Опека и попечительство.Признание гражданина безвестно отсутствующим

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение института опеки и попечительства, а также изучение порядка признания гражданина безвестно отсутствующим.
В соответствии с целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. определить понятие опеки и попечительства;
2. рассмотреть основания и порядок установления и прекращения опеки и попечительства;
3. рассмотреть статус опекунов и попечителей и органов опеки и попечительства;
4. рассмотреть порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и его правовые последствия.

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства и разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

11) оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителе.[30]

1.6. ПРЕКРАЩЕНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

Опека или попечительство прекращается:

1) в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;

2) по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;

3) при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;

4) в случаях, предусмотренных статьей 40 Гражданского кодекса Российской Федерации: опека над совершеннолетним гражданином, который был признан недееспособным, прекращается, если судом вынесено решение о признании подопечного дееспособным, попечительство прекращается, если в отношении гражданина, ранее ограниченного судом в дееспособности, судом будет отменено это ограничение,  опека прекращается также по достижении малолетним 14 лет, в этом случае опекун становится попечителем без дополнительного разрешения об этом, по достижении несовершеннолетним 18 лет прекращается и попечительство над ним без особого разрешения, если несовершеннолетний приобрел полную дееспособность до достижения 18 лет, то попечительство над ним также прекращается.

Опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по основаниям, указанным выше, а также по достижении такими родителями возраста восемнадцати лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.[31]

Освобождение происходит,

                        Если несовершеннолетний возвращается родителям или усыновляется;

                        Если подопечный помещен для постоянного пребывания в соответствующее воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение.

Освобождение от выполнения обязанностей опекуна или попечителя возможно по их просьбе. Однако для удовлетворения такой просьбы необходимо доказать, что она обоснована уважительной причиной: болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным, изменение места жительства и другие. Решение об освобождении принимает орган опеки и попечительства.

Отстранение опекуна или попечителя применяется при ненадлежащем выполнении им своих обязанностей, в том числе при использовании им опеки и попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи. При этом орган опеки и попечительства может принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности, в том числе уголовной. Возможно отстранение также из-за недостатков в его деятельности, обусловленных отсутствием опыта, навыков, педагогических знаний.[32]

Последствия прекращения опеки и попечительства:

1. Лицо, выполнявшее обязанности опекуна или попечителя, не позднее трех дней с момента, когда ему стало известно о прекращении опеки или попечительства, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет.

2. Орган опеки и попечительства при обнаружении в действиях опекуна или попечителя оснований для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности обязан принять соответствующие меры не позднее чем через семь дней с момента получения отчета или не позднее чем через четырнадцать дней с момента обнаружения оснований для привлечения опекуна или попечителя к ответственности.

3. В связи с прекращением опеки или попечительства договор об осуществлении опеки или попечительства прекращается.[33]

 

 

 

 

 

 

2. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ

1. Признание гражданина безвестно отсутствующим.

Последствия безвестного отсутствия гражданина носят моральный и правовой характер как для лиц, находящихся с отсутствующим в каких-либо правовых отношениях, так и для самого отсутствующего. В связи с этим в защите прав и охраняемых законом интересов нуждаются не только заинтересованные лица (те, кто имеет правовые связи с безвестно отсутствующим), но и сами пропавшие граждане.

Несмотря на то, что означенная проблема является актуальной, институту судебного признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим законодателем уделено недостаточно внимания. ГПК РФ закрепил лишь уточнения некоторых правил и терминов в связи с положениями действующего материального законодательства.[34]

Безвестное отсутствие – удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания.[35]

В юридической литературе высказаны различные мнения об основании признания граждан безвестно отсутствующими. В вопросе о безвестном отсутствии мнения разделились. Ряд ученых полагает, что как при безвестном отсутствии, так и при объявлении умершим в основе лежит одна и та же презумпция смерти гражданина, поскольку решение суда будет истинным тогда, когда гражданина нет в живых. Другие авторы, напротив, полагают, что в безвестном отсутствии заложена презумпция жизни, ибо нет достаточных оснований предполагать, что гражданина нет в живых. Третья позиция, которая представляется наиболее правильной, основана на том, что никакого предположения в основе решения суда о безвестном отсутствии нет. Суд только констатирует факт отсутствия лица и не исходит из предположений о жизни или смерти лица.[36]

Согласно абз. 1 ст. 42 ГК гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.[37] Дело рассматривается в порядке особого производства. В  случае  явки гражданина, ранее признанного судом безвестно отсутствующим   или  объявленного умершим,  суд  по  заявлению  заинтересованного  лица  возобновляет производство   по   делу   и   выносит   новое  решение  в  том  же

производстве,   в   котором   гражданин   был   признан   безвестно отсутствующим  или  объявлен  умершим.  Возбуждение  нового дела не требуется.[38]

Понятия «заинтересованные лица» в законе не дается. По смыслу закона к их числу относятся супруг, лица, состоящие на иждивении отсутствующего, другие лица, если это необходимо им для защиты нарушенного права или охраняемого законом интереса, а также прокурор, органы государственного управления, иные органы.

Непременным условием признания гражданина безвестно отсутствующим является отсутствие его в месте жительства сведений о месте его пребывания в течение не менее одного года. При невозможности установить день получения последних сведений началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние известия, а при невозможности установить этот месяц – первое января следующего года (абз. 2 ст. 42 ГК).[39]

2. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим.

Основные юридические последствия признания гражданина безвестно отсутствующим состоят в следующем:

                        Имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление. В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает с ним договор о доверительном управлении. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по иным обязательствам безвестно отсутствующего.

Законом допускается назначение управляющего имуществом отсутствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания (п. 2 ст. 43 ГК).[40] Управляющего в таком случае назначает орган опеки и попечительства своим решением, без обращения в суд. По заявлению заинтересованных лиц орган опеки и попечительства может назначить опекуна для охраны имущества, если он отсутствует меньше года. Однако в таком случае опекун не может производить из него какие-либо выплаты.[41]

Главной обязанностью управляющего следует считать погашение задолженности по обязательствам безвестно отсутствующего лица. Однако делать это необходимо в строго определенном порядке. Управляющий имеет право передавать деньги или иное имущество только судебному приставу - исполнителю, который производит исполнение в установленном законом порядке.

Иными словами, если кредитор отсутствующего гражданина желает получить долг, он должен в общем порядке обратиться в суд с иском. Такая же процедура должна быть соблюдена и в отношении иждивенцев пропавшего гражданина. Чтобы содержать его детей, необходимо обратиться в суд с иском о взыскании алиментов.

Сложнее всего осуществлять все указанные процедуры в том случае, когда пропавший человек состоял в браке. Ведь основное его имущество, как правило, является общей совместной собственностью супругов. Здесь следует иметь в виду два основных момента. Во-первых, после вынесения решения о признании гражданина безвестно отсутствующим его брак не прекращается автоматически. С этим лицом можно развестись в упрощенном порядке в органах загса (ст. 19 СК РФ). Однако орган загса, приняв заявление от супруга такого гражданина, обязан известить о предстоящем разводе управляющего имуществом или местную администрацию. Во-вторых, если безвестно отсутствующему гражданину принадлежит имущество, входящее в состав общей собственности, то управляющему следует предъявить в суд иск о выделе доли.[42]

                        У нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца

                        Согласно ст. 188 ГК прекращается действие доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной им самим

                        Супруг гражданина имеет право на расторжение брака в упрощенном порядке через орган загса (п.2 ст. 19 СК).

1.      Отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим (ст. 44 ГК). На основании решения суда отменяется доверительное управление и прекращаются другие юридические отношения, возникшие из факта признания его безвестно отсутствующим.[43]

В подобном случае с заявлением в суд могут обратиться как сам гражданин, признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, так и те лица или организации, по инициативе которых рассматривалось дело о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении его умершим. Это заявление не подлежит оплате государственной пошлиной, поскольку имеет место продолжение прежнего дела.

Информация о работе Опека и попечительство.Признание гражданина безвестно отсутствующим