Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

Работа содержит 1 файл

kon.doc

— 406.50 Кб (Скачать)

 2) В  дуалистической монархии исполнительную  власть возглавляет монарх, а  законодательную – осуществляет парламент.

 3) В  президентской республике законодательная  власть принадлежит парламенту, исполнительная – президенту, который  возглавляет правительство. 

 4) Парламентарная  республика. Законодательная власть  принадлежит парламенту, исполнительная  – правительству. Фигура президента имеет номинальный характер, он является главой государства.

 5) Полу  президентская республика. У президента  функция координатора, законодательная  власть принадлежит парламенту, исполнительная – правительству. 

 В некоторых  смешанных республиках президент лично осуществляет отдельные исполнительные полномочия.

 

 Разделение  властей является одной из форм разделения труда в управленческом процессе и в этой связи является закономерным явлением.

 Властные  функции каждого вида и каждого уровня должны осуществляться обособленно или относительно автономно системы государственных органов. Каждая сфера и уровень реализации государственной власти должны иметь собственные предметы ведения и полномочия. Государственные органы разных ветвей и уровней власти должны оказывать влияние друг на друга с целью

создания  системного единства власти и предотвращения ее узурпации. Идеальной схемы разделения властей нет.

 В нашей  стране можно выделить также более 3-х сфер власти:

 1) по  функциям, каждая функция осуществляется своей группой государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной). В 17 в. говорили именно об этих 3-х сферах, сегодня говорят о 4-х, а, например, в Португалии выделяют 8-9 сфер. Юридические знания развиваются как, в общем, так и в частности. Например, к какой сфере отнести прокуратуру. У нас в конституции ее отнесли к судебной власти, это было заимствовано их предыдущих конституций. Нерсесян говорит, что прокуратура относится к исполнительной власти, но она не подчинена государству, т.е. занимает не правовое положение.

 2) Органы  прокурорского надзора являются  обособленной сферой реализации  государственной власти.

 3) Президент  – глава государства, но он  не является в чистом виде  главой исполнительной власти, а,  скорее всего, имеет функции координационные.

 4) Центробанк, однако в систему правительства  он не входит, не подчиняется  главе исполнительной власти. Центробанку  принадлежит сфера деятельности  денежно-эмиссионная. 

 5) Избирательные  комиссии. Это обособленные государственно-общественные органы. Но это название происходит из способа формирования, а по функциям у них своя сфера отдельная или полу отдельная.

 5) Пресса. Очень трудно назвать отдельной  сферу реализации политической  и государственной власти, т.к.  она не принимает юридически значимых предписаний. СМИ обеспечивают деятельность государственных органов или зависят от государства (дотации, договор о совместной деятельности). Но, все-таки, СМИ считать отдельной сферой деятельности нельзя.

 

      88 Органы государственной власти и другие государственные органы в РФ.

 Орган государства –  звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении  определенных функций государства  и наделенное в этой связи властными  полномочиями (это юридически закрепленные возможности осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию. Данное явление конкретизируется в понятии компетенции. Она может быть общей и специальной.

 Признаки: самостоятельный элемент госаппарата, наделенный властными полномочиями на выполнение только своей задачи, функции.

 

 Органы  государства отличаются от органов государственной власти тем, что:

 -они  осуществляют конкретные государственные  функции. 

 -органы  государственной власти принимают  решения общеобязательного характера (они обязательны для всех лиц находящихся на подведомственной этому органу территории)

 -органы  государства кроме органов государственной  власти подразделяются на другие  органы, например, местное самоуправление, руководители государственных предприятий и учреждений.

 

 Виды  государственных  органов.

 1.по  принципу разделения властей  выделяют:  законодательные, исполнительные, судебные;

 2.по  порядку образования выделяют: первичные,  вторичные;

 3.по  характеру компетенции выделяют: органы общей компетенции (президент, правительство и т.д.), органы специальной компетенции (министерства, государственные комитеты и т.д.);

 4.по  способу принятия решения выделяют: коллегиальные органы,  единоличные  органы;

 5.по  срокам полномочий выделяют: постоянные органы (Совет Федерации),  временные органы (Президент);

 6.по  признаку федеративного устройства  выделяют: федеральные органы, органы  субъектов федерации;

      7.по  правовым формам деятельности  выделяют: правотворческие, правоприменительные,  правоохранительные.

      89 Теоретические основы  представительной  системы в РФ.

 Представительная  система это система органов  государства предназначенных для  непосредственного выражения интересов  населения. Воплощение воли народов  в государственной воле и формируемые  путем реализации избирательные права. Представительные органы бывают законодательными, исполнительными (например, глава администрации Новосибирской области) и даже судебными (избрание народных судей). Представительная система формируется путем реализации избирательного права на основе избирательной системы.

 Представительная  система связана с теорией  управления, в теории управления есть принцип обратной связи (необходимо чтобы управляющий субъект знал о состоянии управляемого объекта).

 По  кибернетике: Представительная система- часть управляющей системы с помощью, которой управляющий субъект, учитывает и использует в своей деятельности данные о состоянии управляемого объекта.

 
 

      90 Понятие и виды  представительных  систем.

 Подходы к определению:

 1.Это  система представительных (выборных) органов Гос власти и местного самоуправления (раньше говорили).

 2.Это  вообще вся система органов  Гос власти и местного самоуправления. (Это основывалось: органы гос  власти и местного самоуправления  являются опосредованной формой  реализации народного суверенитета, => они  обязаны учитывать интересы населения в своей деятельности)

 3.Это  вся политическая система в  целом (потому что, какие-то  интересы учитываются у местного  самоуправления, органов гос власти).

 

 Представительная  система- это, определенная конституциями и законами, система органов (организации, институтов) по учету и реализации интересов населения, органами Гос власти и местного самоуправления.

 Представительная  система является результатом реализации избирательного права и результат функционирования избирательной системы.

 

 Монархический вариант представительной системы:

 1.(Солоневич)  Монархия своеобразная форма  реализации народовластия. Когда  монархическая династия избирается => народ, дает полномочия для  реализации народовластия.

 2.В  сословно представительных монархиях.  Представительный сословный орган:

 а) Постоянно  действующий.

 б) функционирует  на основе пожизненного представительства  и рекрутируемый по принципу рождения (филиации).

 3.В  конституционных монархиях, основным представительным органом является парламент (или выборный орган законодательной власти).

 

 В Республиках:

 1.Парламентского  типа, основным представительным  органом является парламент.

 

 2.Смешанного  типа, представительство, как в  лице парламента, так и в лице выборного президента.

 3.Возможно  представительство в республиках  на региональном уровне (Региональный  парламент, губернатор)

 

Представительная  система и принцип  «разделения властей».

 

 Разновидности представительных систем:

 1.Общегосударственные

 2.Региональные (представительные системы Субъектов Федерации)

 3.Муниципальные,  локальные, местные системы.

 

 II.Функциональное разделение.

Разновидности представительных систем:

1.Представительная  система в законодательной системе, (системе выборных, законодательных органов).

2.В исполнительной  сфере (губернаторы, главы администрации,  президенты (все выборные))

3.В сфере  правосудия (выборы народных судей).

4.выборные  органы других сфер реализации  Гос власти.

 

 Ошибка: нередко отождествляют представительные, и органы законодательной власти => говорят «Органы представительной власти»- нельзя.

 

      91 Виды представительных  органов власти  в РФ.

 Представительная  система- это, определенная конституциями  и законами, система органов (организации, институтов) по учету и реализации интересов населения, органами гос власти и местного самоуправления.

 Представительная  система является результатом реализации избирательного права и результат  функционирования избирательной системы.

 Воплощение  воли народов в государственной  воле и формируемые путем реализации избирательные права. Представительные органы бывают законодательными, исполнительными (например, глава администрации Новосибирской области) и даже судебными (избрание народных судей). Представительная система формируется путем реализации избирательного права на основе избирательной системы.

 

      92 Понятие и виды  избирательного права.

   Избирательное право: Понятие избирательного права существует в 2-х аспектах: (1) нормативный или позитивный аспект - это часть отрасли государственного права, которая регулирует отношения в ходе избирательной компании; (2) Это подотрасли государственного права, которая регулирует отношения: по реализации субъектом избирательного права и по организации и подготовке и проведения выборов. Субъект избирательного права - это мера поведения, принадлежащая конкретному лицу, разделяется на 2 части: активная (право избирать в органы представительное права) и пассивная (право быть избранным в органы представительного характера). Активное и пассивное избирательное права принадлежит не всем, существуют некоторые общие требования для обладания ими:

   •   наличие гражданства (в виде исключения выбирать могут иностранные граждане, но только с разрешения местной администрации и в ее рамках).

   •   Достижение определенного возраста (для реализации пассивного права на выборах в местные органы — 18 лет, в федеральные органы — 21 год и т.д.)

   •   Дееспособность, которая определяется по 2-м критериям: медицинский и  юридический. Ограниченная дееспособность избирательного права не ограничивает.

   •   Ценз оседлости при реализации пассивного права (не более 1 года, исключение для  президента -10 лет).

   •   Не могут реализовать свое избирательное  право липа, осужденные к лишению  свободы, по вступлению в законную силу приговора суда. Но даже до снятия судимости после отбытия наказания может баллотироваться на любую должность.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"