Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

Работа содержит 1 файл

kon.doc

— 406.50 Кб (Скачать)

    и) установление общих принципов налогообложения  и сборов в Российской Федерации;

    к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

    л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

    м) защита исконной среды обитания и  традиционного образа жизни малочисленных  этнических общностей;

    н) установление общих принципов организации  системы органов государственной  власти и местного самоуправления;

    о) координация международных и  внешнеэкономических связей субъектов  Российской Федерации, выполнение международных  договоров Российской Федерации.

    2. Положения настоящей статьи в  равной мере распространяются  на республики, края, области, города  федерального значения, автономную  область, автономные округа.

                                                                     Статья 73

 

    Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

83 Государственно-правовое  закрепление статуса субъекта РФ.

 Этот  вопрос посвящен Федеративному договору.

 Федеративный  договор (31 марта 1993 г) РФ сегодня применяется  в части не противоречащей конституции  РФ. Федеральный договор не является союзным договором, он не превратил  РФ в союзное государство, т.к. РФ как субъект международного права существовала задолго до заключения союзного договора и федерацией она провозглашена еще в 1918 г. Союзный федеративный договор единый, это многосторонний договор и его стороной не могут быть органы центральной федеральной власти, т.к. на момент заключения договора ее не существовало.

 Эти договоры не создали государства, в  них речь шла о новом распределении  полномочий в рамках существовавшего  государства. На момент подписания федеративного  договора ряд субъектов не подписал данный договор. Так Чечня не подписала договор, полагая, что тем самым она вышла из-под эгиды РФ. Однако в альтернативной федерации субъект продолжает сохранять свой прежний статус, если не подписал новый договор. Федеративный договор 1992 г. не обеспечивает равноправного статуса субъектов федерации и вдобавок к договорам существует два протокола, которые содержат определенные льготы для отдельных субъектов федерации и в этой связи принятие конституции унифицировало статус субъектов РФ, сделало их более равными.

 

Одна  сторона - центральная российская власть (федеральные органы государственной власти РФ)

Другая:

1.Органы власти суверенных республик.

2.Органы власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ.

3.Органы  власти автономной области, автономных округов в составе РФ.

1,2- имеют  протоколы, там оговариваются  исключения.

«+»  стороны:

1.Он  замедлил процесс распада РФ.

 2.Он  создал правовую базу для принятия  Конституции в части раздела  Федеральной власти. «-» стороны:

 1.Не  обеспечил требуемого для федерации  равноправного статуса суб.

 2.Республики  по нему назывались «суверенными  государствами».

 3.В  договоре нет четкого разграничения  полномочий между Федерацией  и Субъектами.

 4.Договор  интерпретировался некоторыми республиками как основание не подчиняться (не подписать).

 

      84 Принцип правовой  государственности  в РФ.

 Ст. 1 Конституции: РФ - правовое государство.

 Сущность: Демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. (Правовое государство само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане). Институт разделения властей, правовая защита граждан.

 

 Принципы  правового государства:

 1.Верховенство  закона (Верховенство права), т.е.  общественные отношения регулируются  законами.

 2.Верховенство  закона означает его Всеобщность,  т.е. все области жизни должны  регулироваться законом.

 3.Верховенство  закона означает его Господство, т.е. такое положение закона, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимы, а все субъекты общественной жизни подчинялись бы его нормам.

 4.Правовое  государство- это, прежде всего  конституционное государство, которое и является правовой системой).

 5.Равенство  всех его граждан перед законом  (ст. 19).

 

 Функционирования  правого государства предполагает последовательное внедрение в жизнь  принципов Социальной справедливости (обеспечение прав человека, т.е. соответствие между действием человека, его трудовым вкладом и их оценкой обществом: соответствие между мерой нарушения и мерой наказания).

      В правовом государстве,  гос служит всему обществу, ответственно перед  человеком. Граждане в свою очередь  несут ответственность перед гос-ом и обеспечивают защиту его интересов. В результате правовое государство представляет как сочетание субъективных прав граждан и объективного порядка гос дейтельности.

      85 Конституционные  принципы экономики  в РФ.

 Экономической основой конституционного строя РФ является социально рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений.

 Принципы: В Конституции говориться (ст.8), что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

 Основополагающим  таким принципом служит установление в конституции целей использования  национальных богатств в общих интересах (ст. 9): Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

 

 В конституции  предусмотрена возможность государственного планирования экономической деятельности. (это не имеет ничего общего с  непосредственной плановой экономикой, которая основывается по принципу «план- это закон» ). А имеется в виду, что государство в различных формах должно нести ответственность за наиболее важные стороны организации производства и распределенения в стране в целом, в особенности за то, что в наибольшей степени затрагивает интересы населения (надежность снабжения населения всем необходимым; гарантии роста производства и обеспечения участия в производстве и распределение всех работоспособных лиц (т.е. занятость); смягчение последствии нестабильности в экономике (т.е.регулирование цен) ).

 

      86 Конституционные  основы права собственности  в РФ.

 Право собственности – экономическое  право, состоящие из 3-х вещных прав:

 а) фактического владения;

 б) пользования;

 в) распоряжения (определять судьбу).

   В соответствии с гражданским  кодексом частная собственность  не принадлежит ни Г, ни местному  самоуправлению, выделяют:

 1) индивидуальную;

 2) общую: 

 а) совместную (доля каждого собственника не выделяется);

 б) долевую.

Термин  собственности понимают по-разному:

а) Собственность- это форма присвоения благ, отношения  между людьми по его поводу.

Право собственности в этом смысле, как установили еще древние юристы, - это право владеть, пользоваться и распоряжаться конкретным имуществом.

б) Собственность- имущество.

 

 Для экономической системы РФ характерно многообразие форм собственности. Регулирование  отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам.

 Конституционное регулирование отношений собственности  имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством.

 Конституция РФ в ст. 8 закрепляет виды и равноправие  форм собственности (т.е. признается и  защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и  иные формы собственности).

      Под иными формами  собственности  - подразумевается собственность юридических лиц (хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций), смешанные формы собственности (когда собственность частично принадлежит государству и частично частному лицу).

 Государственная собственность- это объекты, находящиеся во владении и пользовании государства и предназначенные для осуществления государственных функции (государственные предприятия, государственный земельный фонд, собственность государственных учреждений, доля государства в совместных предприятиях).

 Муниципальная собственность это- собственность, находящаяся в ведении органов самоуправления и предназначенная для решения определенных задач. (В круг объектов входят помимо вышеперечисленных государственных объектов еще и соответствующие поступления налогов, сборов и займов и других обязательных выплат).

 Частная собственность, по Марксу, это собственность, которая приносит прибавочную стоимость. С современной точки зрения, это собственность, принадлежащая отдельному индивиду, которая может быть индивидуальной и общей (общая значит принадлежащая нескольким собственникам, которая, в свою очередь, делится на совместную и долевую). Совместной собственностью называется такая, где доля каждого собственника не выделяется.

 В конституции  также устанавливается (ст. 9), что  земля и другие природные ресурсы  могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

 

 В ст. 35 Конституции  говорится, что: Во-первых, право частной собственности охраняется законом. Во-вторых, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

 Из  этой статьи можно сделать вывод, что:

  1. Право собственности в принципе неотъемлемо;
  2. Лишение этого права, возможно, только как исключение;
  3. Порядок лишения должен быть установлен только законом;
  4. Такой закон должен определить случаи общественной необходимости, при котором возможно лишение.
  5. Эта необходимость должна быть очевидной.
  6. Лишение прав собственности возможно только со справедливым возмещением.

      В конституции предусмотрено (ст. 36), что  в частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения, владение осуществляется собственниками свободно, если не наносят ущерба окружающей среде.

      87 Конституционный  принцип “разделения  властей” в РФ: теоретические и  практические проблемы.

 Дробление власти ведет к ее уничтожению. Надо говорить о разделении сфер государственной власти (это явление объективное).

 Сегодня нет на свете ни одного государства, где бы ни было принципа разделения сфер государственной власти и первое проявление - это выделение судебной системы.

 Модели  разделения сфер:

 1) В  парламентарной монархии. Она отличается тем, что монарх осуществляет координационные функции, законодательная власть в руках парламента, исполнительная - правительства.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"