Субъекты гражданского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы, проанализировать современное белорусское законодательство, посвящённое гражданам (физическим лицам). Дать определения субъектам гражданского права Республики Беларусь. Индивидуализировать субъектов гражданского права. Эти и некоторые другие вопросы далее будут рассмотрены подробно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...5
1. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ ……………………………………………………..7
2. ГРАЖДАНЕ (ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА), КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА…………………………………………………8
3. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА ………………………………………………………………………..17
4. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ, КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА ………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….30

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

    Юридическим лицам присущи следующие признаки:

  • Организационное единство юридического лица заключается в том, что оно имеет определенную структуру, соподчиненность входящих в него структурных подразделений и структурных единиц, систему органов управления, обладающих соответствующей компетенцией, осуществляющих внутреннее управление и действующих от имени юридического лица за его пределами.

    Организационное единство юридического лица отражается в его уставе или общем положении  о таких юридических лицах.

  • Имущественная обособленность юридического лица означает, что его имущество обособлено от имущества его учредителей (участников) и от имущества всех других физических, юридических лиц, государства и административно-территориальных единиц. Обособленность имущества юридического лица во многих случаях простирается до признания его собственником находящегося в его ведении имущества. В частности, собственниками переданного им имущества являются юридические лица, образованные группами граждан на началах участия (учредительства) или членства: хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), общества (с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества), производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), республиканские государственно-общественные объединения, государственные объединения и фонды.

    Юридические лица, созданные на основе собственности  Республики Беларусь или собственности административно-территориальных единиц, не являются собственниками закрепленного за ними имущества.

    Не  являются собственниками имущества  унитарные предприятия и учреждения, созданные на основе частной собственности юридическим или физическим лицом, супругами.

    Не  имея в собственности имущества, юридическое лицо, созданное на основе государственной собственности (собственности Республики Беларусь или собственности административно-территориальной единицы) либо частной собственности, владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения или права оперативного управления.

    Признаком имущественной обособленности юридического лица является его самостоятельный  баланс.

  • Самостоятельная ответственность юридического лица. Данное свойство регламентировано п. 3 ст. 52 Гражданского Кодекса и подразумевает, что участники или собственники имущества юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых. Следует заметить, что необходимой предпосылкой такой ответственности является наличие у юридического лица обособленного имущества, которое при необходимости может служить объектом притязаний кредиторов.
  • Выступление юридическим лицом в гражданском обороте от своего имени – еще одно его свойство. Это свойство означает возможность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. А это как раз и является итоговым признаком юридического лица и, одновременно, целью, ради которой оно создается.

    В отличие от таких субъектов гражданских  правоотношений, как граждане, юридическое  лицо обладает не общей правоспособностью, а специальной, предполагающей наличие  у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.

    Правоспособность  юридического лица возникает в момент его создания (п.2 ст.47 ГК), который соответствует государственной регистрации такой организации, и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п.8 ст59 ГК)

    Объем правоспособности юридического лица определяется не только ее общим или специальным  характером. Например, осуществление  некоторых видов деятельности требует  получения от государства специальных разрешений (лицензий). Кроме того, законом могут быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц.

    Для участия в гражданском обороте  юридическому лицу необходимо не только наличие правоспособности, но и дееспособности. В отличие от граждан, у юридических лиц правоспособность и дееспособность возникают и прекращаются одновременно.

    Приобретение  и, в какой-то степени, осуществление  прав и обязанностей – прерогатива  так называемого органа юридического лица, лица (единоличный орган) или группы лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то полномочий. В соответствии со статьей 49 Гражданского Кодекса именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает обязанности. Поэтому действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица. Юридические лица могут иметь как один орган (например, директор, правление), так и несколько одновременно (например, директор и дирекция, правление и председатель правления), причем они могут быть и единоличными, и коллегиальными. Органы могут либо назначаться (если у юридического лица один учредитель), или избираться (если участников или учредителей несколько). В тоже время, гражданские права и обязанности для юридических лиц могут приобретать их представители, действующие на основе доверенности, выдаваемой органами юридических лиц.

    В случае с юридическими лицами индивидуализирующими его признаками является его местонахождение и наименование.

    Место нахождения юридического лица, как правило, определяется местом его государственной регистрации (если в учредительных документах юридического лица не установлено иное). Определение точного места нахождения юридического лица важно для правильного применения к нему актов местных органов власти, предъявления исков, исполнения в отношении него обязательств и решения множества других вопросов.

    Наименование  юридического лица обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Все некоммерческие, а также некоторые коммерческие организации должны включать в свое название также указание на характер деятельности. Фирменное наименование является названием коммерческой организации – личное неимущественное право коммерческой организации, неотделимо от самой организации и может отчуждаться только вместе с ней.

    Вместе  с тем, в гражданском обороте  необходимо индивидуализировать не только юридическое лицо, но и его  продукцию. Этим целям служат производственные марки, товарные знаки.

      Производственная марка – описательный способ индивидуализации товара. Производственная марка должна в обязательном порядке помещаться на сам товар или его упаковку и должна включать в себя фирменное наименование предприятия-изготовителя и его адрес, название товара, перечень потребительских свойств товара и т.д. Производственная марка может применяться без специальной регистрации, но она, в тоже время, не пользуется правовой защитой;

    Товарный  знак – эмблема  или логотип. Используется для отличия от однородных товаров других производителей. Использование товарного знака является субъективным правом товаропроизводителя и возможно только после регистрации знака в Патентном ведомстве. В отличие от производственной марки, как правило, не содержит конкретной информации о товаре (производитель, потребительские качества и т.д.).;

    Юридические лица, в зависимости от характера  участия государственных органов  в их регистрации, могут быть образованы несколькими способами:

    Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом;

    Нормативно-явочный  порядок создания юридического лица не требует согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы. Регистрационный орган лишь проверяет соответствие закону учредительных документов организации и соблюдение порядка ее образования;

    Распорядительный (явочный) порядок характерен тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения собственника имущества или уполномоченного государственного органа.

    Наряду  с законодательством, правовой основой  деятельности любого юридического лица являются его учредительные документы. Для различных видов юридических  лиц состав учредительных документов различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью действуют на основе учредительного договора и устава. Правовая база деятельности хозяйственных товариществ – учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.

    Как уже отмечалось выше, каждое юридическое лицо должно быть зарегистрировано в соответствии с законом. Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом, после чего основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Регистрация юридических лиц осуществляется:

  • облисполкомами и Минским горисполкомом - коммерческих организаций с иностранными инвестициями, за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций (в том числе обществ взаимного страхования, страховых брокеров, объединений страховщиков) с иностранными инвестициями и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах;
  • Национальным банком - банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в том числе с иностранными инвестициями;
  • Министерством финансов - страховых организаций (в том числе обществ взаимного страхования, страховых брокеров, объединений страховщиков), включая страховые организации с иностранными инвестициями;
  • Министерством юстиции - торгово-промышленных палат;
  • администрациями свободных экономических зон - коммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций (в том числе обществ взаимного страхования, страховых брокеров, объединений страховщиков);

    - облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами - субъектов хозяйствования, не указанных в абзацах втором - шестом настоящего пункта. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации и ликвидации (прекращению деятельности) субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а указанные горисполкомы - соответствующим администрациям районов в городах. [3; ст.14]

    Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (за исключением случаев выделения  из состава юридического лица другой организации) или ликвидации и, как правило, носит окончательных характер.

    При реорганизации юридических лиц  все права и обязанности реорганизуемого  лица или часть их переходят к  иным субъектам права, то есть происходит правопреемство. Реорганизация юридических лиц может осуществляться:

  • путем слияния нескольких организация в одну новую;
  • путем разделения юридического лица на несколько новых организаций;
  • путем присоединения юридического лица к другому;
  • путем выделения из состава организации других юридических лиц;
  • путем преобразования, то есть смены организационно правовой формы юридического лица.

    Как правило, реорганизация проводится по решению участников юридического лица или собственника его имущества, т.е. добровольно.

    Ликвидация  юридического лица предусматривает прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. По решению участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, оно может быть ликвидировано добровольно, в связи с нецелесообразностью дальнейшего существования такого юридического лица, истечению срока, на который оно было создано, либо по иным причинам. Принудительная ликвидация проводится по решению суда, в случаях, когда деятельность юридического лица осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии), либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства.

    Исходя  из организационных, функциональных и  иных качеств и различий юридических лиц можно классифицировать все их множество по различным критериям.

Информация о работе Субъекты гражданского права