешений, которые в скрытой форме являются теми же лицензиями. К примеру, чтобы открыть придорожное кафе, надо преодолеть 42 разрешительные процедуры. Ни одно ведомство, ни одно должностное лицо не может по своему усмотрению вводить разрешительные процедуры. Все должно быть систематизировано в едином нормативном правовом акте республиканского значения; 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
 
  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями  и дополнениями, принятыми на республиканских  референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)  // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2011.
  2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: − Закон Республики Беларусь, 17 декабря 1998 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2011.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: − Закон Республики Беларусь, 11 января  1999 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2011
  4. Хозяйственно процессуальный кодекс Республики Беларусь: − Закон Республики Беларусь, 15 декабря  1998 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2011
  5. Об хозяйственных обществах: Закон Республики Беларусь, 9 декабря 1992 г.,  № 2020-XII: в ред. Закона Республики Беларусь от 8.07.2011. г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2011
  6. Брагинский М.И. Хозяйственный договор  −  каким ему быть.  −  М, 1990. – 434 с.
  7. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения.  − М., 2007. – 424 с.
  8. Браславский Л.Н. Правовые основы стандартизации и качества.  −  М., 2006.
  9. Быков А.Г. Предпринимательское право: проблема формирования и развития // Вестн. Моск. ун − та. Сер. 11, Право.  −  2003.  − № 6.
  10. Гражданское право. В 2 ч. Ч.2: Учебник. /Под общ.ред. проф. В.Ф.Чигира. – Мн.: Амалфея, 2002. − 1008с.
  11. Дойников И.В. Предпринимательское право: Учеб. пособие.  − М., 2008. – 324 с.
  12. Ершова И.В. Предпринимательское право Учеб. − М.:  Юриспруденция, 2002. – 389 с.
  13. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов по спец.»Юриспруденция». − 3 − е изд., изм. и доп. − М. :  Норма, 2000. – 424 с.
  14. Зезетко В.И. Правовое регулирование предпринимательства в Республике Беларусь. Мн. 2007. – 367 с.
  15. Иванова Г.А. Хозяйственное право: Конспект лекций. − СПб.:  Изд − во Михайлова В.А., 2000. – 424 с.
  16. К.М.Алиева «Порядок избрания и деятельность совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества» // «Право и экономика», 2006, N 5.
  17. Кожевникова Т.М. Становление национальной модели корпоративного управления в России. Автореф. дис. канд. экон. наук. Тамбов, 2003. С. 8.
  18. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь: В 2 кн. Кн.1./ Отв. ред. В.Ф.Чигир. –2 − ое изд. –Мн.: Амалфея, 2000. –544с.
  19. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право: Учеб. пособие.  − М., 2007. – 434 с.
  20. Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса.  − Деловые люди, 1994, N 3
  21. Мартемьянов     B.C.      Хозяйственное      право:      Учебник.      В     2 − х     томах.      Т.      I. М, 2004 г. – 409 с.
  22. Могилевский С.Д. Правовые основы деятельности акционерных обществ: Учеб. − практ. пособие. М.: Дело, 2004. – 281 с.
  23. Н.Н.Пахомова «О правовом статусе совета директоров (наблюдательного совета) и их членов в хозяйственных обществах» // «Современное право», 2005, N 1, с. 5
  24. Основы приватизации [Текст]: курс лекций/  Д.И. Кандрусев. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 67 с.– Библиогр.: с.67.–100 экз. – ISBN  985 − 457 − 422 − 9.
  25. Перевалов Ю.В., Басаргин В.Ф. Акционерная собственность и корпоративный контроль на приватизированных организацийх в переходной экономике: теория и методология анализа. Екатеринбург, 1999. – 29 с.
  26. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Беларусь:  Практ. пособие /  В.А.Витушко, А.А.Головко, А.А.Греченков ;  Под общ.ред. В.А.Витушко, В.И.Семенкова; БГЭУ. −  Мн.:  ОО «Молодежное научное общество», 2001. – 324 с.
  27. Предпринимательское (хозяйственное) право:  В 2 т.:       Учебник /  Л.В.Андреева, А.Ю.Голубков, И.В.Ершова и др.;  Отв.       ред. О.М.Олейник; Моск. гос. юрид. акад. −  М.:  Юристъ, 2002. 
  28. Реуцкая Е..А. Хозяйственное право:  Курс лекций (для спец.»Гос.управление и экономика) /  Е.А.Реуцкая; Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Центр информ. технологий. − Мн., 2005. – 324 с.
  29. Рэм Чаран. Совет директоров: технологии успешной работы. Коллегиальное управление в современном бизнесе. М.: Добрая книга, 2006. С. 25.
  30. Управление и корпоративный контроль в акционерном обществе: Практ. пособие / Под ред. Е.П.Губина. М., 1999. С. 160.
  31. Хозяйственное право. Общие положения. / Под ред. В.В.Лаптева. – М., 1983.

Информация о работе Юридические лица. Общие положения