Страхование гражданско-правовой

Автор: a***************@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Хозяйственная деятельность любого субъекта (как юридических, так и физических лиц) постоянно связана с оборотом имущества. Имущество приобретается, отчуждается и т.д., при этом оно постоянно подвергается риску повреждения и утраты.

В последние годы в Российской Федерации как никогда велики риски промышленных катастроф, транспортных происшествий, аварий с последствиями различной степени тяжести. Все вышесказанное обуславливает высокие риски потери имущества. В этой связи, именно страхование встает на защиту имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан.

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие гражданско-правовой ответственности
Понятие и особенности гражданско-правовой ответственности
Функции гражданско-правовой ответственности

Глава 2. Страхование гражданско-правовой ответственности

2.1 Понятие страхования гражданско-правовой ответственности

2.2 Виды страхования гражданско-правовой ответственности

2.3 Правовое регулирование страхования гражданско-правовой ответственности

Глава 3. Обязательства по страхованию ответственности за причинение вреда

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 1.52 Мб (Скачать)

     Для обязательств, возникающих вследствие причинения вреда, существуют специальные  критерии уменьшения размера возмещения. Размер должен быть уменьшен, если грубая неосторожность самого потерпевшего соответствовала  возникновению и увеличению вреда. Примером тому может служить следующее:

     гражданин Иванов при переходе с тротуара на площадку остановки общественного  транспорта споткнулся о разрушенное  покрытие тротуара. При падении им было получено увечье, в связи с  этим он был признан инвалидом 2 группы. Суд установил, что ответчик (дорожно-ремонтное  управление) не принял мер к ограждению неисправного участка тротуара, длительное время его не ремонтировал, не ставил вопрос о переносе автобусной остановки  в другое место; поврежденным участком пользовался не только гражданин  Иванов, но и другие граждане. На основании  таких фактов допущенная гражданином  Иванов неосторожность была признана не грубой, а простой неосмотрительностью, не влияющей на размер подлежащего  возмещению ущерба, и, с учетом этого  произведен расчет возмещения ущерба.

     Малолетние  до четырнадцати лет и недееспособные лица не признаются деликтоспособными. они не могут быть привлечены к  ответственности за причиненный  ими вред (ст. 1073, 1076 ГК РФ). По той  же причине их действия не могут рассматриваться как виновные и в том случае, когда они способствовали возникновению или увеличению вреда.

     Так, сын Иванов десяти лет во время  игры подбросил вверх нож, который, падая, попал в глаз семилетнему  Петрову. Мать потерпевшего Петрова  обратилась с иском к матери Иванова  о возмещении ущерба – средств  израсходованных на лечение несовершеннолетнего, получившего травму глаза. Суд удовлетворил просьбу в половину размера исходя из того что в повреждении глаза  в равной степени, виновны оба  несовершеннолетних.

     Это решение было отменено ввиду того, что суд неправильно квалифицировал действия малолетних как виновные. Очевидно, что ст. 1073 и 1076 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут сочетаться с п. 2 ст. 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации (учет вины потерпевшего).

     Суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, в  зависимости от его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями совершенными умышленно. При этом учитывается  заработок, иные трудовые доходы, имеющие  имущество, состав семьи, круг лиц на иждивении, но недопустимо сопоставление  имущественного положения причинителя  вреда и потерпевшего.

     Примером  может послужить следующее:

     Зуева была травмирована в результате наезда автомобиля, под управлением Зуева, частично утратила профессиональную трудоспособность и просила в судебном порядке  взыскать с Зуева причиненный  ей ущерб. Суд отказал в иске, исходя из того, что ответчик Зуева –  инвалид, пенсионер и имеет несовершеннолетнего  ребенка на иждивении. Верховный  Суд Российской Федерации указал, что вывод суда первой инстанции  противоречит требованиям закона.

     В зависимости от имущественного положения  ответчика суд может, только решить вопрос о возможности уменьшения суммы выплаты, взыскиваемых в возмещение вреда, а не о полном его освобождении от выплаты таковых.

     Граждане  и юридические лица, причинившие  ущерб водным объектам, возмещают  его в соответствии с методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии –  по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной  выгоды (ст. 131 Водного кодекса Российской Федерации). Для исчисления размера  взыскания за ущерб, причиненный  уничтожением, незаконным выловом или  добычей водных ресурсов, утверждены таксы. За каждый объект (экземпляр) ущерб  возмещается в определенном кратном  размере к минимальной месячной оплате труда.

     Из  выше изложенного можно сделать  вывод о том что, для наступления  гражданско–правовой ответственности  необходимо образование состава  правонарушения. Необходимым условием для всех видов гражданско–правовой  ответственности является по общему правилу, противоправное поведение  должника и его вина должника и наступившими убытками. 

 

      Глава 2. Страхование гражданско-правовой ответственности 

     2.1 Понятие страхования гражданско-правовой ответственности 

     Страхование может быть рассмотрено с нескольких точек зрения: с экономической, социальной и юридической.

     Страхование с экономической точки зрения является самостоятельной категорией. Страхование возникло в далекие  исторические времена, начиная с  первых этапов развития общественного  производства, как механизм защиты товаропроизводителя от рисков. Первый из известных мировой практике договоров  страхования был оформлен в Генуе  в 1347г. В страховании реализовывались  определенные экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ. Оно предоставляло  всем хозяйственным субъектам гарантии в возмещении ущерба.

     Как экономическая категория страхование  представляет собой систему экономических  отношений, включающих совокупность форм и методов формирования целевых  фондов денежных средств и их использования  на возмещение ущерба при наступлении  страхового.

     Экономическая категория страхования имеет  присущие только ей функции. Среди них  можно выделить следующие:

     1. Формирование специализированного  страхового фонда денежных средств;

     2. Возмещение ущерба;

     3. Предупреждение и минимизация  ущерба.

     Социальная  цель страхования заключается в  охране имущественных интересов  лиц от последствий неблагоприятных  обстоятельств. И говоря о страховании  гражданской ответственности, страховой  фонд создается из взносов страхователей, однако, выплаты из него производятся, как правило, не страхователям, а  лицам потерпевшим от деятельности страхователей, в этом случае, социальной целью страхования является возмещения ущерба потерпевшему лицу. Поэтому при страховании гражданской ответственности необходимо учитывать и социальный аспект, ставя его на первое место.

     Помимо  экономического и социального содержания, страхование имеет и юридическую  сущность.

     С юридической точки зрения, страхование  – это правовые отношения между  страховщиком и страхователем (выгодоприобретателя), обязательство, целью которого является получение страхователем возмещения (страховой суммы), при наступлении  страхового случая.

     Юридически, отношения по страхованию ответственности  оформляются договором между  страховщиком и страхователем. Цель договора страхования ответственности  состоит в том, чтобы снять  с причинителя вреда бремя  расходов по возмещению ущерба, за нанесение  которого на него возлагается ответственность.

     Если  добровольное страхование гражданской  ответственности направленно на освобождение страхователя от обязанности  прямого возмещения причиненного вреда, то целью обязательного страхования  гражданской ответственности является защита интересов третьих лиц, потерпевших, от действий страхователя, что, на наш  взгляд, наиболее точно характеризует  цель обязательного страхования  гражданской ответственности. 

     2.2 Виды страхования гражданско-правовой ответственности 

     Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Этот вид страхования получил самое широкое распространение почти во всех цивилизованных странах и является обязательным, так как эта форма страхования полностью обеспечивает возмещение вреда потерпевшим. В нашей стране такое страхование проводилось в добровольном порядке (за исключением осуществления грузовых перевозок за границу по внешнеторговым связям) и объектом его выступила ответственность страхователя по закону перед третьими лицами, которым может быть причинен ущерб (вред) в силу несчастного случая или профессиональной ошибки (без злонамеренного умысла или нарушения правил дорожного движения).

     Страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта призвано обеспечить страховую выплату пострадавшему (физическому или юридическому лицу) в размере денежной суммы, которая  должна быть взыскана с владельца  средства транспорта по гражданскому иску в пользу пострадавшего (или  его правопреемника) в случае увечья, гибели или повреждения его имущества (автомашины) в результате несчастного  случая, происшедшего по вине страхователя.

     Таким образом, при данном виде страхования  заранее определены только страховщик (страховая организация) и страхователь (владелец средства транспорта), которые, вступая во взаимоотношения, создают  за счет платежей (страховых взносов) страхователя специальный страховой  фонд для расчетов с потерпевшими. Но при этом заранее не могут быть установлены ни страховая сумма, на застрахованное лицо или имущество. Все выявляется лишь при наступлении  страхового случая, причем размер ущерба определяется исходя из фактической  величины причиненного вреда по согласованию сторон (страховщика и потерпевшего) или в соответствии с решением суда.

     В 2003г. вступил в силу Федеральный  закон от 24 декабря 2002г. № 176-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", основные положения которого заключаются в следующем.

     Страхование рисков, связанных с эксплуатацией  транспортных средств, объединяет многообразие видов страхования, связанных с  имущественными интересами владельца  или пользователя транспортным средствам  при его эксплуатации. Объективной  юридической основой возникновения  страхового интереса являются права владения или пользования транспортным средством и возникновение обязательств перед третьими лицами или причинении вреда их имущественным интересам, связанным с жизнью, здоровьем и имуществом. Основными видами автотранспортного страхования являются:

     - страхование средств транспорта;

     - страхование ответственности владельцев  транспортных средств;

     -страхование  от несчастных случаев владельцев  и пассажиров транспортного средства.

     Наиболее  распространенными видами автотранспортного  страхования являются страхование  транспортного средства, защищающие интересы владельца, связанные с  самим транспортным средством, и  страхование ответственности автовладельца, защищающие интересы пользователя, связанные  с возможным предъявлением претензий  со стороны потерпевших. Страхование  гражданской ответственности автовладельцев (или пользователей транспортного  средства) проводится в обязательной форме в большинстве стран  мира, создавая источники выплат потерпевшим, которые не зависят от финансового  положения причинителей вреда и  осуществляются страховыми компаниями. Одновременно, устанавливая обязательность такого страхования, государство снижает  степень влияния социальных рисков, обеспечивая гарантии материальной компенсации, связанной с жизнью и здоровьем потерпевших, в том  числе и во внесудебном порядке.

     В условиях страхового рынка РФ все  виды рисков, связанных с эксплуатацией  транспортного средства, могут быть застрахованы по договорам страхования  в добровольной форме. Россия оставалась одной из немногих европейских стран, в которой страхование гражданской  ответственности проводилось в  добровольной форме.

     Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" вступил в силу 1 июля 2003г.

     Основными принципами обязательного страхования  гражданской ответственности владельцев ТС, согласно закону, являются:

  1. гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных Федеральным законом;
  2. всеобщность и обязательность страхования ТС;
  3. недопустимость использования на территории РФ транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности;
  4. экономическая заинтересованность владельцев ТС в повышении безопасности дорожного движения.

Информация о работе Страхование гражданско-правовой