Страхование гражданско-правовой

Автор: a***************@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Хозяйственная деятельность любого субъекта (как юридических, так и физических лиц) постоянно связана с оборотом имущества. Имущество приобретается, отчуждается и т.д., при этом оно постоянно подвергается риску повреждения и утраты.

В последние годы в Российской Федерации как никогда велики риски промышленных катастроф, транспортных происшествий, аварий с последствиями различной степени тяжести. Все вышесказанное обуславливает высокие риски потери имущества. В этой связи, именно страхование встает на защиту имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан.

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие гражданско-правовой ответственности
Понятие и особенности гражданско-правовой ответственности
Функции гражданско-правовой ответственности

Глава 2. Страхование гражданско-правовой ответственности

2.1 Понятие страхования гражданско-правовой ответственности

2.2 Виды страхования гражданско-правовой ответственности

2.3 Правовое регулирование страхования гражданско-правовой ответственности

Глава 3. Обязательства по страхованию ответственности за причинение вреда

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 1.52 Мб (Скачать)

     Также необходимо акцентировать внимание на том обстоятельств, что орган  страхового надзора издает не только нормативные документы, но и методические документы, которые не носят общеобязательный характер, не подлежат официальному опубликованию  и т.д.

     К нормативным документам, изданным органом  страхового надзора, в частности, относятся:

     1. Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденные приказом Росстрахнадзора N 02-02/08 от 19 мая 1994 г.;

     2. Положение о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, утвержденное Приказом Росстрахнадзора N 02-02/17 от 19 июня 1995 г.;

     3. Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни, утвержденные Приказом Росстрахнадзора N 02-02/04 от 18 марта 1994 г.;

     4. Правила размещения страховых резервов, утвержденные Приказом Росстрахнадзора N 02-02/06 от 14 марта 1995 г.;

     5. Временное положение о ведении реестра страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, утвержденное Приказом Росстрахнадзора N 02-02/03 от 9 февраля 1995 г.;

     6. Инструкция о порядке расчета нормативного соотношения активов и обязательств страховщиков, утвержденная Приказом Росстрахнадзора N 02-02/20 от 30 октября 1995 г.;

     Наряду  с органом страхового надзора, нормотворчеством в части урегулирования правоотношений по страхованию участвуют и иные полномочные органы. В частности  можно выделить следующие акты:

     - Порядок выдачи разрешений страховым  организациям с иностранными  инвестициями и порядок расчета  размера (квоты) участия иностранного  капитала в уставных капиталах  страховых организаций регулируются  Приказом Минфина РФ от 16 мая  2000 г. N 50н;

     - Порядок определения доминирующего  положения участников рынка страховых  услуг (утв. приказом МАП РФ  от 6 мая 2000 г. №340а).

     Особо необходимо акцентировать внимание на материалах судебной практики. Несмотря на то, что в нашей стране судебно-арбитражная  практика не является источником права (в отличие от стран с англо-саксонской системой права), практика используется при разрешении тех или иных спорных  вопросов, толковании норм законодательных  актов. 

 

      Глава 3. Обязательства  по страхованию ответственности  за причинение вреда 

     Как известно, общими условиями возникновения  обязательств из причинения вреда являются:

     - причинение вреда;

     - противоправность поведения (действие  или бездействие);

     - причинная связь между ним  и наступившим результатом;

     - вина нарушителя.

     Все эти условия являются общими для  гражданско-правовой ответственности, и не приобретают в деликтных  обязательствах специфических черт.

     Классический  подход к страхованию гражданской  ответственности состоит в том, что данное правоотношение всеми  авторами увязывается с обязательствами  из причинения вреда. Определяющим элементом  страхового события считается причинение страхователем вреда третьим  лицам, которые после этого приобретают  статус выгодоприобретателей по данному  обязательству. Таким образом, обязательным условием возникновения страхового случая и обязанности страхователя произвести выплату страхового возмещения должно является возникновение деликтного обязательства.

     Страхование гражданской ответственности тесным образом взаимосвязано с деликтной  ответственностью. Одним из оснований  наступления ответственности при  этом является причинение вреда жизни, здоровью или имуществу. Таким образом, основанием наступления ответственности  из обязательства страхования гражданской  ответственности является причинение вреда жизни, здоровью или имуществу  третьего лица.

     Рассматривая  особенности страхования гражданской  ответственности, необходимо отметить, что на стадии исполнения обязательств страховщик как бы замещает собой  страхователя – причинителя вреда. Однако, не все положения главы 59 ГК РФ, регулирующей возмещение вреда, можно отнести к страховщику.

     Ответственность за причинение вреда продолжает нести  страхователь. На страховщика также  не переходит обязанность возмещения вреда, он лишь выполняет свои обязанности  по договору страхования ответственности, – оказывает финансовую услугу страхователю.

     Для подтверждения вышесказанного приведем положение, закрепленное ст. 1072 ГР РФ, согласно которой, лицо, застраховавшее свою ответственность  в пользу потерпевшего, в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, компенсирует разницу  между страховым возмещением  и фактическим размером ущерба.

     Некоторые авторы, комментируя ст. 1072 ГК РФ утверждают: "…данная статья в целях защиты прав потерпевшего устанавливает дополнительную (субсидиарную) ответственность страхователя – причинителя вреда в случае недостаточности страхового возмещения".

     На  наш взгляд, в этом случае речь идет все – таки не о субсидиарной, а об основной ответственности страхователя – причинителя вреда, за которого частично этот вред был компенсирован  страховой компанией, выполнившей  свои обязанности перед страхователем, но не перед потерпевшим. Так например, в соответствии ст. 7 Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить потерпевшим причиненный вред, составляет 400 тысяч рублей, а именно:

     в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, - 240 тысяч рублей и не более 160 тысяч  рублей при причинении вреда жизни  или здоровью одного потерпевшего;

     в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, - 160 тысяч рублей и не более 120 тысяч  рублей при причинении вреда имуществу  одного потерпевшего.

     При причинении вреда в результате совершения дорожно-транспортного происшествия разницу между фактическим размером ущерба и суммы страховой выплаты  возмещается за счет средств самого причинителя вреда, так как ответственность  страховщика перед страхователем  ограниченна вышеуказанной страховой  суммой.

     Также по договору обязательного страхования  гражданской ответственности владельцев транспортных средств ответственность  страховщика перед страхователем  ограниченна Правилами об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев транспортных средств. Так, например, в соответствии с вышеупомянутыми  Правилами страховщик не возмещает  моральный вред или упущенную  выгоду (п. 9 Правил), а так же при  определении размера восстановительных  расходов учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительном ремонте (п.63 правил) и на сегодняшний день данный вопрос является наиболее спорным и  вызывающим постоянные разногласия  между потерпевшими и страховщиками. Хотелось бы рассмотреть эту проблему поближе.

     Проблема  заключается в том, что вред, причиненный  имуществу потерпевшего, страховщиком возмещается не полностью, а с  учетом износа узлов и деталей. При  этом даже на новую машину процент  износа может составить 5%, так как  износ исчисляется с момента  схода машины с конвейера. Точка  зрения страховщика на этот счет заключается  в следующем. Если по договору обязательного  страхования гражданской ответственности  вред, причиненный владельцу старого  автомобиля, будет возмещаться без  учета износа, то страховщику придется выплачивать страховое возмещение за восстановительный ремонт гораздо  больше, чем рыночная стоимость автомобиля потерпевшего и в этом случае потерпевшие  будут обогащаться за счет страховщика. Но если же учитывать износ, то тогда страдают интересы владельцев транспортных средств, возраст которых не превышает трех лет, а процент износа для таких машин может превысить 30%. При этом купить запасные части для автомобилей не старше трех лет на вторичном рынке в РФ практически не возможно. В итоге потерпевший вынужден покупать новые детали и затраты на восстановительный ремонт выходят больше, чем страховое возмещение, выплаченное страховщиком. Таким образом, потерпевший тратит собственные деньги на восстановление своего нарушенного права, хотя ГК РФ говорит нам о том, что вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Можно сделать вывод о том, что в случае возмещения вреда страховщиком не в полном объеме, то есть с учетом износа, потерпевший может потребовать разницу с причинителя вреда. Но в этом случае мы возвращаемся к проблеме повлекшей принятие Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств": невозможность возмещения вреда лицом причинившим этот вред, из-за отсутствия материальных средств. Таким образом, необходимо внести изменения в существующий порядок определения "износа", например, для транспортных средств возрастом до трех лет и пробегом до 60 тысяч километров установить износ деталей не более 10%, от трех и до шести лет не более 30% и так далее.

     Также необходимо разрешать и ситуации, которые возникают при реализации положений ст. 1082 ГК РФ. Так, в соответствии с указанной статьей суд, учитывая обстоятельства дела, может обязать  лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить  поврежденную вещь и т.п.). По нашему мнению, положения этой статьи также  не распространяются на страховщика, исполняющего обязанности по обязательству страхования  ответственности, если в договоре страхования  не было предусмотрено такой возможности.

     Для полного понимания особенностей обязательств по страхованию ответственности  за причинение вреда рассмотрим их через призму правоотношений при  страховании ответственности.

     Из  теории права известно, что правоотношение это совокупность общественных отношений, урегулированных нормами права. В зависимости от того, к какой  отрасли права принадлежит регулирующая норма, выделяют такие группы правоотношений, как гражданские, семейные, трудовые и т.д. Страховое правоотношение вообще и страховое правоотношение при страховании ответственности  в частности, состоят из гражданских, имущественных и обязательственных  правоотношений.

     Традиционно правоотношение состоит из трех элементов: субъекта, объекта и содержания –  совокупности прав и обязанностей сторон. Но в силу многогранности страхового правоотношения выделяют еще и следующие  элементы: страховой риск, страховой  случай, страховая премия, страховая  сумма, страховое возмещение и срок, на который заключается договор  страхования. Все эти элементы в  равной мере относятся и к страхованию  ответственности, но с определенными  особенностями присущими данному  виду страхования.

     Субъект страхования. В страховании гражданской  ответственности присутствуют три  субъекта: страховщик, страхователь и  выгодоприобретатель. Сторонами договора выступают страхователь и страховщик. К страхователю никаких особых требований не предъявляются в отличие от страховщика.

     Для проведения страхования гражданской  ответственности страховщику необходима лицензия на каждый вид страхования, который он осуществляет. Условиями  лицензирования страховой деятельности на территории РФ для получения лицензии предусматривается минимальная  величина оплаченного уставного  капитала или иных собственных средств, которая различается в зависимости  от вида страхования гражданской  ответственности, которым планирует  заниматься организация. Страховая  организация, уже действующая на страховом рынке, при обращении за получением лицензии для осуществления нового вида деятельности должна отвечать требованиям платежеспособности.

     В соответствие с законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", который вступил в силу с 1 июля 2003 г., к страховщику предъявляются дополнительные требования. Страховщик должен иметь в каждом субъекте РФ своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших и на осуществление страховых выплат. Также страхователь должен быть членом профессионального объединения страховщиков и иметь не менее чем двухлетний опыт осуществления операций по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Информация о работе Страхование гражданско-правовой