Опека и попечительство.Признание гражданина безвестно отсутствующим

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение института опеки и попечительства, а также изучение порядка признания гражданина безвестно отсутствующим.
В соответствии с целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. определить понятие опеки и попечительства;
2. рассмотреть основания и порядок установления и прекращения опеки и попечительства;
3. рассмотреть статус опекунов и попечителей и органов опеки и попечительства;
4. рассмотреть порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и его правовые последствия.

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 168.50 Кб (Скачать)


27

 

ВВЕДЕНИЕ

На любом историческом этапе перед обществом стоит задача обустройства детей, стариков, инвалидов, их жизнеобеспечения и защиты их интересов. Цивилизованное общество признает человека наивысшей ценностью, а потому обращает на данную проблему особое внимание. Однако очевидно и то, что забота о тех согражданах, которые не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно, - это вынужденная обязанность любого социального коллектива, а также любого государства, обеспечивающего собственную безопасность. В первую очередь необходимость такой заботы проявляется в вопросе устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Сегодня все социальные явления, связанные с детской беспризорностью и безнадзорностью, попали в обозначенный Президентом РФ перечень угроз национальной безопасности.

Наиболее благоприятным способом устройства лиц, нуждающихся в уходе или воспитании, является проживание в семье родных и близких. Супруг, родители, дети, внуки, иные родственники (как правило, близкие) не только безвозмездно осуществляют уход за гражданином, а в отношении ребенка - воспитание, но и, что более важно, поддерживают его духовно. Необходимость в общении - естественная потребность личности, и ее реализация в полной мере возможна лишь при проживании в семье, с теми людьми, кто близок в силу родства или иных личных отношений. И напротив, забота о гражданах может осуществляться теми или иными государственными или муниципальными учреждениями социального обслуживания. Одним из недостатков такой формы охраны прав и интересов граждан недееспособных или не полностью дееспособных является ее затратный характер. Речь идет не только о том, что учреждения социального обслуживания и детские учреждения требуют финансирования со стороны государства. Дело и в том, что, к сожалению, во многих случаях помещаемые в учреждения граждане обязаны возмещать расходы на свое содержание. Компромиссом между устройством граждан в специальные учреждения и организацией заботы о них со стороны семьи во многих случаях становится опека (попечительство).

              Еще одной серьезной проблемой в настоящее время являются люди, о месте нахождения которых ничего неизвестно. Длительное отсутствие гражданина в месте жительства, если неизвестно место его пребывания, небезразлично для организаций и граждан, с которыми он находился в правовых отношениях. Например, если гражданин был должником, то кредиторы не имеют возможности потребовать уплаты долга. Нетрудоспособные лица, которые были на иждивении гражданина, перестают получать от него содержание, но не могут обратиться за пенсией, поскольку считаются имеющими кормильца. В случае длительного отсутствия гражданина может быть причинен ущерб его имуществу, оставшемуся в месте жительства без надзора.

              С целью устранения юридической неопределенности, вызванной длительным отсутствием гражданина, и предотвращения указанных неблагоприятных последствий для его имущества закон предусматривает создание особого юридического состояния для такого гражданина, а именно признание его безвестно отсутствующим.

              Целью данной курсовой работы является изучение института опеки и попечительства, а также изучение порядка признания гражданина безвестно отсутствующим.

              В соответствии с целью необходимо выполнить следующие задачи:

1.      определить понятие опеки и попечительства;

2.      рассмотреть основания и порядок установления и прекращения опеки и попечительства;

3.      рассмотреть статус опекунов и попечителей и органов опеки и попечительства;

4.      рассмотреть порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и его правовые последствия.

 

 

 

 

1.                       ИНСТИТУТ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА: ПОНЯТИЕ, УСТАНОВЛЕНИЕ, ПРЕКРАЩЕНИЕ, СТАТУС ОПЕКУНОВ И ПОПЕЧИТЕЛЕЙ

1.1.               ПОНЯТИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

В настоящее время основополагающие нормы об опеке и попечительстве содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 31-40)[1], который вместе с тем устанавливает, что деятельность опекунов и попечителей, относящаяся к воспитанию несовершеннолетних, состоящих под опекой или попечительством, является предметом регулирования семейного права (п.1 ст. 150 Семейного кодекса РФ)[2], а также в Федеральном законе от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».[3]

Настоящий закон определяет опеку как форму устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Попечительство согласно этому закону - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.[4]

Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются:

1) обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

2) защита прав и законных интересов подопечных;

3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных;

4) обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;

5) обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

Опека и попечительство осуществляются на основе следующих принципов:

1) свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;

2) контроль за деятельностью по опеке и попечительству;

3) обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.[5]

Применение положений законодательства об опеке и попечительстве в настоящее время показывает, что этот институт работает недостаточно эффективно, что влечет за собой рост числа случаев нарушения прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.

В частности, опека над недееспособными гражданами устанавливается редко, хотя число пациентов соответствующих лечебных учреждений возрастает. К сожалению, все реже родные и близкие берут на себя заботу о лицах, страдающих психическими расстройствами. Кроме того, именно этот вид опеки характерен наибольшим количеством злоупотреблений со стороны опекунов в отношении имущества подопечного.

Еще реже устанавливается попечительство над гражданами, ограниченными судом в дееспособности. В первую очередь это обусловлено тем, что закон более не провозглашает "борьбы с пьянством и алкоголизмом". Однако, предоставив гражданам свободу употребления и, более того, злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами, ограничив рамки вмешательства в частную жизнь гражданина, наше государство многих из своих граждан потеряло безвозвратно.

Другая причина недостаточного использования положений ГК РФ об ограничении дееспособности гражданина (ст. 30) коренится в последствиях такого ограничения. Действующее законодательство напрямую не разрешает попечителю ограниченно дееспособного гражданина получать причитающийся подопечному доход. В законе закреплена только необходимость выдачи согласия попечителя на получение дохода и распоряжение доходом, что не дает попечителю возможности изъять у подопечного денежные средства и непосредственно распорядиться ими в его интересах

Опека и попечительство над несовершеннолетними в целом до последнего времени в достаточно полной мере соответствовала своему назначению. К сожалению, сейчас в функционировании этого института также наметились негативные тенденции, обусловленные резким ростом числа детей, оставшихся без попечения родителей, а также отсутствием необходимого бюджетного финансирования органов опеки и попечительства.[6]

1.2. УСТАНОВЛЕНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

Сущность опеки состоит в том, что вместо ребенка, не достигшего 14 лет, либо вместо лица, признанного судом недееспособным, все права и обязанности осуществляет специально назначенное лицо – опекун. Опекуны являются представителям подопечных в силу закона и полностью заменяют подопечных в имущественных отношениях.

Опекуны совершают от имени подопечных и в их интересах все необходимые сделки, они выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе, в судах, без специального полномочия, на основании удостоверения, выданного органом опеки и попечительства, либо решения этого органа о назначении данного лица опекуном.

В литературе иногда высказывается мнение, что опека устанавливается над полностью недееспособными гражданами. Это мнение является неточным, поскольку ГК не считает детей в возрасте от 6 до 14 лет полностью недееспособными, а, напротив, определяет объем их частичной дееспособности.[7]

Несмотря на то, что в большинстве случаев недееспособными признают взрослых граждан, положения ст. 29 ГК РФ распространяются и на тот случай, когда признаки психического расстройства имеются у несовершеннолетнего лица.

Если ребенок, неспособный понимать значение своих действий или руководить ими, не достиг 14 лет, то признания его недееспособным не требуется. Однако, если же такой несовершеннолетний достиг 14 лет, то в целях охраны его интересов и обеспечения совершения от его имени необходимых юридических действий требуется признание его недееспособным в общем порядке.[8] В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2005 года говорится, что в соответствии с ч. 1 ст. 29 Кодекса гражданин, который  вследствие  психического  расстройства  не  может понимать значения своих действий или  руководить  ими,  может  быть  признан судом   недееспособным   в   порядке,   установленном   гражданским процессуальным  законодательством.   Данная   норма   не   содержит ограничений   относительно   возраста  гражданина,  которого  можно признать недееспособным.

Следовательно, несовершеннолетний от 14 до 18 лет, страдающий психическим расстройством, может быть признан судом недееспособным (в том объеме дееспособности, которым он наделен в соответствии со ст. 26 ГК РФ).[9]

Как и при устройстве детей, при определении судьбы недееспособных граждан орган опеки и попечительства должен руководствоваться здравым смыслом, исходить из обстоятельств дела.

Во-первых, лицо, признанное судом недееспособным, уже может находиться в медицинском учреждении.

Во-вторых, передача под опеку гражданина, признанного недееспособным, может оказаться нецелесообразной. Возможно, его поведение представляет опасность для себя или окружающих или лицо нуждается в постоянном медицинском уходе и оставление его без психиатрической помощи может повлечь существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния. Кроме того, орган опеки и попечительства может не подыскать то физическое лицо, которое хотело бы и могло осуществлять функции опекуна над недееспособным.[10]

Решение вопроса о необходимости учреждения опеки над малолетними и попечительства над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет законодатель не связывает с мнением (желанием или нежеланием) самого ребенка. В то же время, когда встает вопрос о выборе конкретного лица для осуществления обязанностей опекуна, должна приниматься во внимание воля несовершеннолетнего. В результате анализа норм ст. 145 - 150 СК РФ можно сделать вывод о том, что не допускается назначение опекуна (попечителя) в случае противоположности интересов опекуна и подопечного.[11]

Юридическая природа опекунских прав и обязанностей всегда едина, независимо от того, каким образом в каждом конкретном случае был произведен выбор опекуна. Опекун несовершеннолетнего во всех случаях является лицом, не только управомоченным представлять права и интересы ребенка, но и обязанным это делать. Кроме того, субъективные права и обязанности опекунов (попечителей) так же неразделимы, как и родительские права и обязанности.[12]

Попечительство отличается от опеки содержанием обязанностей, которые закон возлагает на опекунов и попечителей. Оно устанавливается над гражданами, которые частично дееспособны, - над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (п.1 ст.33 ГК).[13]

После вступления решения суда в законную силу орган опеки и попечительства в течение месяца должен назначить ограниченно дееспособному гражданину попечителя (п. 1 ст. 35 СК РФ).[14]

Попечительство состоит в том, что специально назначенное лицо – попечитель помогает частично дееспособному лицу осуществлять принадлежащие им права и обязанности своими советами и дает либо не дает свое согласие на совершение такими лицами сделок и других юридических действий (кроме сделок, которые несовершеннолетний или ограниченно дееспособный вправе совершать самостоятельно). Попечитель не заменяет полностью лицо, над которым установлено попечительство, а лишь помогает ему принимать разумнее решения, восполняя недостающий жизненный опыт несовершеннолетнего либо удерживая от неправильных действий гражданина, ограниченного судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Наряду с этим попечитель охраняет их от злоупотребления со стороны третьих лиц.[15]

Информация о работе Опека и попечительство.Признание гражданина безвестно отсутствующим