Субъекты гражданского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы, проанализировать современное белорусское законодательство, посвящённое гражданам (физическим лицам). Дать определения субъектам гражданского права Республики Беларусь. Индивидуализировать субъектов гражданского права. Эти и некоторые другие вопросы далее будут рассмотрены подробно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...5
1. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ ……………………………………………………..7
2. ГРАЖДАНЕ (ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА), КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА…………………………………………………8
3. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА ………………………………………………………………………..17
4. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ, КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА ………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….30

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

    В зависимости от цели деятельности:

  1. Коммерческие юридические лица (целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками);
  2. Некоммерческие юридические лица (хотя и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только в той степени, которая необходима для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками).

    В зависимости от форм собственности, на основе которой они созданы:

    1. Созданные на основе собственности отдельного гражданина (физического лица);
    2. В основе которых лежит собственность различных учредителей (физических и юридических лиц, образованных физическими лицами) в различном сочетании;
    3. Созданные на основе государственной собственности (собственности Республики Беларусь и собственности административно-территориальных единиц).

    В зависимости от прав учредителей на имущество юридического лица:

  1. юридические лица, учредители (участники) которых сохраняют право собственности или иное вещное право на имущество юридического лица. К ним относятся унитарные предприятия, в том числе дочерние, а также государственные объединения и финансируемые собственником учреждения, т.е. созданные на основе собственности Республики Беларусь и собственности административно-территориальных единиц, и юридические лица, созданные на основе частной собственности одним физическим лицом, супругами или юридическим лицом;
  2. юридические лица, учредители (участники) которых не имеют имущественных прав в отношении имущества юридического лица. К ним относятся: общественные объединения, государственно-общественные объединения, политические партии, профсоюзы, религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), а также иные некоммерческие организации в соответствии с законодательными актами;
  3. юридические лица, на имущество которых их учредители (участники) имеют обязательственные права. К ним относятся: хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства.

    По  составу учредителей различают юридические лица, учреждаемые:

  1. государством, административно-территориальными единицами и их органами;
  2. одним физическим лицом (супругами);
  3. несколькими физическими лицами;
  4. одним юридическим лицом;
  5. юридическими лицами и предпринимателями в различном сочетании.

    По способу их создания:

    Различают юридические лица, создаваемые в распорядительном, разрешительном порядке и нормативно-явочным способом.

    По составу учредительных документов:

    По  этому основанию юридические  лица делятся на создаваемые и действующие на основании:

  1. учредительного договора (создаются и действуют полные и коммандитные товарищества);
  2. учредительного договора и устава (общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью);
  3. только устава (акционерные общества, унитарные предприятия, производственные и потребительские кооперативы, общественные объединения, профессиональные союзы, религиозные организации, фонды, учреждения; объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), политические партии, кооперативы, государственные объединения, государственно-общественные объединения, крестьянские (фермерские) хозяйства).

    Юридические лица по характеру  участия учредителей  в деятельности юридического лица различают:

  1. юридические лица, участники которых объединяют свои личные усилия для достижения предпринимательской цели: хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и юридические лица;
  2. юридические лица, участники которых объединяют свои капиталы (хозяйственные общества: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью).

    Деление юридических лиц  по объему вещных прав юридические лица делятся на:

  1. юридические лица, обладающие правом оперативного управления имуществом, которым они наделены (казенные предприятия и учреждения, финансируемые за счет собственника);
  2. юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения имуществом, предоставленным им собственником для осуществления предпринимательской деятельности (унитарные предприятия);

    Деление юридических лиц  по особенностям их правового статуса (правового режима) юридические лица делятся на:

  1. юридические лица по белорусскому праву;
  2. юридические лица по иностранному праву.

    Юридические лица по соподчиненности  делятся на:

  1. основные;
  2. дочерние;
  3. зависимые.

    В виду большого объема информации по рассматриваемой мной теме я решила ограничиться краткими характеристиками юридических лиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ, КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

    Субъектами  гражданского права наряду с физическими и юридическими лицами признаются Республика Беларусь (государство) и административно-территориальные единицы Республики Беларусь (п.3 ст. 1; 124 ГК).

    Это особые субъекты права, поскольку от их имени приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права, обязанности и несут ответственность соответственно государственные органы и органы местного управления и самоуправления, обладающие властными полномочиями, создающие правовые нормы, регулирующие различные сферы общественных отношений, в том числе отношения гражданского оборота и участников гражданских правоотношений.

    Сущность  правоспособности Республики Беларусь и административно-территориальных  единиц определяется тем, что они  участвуют в гражданском обороте  в публичных интересах, интересах народа и сами определяют содержание и объем принадлежащей им правоспособности.

    Республика  Беларусь и административно-территориальные единицы наряду с физическими и юридическими лицами являются участниками гражданских правоотношений.

    От  имени Республики Беларусь и административно-территориальных единиц выступают государственные органы, действующие в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, либо специально уполномоченные лица (Положение о представителе государства в органах управления акционерных обществ и иных юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат Республике Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1998 г. №2031).

    Республика Беларусь и административно-территориальные единицы являются субъектами:

  • правоотношений собственности;
  • обязательственных правоотношений (осуществляют кредитование и финансирование, эмиссию государственных ценных бумаг, заключают сделки по распоряжению объектами государственной собственности);
  • наследственного права;
  • внешнеэкономической деятельности (от имени государства во внешнеэкономической деятельности выступает Министерство иностранных дел и подведомственные ему торговые представительства Республики Беларусь, находящиеся за границей).

    Республика  Беларусь и административно-территориальные единицы несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом (за исключением того имущества, которое может находиться только в государственной собственности).

    Административно-территориальные  единицы не отвечают по обязательствам Республики Беларусь, а Республика Беларусь не отвечает по обязательствам административно-территориальных единиц, за исключением случаев, когда Республика Беларусь или административно-территориальные единицы приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам в отношении друг друга.

    По  общему правилу Республика Беларусь и административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц. Однако возлагается субсидиарная ответственность:

    на  Республику Беларусь:

  • по обязательствам республиканского унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия), при недостаточности его имущества (ст. 115 ГК);

    на  Республику Беларусь, административно-территориальные единицы:

  • по обязательствам государственных учреждений при недостатке находящихся в их распоряжении денежных средств (ст. 120 ГК);
  • по обязательствам республиканского или коммунального унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в случаях экономической несостоятельности (банкротства), если экономическая несостоятельность (банкротство) этих предприятий вызвана исполнением обязательных для этих юридических лиц указаний учредителей или собственников (ст. 52 ГК).

    Признание государства субъектом ответственности  предусмотрено ст. 15 ГК. Согласно данной статье убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, органов местного управления и самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, подлежат возмещению Республикой Беларусь или соответствующей административно-территориальной единицей в порядке, предусмотренном законодательством, за счет казны Республики Беларусь или казны административно-территориальной единицы. Вред, причиненный гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, предусмотренными ст. 939 ГК, возмещается независимо от вины должностных лиц в полном объеме за счет казны Республики Беларусь или казны административно-территориальной единицы (вина судьи за вред, причиненный при осуществлении правосудия, должна быть установлена приговором суда, вступившим в силу). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Гражданско-правовые нормы, содержащиеся в различного рода нормативных актах, призваны регулировать общественные отношения, составляющие предмет гражданского права. Важную роль в раскрытии механизма гражданско-правового регулирования общественных отношений играет понятие гражданского правоотношения и  его составляющей – субъектов гражданского правоотношения.

    Итак, цель курсовой работы, проанализировать современное белорусское законодательство, посвящённое гражданам (физическим лицам), дать определения субъектам гражданского права Республики Беларусь, индивидуализировать субъектов гражданского права, на мой взгляд, выполнена.

      В данной курсовой работе  рассмотрены  наиболее важные аспекты гражданско-правового  положения различных субъектов  гражданских правоотношений, особенности, отличающие статус физических лиц от статуса юридических лиц, равно как и их всех от государства и его субъектов в системе гражданского права.

      Конечно, очень сложно охватить объемом курсовой работы все аспекты свойств различных субъектов гражданского права. Поэтому были отмечены только  основные моменты, характеризующие и классифицирующие участников гражданских правоотношений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Субъекты гражданского права