Юридические лица: понятие, признаки и виды юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование юридических лиц, а именно понятие юридических лиц, виды и признаки.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

- определить понятие юридических лиц;

- изучить и рассмотреть виды юридических лиц.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1.ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА……………………...5

1.1.Понятие юридического лица…………………………………………..…….5

1.2.Признаки юридического лица……………………………............................10

2.ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ……………………………………………….17

2.1.Коммерческие юридические лица……………………….............................18

2.2.Некоммерческие юридические лица…………………….............................25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….47

Работа содержит 1 файл

Гражданское право курсовик(сдан).doc

— 242.50 Кб (Скачать)

    Имущество, предназначенное для обеспечения  уставной деятельности фонда, образуется за счет: совокупного вклада учредителей (вклада учредителя); целевых взносов  вкладчиков, части дохода фонда от размещения пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений; части сумм пенсионных взносов, если право фонда на направление части соответствующих взносов на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и покрытие административных расходов предусмотрено правилами фонда и соответствующим договором. При этом предельный размер части суммы пенсионного взноса не может превышать 3% суммы взноса; дохода фонда от использования, в том числе размещения, имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда; благотворительных взносов и других законных поступлений.

    Высшим  органом управления фонда является совет фонда. В целях надзора  за деятельностью фонда и защиты интересов вкладчиков и участников фонд создает попечительский совет.

    6) учреждение (ст. ст. 120, 296 - 299 ГК, ст. 9 Федерального  закона "О некоммерческих организациях", ст. 11 Федерального закона "Об  общественных объединениях", ст. 12 Закона "Об образовании"41, ст. ст. 8, 9 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"42, ст. 26 Федерального закона от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"43, ст. 6 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"44, ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле"45, ст. ст. 41 - 47 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. N 3612-146, ст. ст. 12 - 14 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-147, ст. 24 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"48, Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"49, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения"50) - не относится к числу объединений граждан и (или) юридических лиц. В учреждении отсутствуют отношения членства, оно создается для осуществления определенных функций и характеризуется существенной зависимостью от учредителя (п. 1 ст. 120 ГК). Во-первых, учредитель обязан полностью или частично финансировать учреждение; во-вторых, учредитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в размере недостающих денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения. Согласно п. 3 ст. 120 ГК учреждения в зависимости от субъектного состава их учредителей подразделяются на государственные и иные учреждения (в том числе муниципальные, общественные и т.д.). По своему функциональному назначению государственные и иные учреждения классифицируются на государственные органы, образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, учреждения социального обслуживания, учреждения культуры и т.д. В нормах специального законодательства содержатся правовые определения соответствующих разновидностей учреждений. Отдельные разновидности учреждений могут, в свою очередь, подразделяться на типы, виды, категории. Согласно п. 1 ст. 120 ГК учреждение финансируется учредителем полностью либо в части путем выделения ему денежных средств по смете и (или) путем закрепления за ним иного имущества на праве оперативного управления.

    Источником  формирования имущества учреждения являются не только имущество, закрепленное за учреждением его учредителем, но также иные поступления, в том  числе доходы от осуществляемой в  соответствии с учредительными документами  приносящей доходы деятельности. В силу п. 2 ст. 298 ГК упомянутые доходы поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

    Согласно  п. 2 ст. 48 ГК финансируемые учредителем  учреждения относятся к разряду  юридических лиц, имущество которых  принадлежит учредителю на праве собственности. В отличие от большинства юридических лиц (за исключением религиозных организаций) учреждение отвечает по своим обязательствам не всем принадлежащим ему имуществом. Согласно п. 2 ст. 120 ГК предметом взыскания по претензиям кредиторов могут быть лишь находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства.

    7) объединение юридических лиц  (ассоциация или союз) (ст. 121 ГК, ст. ст. 11, 12 Федерального закона "О  некоммерческих организациях", ст. 142 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", ст. 28 Федерального закона "О рекламе", ст. 22 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"51, Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. N 211-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации"52, ст. 8 Федерального закона от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"53, ст. 1 Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации"54, ст. 36.26 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах", ст. ст. 57 - 59 Федерального закона "Об инвестиционных фондах", ст. 20 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности"55) - являются разновидностью основанных на членстве объединений юридических лиц, включающих в свой состав коммерческие и (или) некоммерческие организации.

    После государственной регистрации ассоциации (союза) ее учредители становятся членами  ассоциации (союза). Порядок приема в ассоциацию (союз) новых участников определяется п. 3 ст. 123 ГК, согласно которому новый участник может войти в  ассоциацию (союз) с согласия ее членов. В силу п. 3 ст. 121 ГК члены ассоциации (союза) сохраняют права юридического лица. Кроме того, членство в ассоциации (союзе) не лишает юридическое лицо самостоятельности. Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами (консультационными, маркетинговыми, информационными и т.д.). Правом на безвозмездное обслуживание наделены все члены ассоциации (союза). Ассоциации (союзы) обладают специальной правоспособностью, которая существенно ограничена, поскольку они лишены права непосредственно осуществлять предпринимательскую деятельность. Одним из источников формирования имущества ассоциации (союза) могут быть имущественные взносы ее учредителей (членов), обязанность внесения которых, хотя прямо не установлена, однако следует из смысла п. 2 ст. 123 ГК. Имущество ассоциации (союза) принадлежит ей на праве собственности. Учредители (члены) не имеют имущественных прав в отношении ассоциации (союза). Полученная ассоциацией (союзом) прибыль не распределяется между членами Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Однако на членов возлагается ограниченная субсидиарная ответственность по обязательствам ассоциации (союза). Размер и порядок такой ответственности определяются учредительными документами ассоциации (союза).

    8) объединение работодателей (Федеральный  закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей"56) – объединения, созданное на добровольной основе, работодателей, они могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам.

    Объединение работодателей создается на основании  решения его учредителей. Учредителями объединения работодателей могут  быть не менее двух работодателей  или двух объединений работодателей (п. 1 ст. 10 Федерального закона "Об объединениях работодателей"). Учредительным документом объединения работодателей является его устав. Уставом объединения работодателей может предусматриваться ответственность члена объединения работодателей за несоблюдение положений устава, решений органов управления объединения работодателей. Структура, порядок формирования и полномочия органов управления объединения работодателей, порядок принятия ими решений устанавливаются уставом объединения работодателей (ст. 12 Федерального закона "Об объединениях работодателей").

    Объединение работодателей может иметь на праве собственности и ином праве  земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Объединение работодателей не отвечает своим имуществом по обязательствам членов объединения работодателей.

    9) некоммерческое товарищество (ст. 291 ГК, ст. ст. 135 - 153 Жилищного кодекса  Российской Федерации, Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан") - предусмотрено два вида некоммерческих товариществ - товарищества собственников жилья и садоводческие, огороднические или дачные товарищества.

    Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме (п. 1 ст. 135 ЖК). Собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Единственным учредительным документом товарищества собственников жилья является устав. В собственности товарищества собственников жилья может находиться движимое имущество, а также недвижимое имущество, расположенное внутри или за пределами многоквартирного дома.

    Средства  товарищества собственников жилья  состоят из: обязательных платежей, вступительных и иных взносов  членов товарищества; доходов от хозяйственной деятельности товарищества, направленных на осуществление целей, задач и выполнение обязанностей товарищества; субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иных субсидий; прочих поступлений.

    Товарищество  может заниматься следующими видами хозяйственной деятельности: управлением  обслуживания, эксплуатации и ремонта  недвижимого имущества в кондоминиуме; строительством дополнительных помещений и объектов общего имущества в кондоминиуме; сдачей в аренду, внаем либо продажей недвижимого имущества, входящего в состав кондоминиума и находящегося в собственности товарищества собственников жилья, в случае недостаточности средств, необходимых для содержания общего имущества кондоминиума и улучшения данного имущества.

    Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество может быть создано  не менее чем 3 гражданами (ст. 16 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"). Учредительным документом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (далее - товарищество) является устав, утвержденный общим собранием учредителей. Правление товарищества является коллегиальным исполнительным органом и подотчетно общему собранию товарищества (собранию уполномоченных). Правление товарищества избирается прямым тайным голосованием из числа его членов сроком на 2 года общим собранием товарищества (собранием уполномоченных), если его уставом не предусмотрено иное. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью товарищества, в том числе за деятельностью его председателя, членов правления и правления, осуществляет ревизионная комиссия (ревизор), избранная из числа членов товарищества общим собранием его членов в составе одного или не менее трех человек сроком на два года. В состав ревизионной комиссии (ревизором) не могут быть избраны председатель и члены правления, а также их супруги, родители, дети, внуки, братья и сестры (их супруги).

    10) некоммерческое партнерство (ст. 8 Федерального закона "О некоммерческих  организациях", ст. 4 Федерального  закона "О садоводческих, огороднических  и дачных некоммерческих объединениях  граждан", ст. 11 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"57, ст. ст. 24 - 28 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-158, ст. 22 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", ст. 33 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"59, ст. 36.26 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах", ст. ст. 21 - 22 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", ст. 22 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации") - некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение общеполезных целей (п. 1 ст. 8 Федерального закона "О некоммерческих организациях").Основную цель деятельности некоммерческих партнерств составляет содействие членам партнерства в осуществлении общеполезной деятельности, указанной в учредительных документах некоммерческого партнерства. Такое содействие может быть оказано путем безвозмездного предоставления членам партнерства услуг, использования в общеполезных целях прибыли партнерства и т.д.

    Членами некоммерческого партнерства могут  быть граждане и (или) юридические лица. Примерный перечень прав и обязанностей членов некоммерческого партнерства определен в п. 3 ст. 8 Закона "О некоммерческих организациях", согласно которому члены некоммерческого партнерства вправе участвовать в управлении делами партнерства, получать информацию о его деятельности, по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства. Учредительными документами некоммерческого партнерства на его членов может быть возложена обязанность внесения членских взносов. Члены некоммерческого партнерства не имеют права на получение части его прибыли.

    11) автономная некоммерческая организация  (ст. 10 Федерального закона "О некоммерческих  организациях", ст. 23 Федерального  закона "Об адвокатской деятельности  и адвокатуре в Российской  Федерации", ст. 11.1 Закона "Об образовании") – представляет собой не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, культуры, здравоохранения, спорта и иных услуг (ст. 10 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

    Учредители  автономной некоммерческой организации  не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

    Основная  цель деятельности автономной некоммерческой организации заключается в предоставлении услуг как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Услуги автономной некоммерческой организации предоставляются как ее учредителям (участникам), так и третьим лицам. Учредители могут пользоваться услугами автономной некоммерческой организации только на равных условиях с другими лицами (п. 4 ст. 10 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). Поскольку одним из источников формирования имущества автономной некоммерческой организации являются добровольные имущественные взносы учредителей, Закон наделяет последних правом осуществлять надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации в порядке, предусмотренном ее учредительными документами. Еще одной гарантией целевого использования имущества автономной некоммерческой организации является требование о коллегиальном характере высшего органа управления автономной некоммерческой организации, что исключает возможность единоличного решения вопросов ее жизнедеятельности (п. 1 ст. 29 Закона "О некоммерческих организациях").

Информация о работе Юридические лица: понятие, признаки и виды юридического лица