Телефоны доверия в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:18, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучение роли телефона доверия в профилактике суицидального поведения клиентов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и обобщить материалы по данной теме;
2. Организовать и провести эмпирическое исследование по выявлению роли телефона доверия в профилактике суицидального поведения у клиентов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДОВ.
1.1 Теоретические основы моделей и подходов к организации телефонов доверия в России и за рубежом…………………………………………….5
1.2 Основные принципы работы и этика телефонного консультирования………………………………….………………………….8
1.3 Технология консультирования………………………………………..10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ.
2.1 Условия проявления суицидального поведения ……………………..16
2.2 Теории самоубийства и его формы…………………………………..22
2.3 Технология работы с суицидальными клиентами…………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………35
Список используемой литературы………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ СВЕТА.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

Попытки прекратить жизнь у детей  до 5 лет встречаются крайне редко. У детей в возрасте до 9 лет  составляют всего 2,5% от общего числа  суицидов у детей. У младших школьников суицидальная активность наблюдается в основном после   9   лет.   Суицидальное   поведение    детей   в   80%    случаев основном после   9   лет.   Суицидальное   поведение   детей   в   80%   случаев   связано  с внутрисемейными конфликтами.

Для детей характерны импульсивные суицидальные действия, их наиболее частой причиной являются ссоры в семье, агрессивное, негативное отношение родителей к ребенку. В подростковом возрасте причиной суицидальных действий обычно является конфликтные отношения с родителями, учителями. Подростки обычно планируют свои действия, их основой является возрастной кризис. В молодом возрасте наиболее часто встречаются суицидальные попытки, которые совершают девушки 10 к 1 по отношению к юношам. В большинстве случаев суицидальные действия носят импульсивный характер и обусловленный разрывом отношений или ссорой с партнером. В зрелом возрасте самоубийства чаще встречаются у мужчин 4 к 1 по отношению к женщинам. Причиной являются финансовый крах, безработица, алкоголизм. Женщины осуществляют суицидальные попытки, обусловленные изменой, уходом мужа или разводом. В пожилом возрасте суицидальное поведение в большинстве случаев обусловлено резким изменением образа жизни вследствие потери прежнего рулевого значения – окончание трудовой деятельности, выход на пенсию, конфликты с детьми и так далее. В преклонном возрасте суицидальная активность вызванная одиночеством, тяжелыми болезнями. В пожилом и преклонном возрасте значительно чаще встречаются самоубийства (1 к 1) по отношению к попыткам, с использованием заведомо надежных способов, которые приведут к осуществлению.

Пик суицидов приходится на молодежь в возрасте от 15 до 24 лет. На одного подростка с завершенным  суицидом приходится до 100 суицидальных попыток.3

Число суицидов в среде  молодежи до 20 лет составляет 4 % от общей  численности. На долю детских и подростковых суицидальных попыток приходится от 17 до 20% всех попыток покончить с собой. Преобладающим способом обычно является самоотравление и самопорезы. Характерно, что у детей до 13 лет преимущественно наблюдаются попытки самоотравления, а в возрасте от 13 до 16 лет присоединяются и другие способы: повешенье, самопорезы и комбинированные способы.

В детском возрасте одной  из особенностей совершаемых суицидальных попыток служит особое отношение  ребенка к понятию смерти. В 10 – летнем возрасте, когда становятся возможными серьезные попытки самоубийства, ребенок еще не испытывает страха смерти. Знание о смерти не соотносится им ни с собственной личностью, ни с личностью кого – либо из близких. Нет представлений о необратимости смерти, она понимается скорее как длительное отсутствие или иная жизнь. Ребенок допускает возможность двойного бытия: считаться умершим для окружающих и в то же время быть свидетелем собственных похорон и наблюдать раскаяние своих обидчиков.

У суицидоопасных подростков часто наблюдается переживание одиночества, беспомощности, углубления в себя, эгоистические проявления, сниженная склонность к сопереживанию, ограниченные и урезанные духовные ценности подростков приводят к тому, что они чаще других попадают в ситуации неосвоенные, которые воспринимаются ими как стрессовые, требующие повышенной нагрузки.4

Конфликтные ситуации, приводящие ребенка или подростка к попыткам самоубийства, могут складываться из незначительных, по мнению взрослых, неурядиц. Имеет значение максимализм в оценках событий, не умение предвидеть последствия своих поступков, отсутствие жизненного опыта, что создает превратное представление о безысходности и неразрешимости конфликта, порождает чувство отчаяния и одиночества. Самоубийство совершается сразу, без обдумывания, причем мальчики чаще прибегают к самоповешению, а девочки – к попыткам самоотравления лекарственными или бытовыми химическими препаратами. Гибель суицидентов наступает не более чем в 1% попыток. Но это указывает не на их несерьезность, а свидетельствует скорее о неопытности и незнании эффективных способов уйти из жизни.5

В 33 случаях у ребенка  – суицидента были только одна мать или мать и отчим. Среди полных семей в 20% случаев суицид связан с неблагополучной обстановкой, как правило, это связано с нарушением межличностных отношений в семье задолго до совершения детьми суицидальной попытки. В семьях с невысоким общекультурным уровнем, в криминальных семьях дети и подростки чаще совершают криминальные поступки, кроме того, важное значение для формирования суицидального поведения. имеет наличие в раннем детском возрасте травмы черепа или мозговых инфекций. В период возрастных кризисов у таких детей развивается состояние декомпенсации с суицидальными тенденциями. Риск суицида имеют также дети и подростки с различными формами дисгармоничного развития, со склонностью к асоциальному поведению, повышенной агрессивностью, высок риск суицидального поведения у подростков, отличающихся высоконравственными устоями, с идеализацией чувства любви и дружбы. Книжное восприятие действительности и столкновение с реальностью приводит таких детей к стрессовым состояниям.

Среди юношей в возрасте 17-22 лет 70% самоубийств предшествует подавленное состояние, замкнутость, стремление к уединению; 30% случаев, наоборот, юноши характеризуются безудержно веселыми и активными; 40% случаев самоубийств ранее предшествовали попытки их совершения.

Следующий пик суицидальной активности приходится на возраст зрелости – 40 – 60 лет. Причем в этом возрасте значительно  преобладают суициды у мужчин.

В  пожилом  возрасте остро возникает проблема одиночества, особенно в связи со смертью одного из супругов. В странах, где отсутствуют традиции внесемейного общения пожилых людей и социальная поддержка, и общение происходит преимущественно в кругу семьи, наблюдающиеся за последние десятилетия разрыхление семейных связей и распад семей, включающих три поколения, ослабляет узы, связывающего пожилого человека с жизнью.6

Чаще всего суициды  совершают лица с высшим образованием. Самые высокие риски - у врачей, среди которых первое место занимают психиатры, за ними следуют офтальмологи, анестезиологи и стоматологи. В группу риска входят также музыканты, юристы, низшие офицерские чины и страховые агенты.

А.Г. Абрумова приводит следующую  классификацию мотивов и поводов суицидального поступка, их порядок соответствует последовательности уменьшения их веса:

1) семейно – личные  конфликты – несправедливое отношение  со стороны родственников и  окружающих, ревность, супружеская  измена, развод, потеря значимого другого, препятствие к удовлетворению актуальной потребности в личных контактах, неудовлетворенность поведением и личными качествами значимых других, одиночество, неудачная любовь, недостаток внимания и заботы со стороны окружающих, половая несостоятельность;

2) состояние психического  здоровья – реальные конфликты  у здоровых лиц, патологические  мотивировки;

3) состояние физического  здоровья – соматические заболевания,  физические страдания, уродства, ампутации;

4) конфликты, связанные  с антисоциальным  поведением  суицидента, -

опасение судебной ответственности, боязнь наказания или позора, самоосуждение  за неблаговидный поступок;

5)    конфликты      в      профессиональной     или     учебной    сфере    –

несостоятельность, неудачи  в учебе или на работе, падение престижа, потеря работы, несправедливые требования при исполнении профессиональных или учебных обязанностей;

6) материально – бытовые  трудности и др.7

 

2.2 Теории самоубийства  и его формы

 

Э. Дюркгейм определяет самоубийство как «каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавшихся его результатах».

Э. Дюркгейм связывал причины  суицида с комплексом факторов. Главный из них – включенность в группу и общество. Используя обширные статистические данные, он установил связь между самоубийством и такими факторами, как национальность,  религия, возраст, пол и даже время года. Он доказал, что количество самоубийств изменяется обратно пропорционально социальной интеграции. То есть, самоубийство представляет собой нечто большее, чем индивидуальный поступок. Такие явления наблюдаются длительное время и существуют независимо от индивидуальных особенностей людей. Поэтому, по Э.Дюркгейму, их нельзя объяснить на биологическом или психологическом уровне.8

Современные концепции  самоубийства основаны на социологических, психодинамических, биологических, познавательных ориентациях человеческого поведения. Социологические теории рассматривают суицид как функцию роли и статуса индивида в рамках социальных систем. Ведущие представители этого направления – Э. Дюркгейм, А. Генри, Дж. Шорт, Дж. Гиббс и др. Развитие экологической модели позволило выдвинуть предположения, что самоубийства провоцируются взаимодействием между индивидом и окружающей средой, а не только намерениями или обстоятельствами. Психодинамические теории рассматривают суицид как продукт внутренних, большей частью неосознанных мотивов (Р. Литман, К. Меннингер и др.). Воссоединение с матерью, идентификация с утраченным объектом, перерождения и мщения – таковы возможные мотивы самоубийства. Тревога, вина, зависимость, гнев – располагающие к самоубийству причины. Биологические теории акцентируют внимание на предрасположенности к самоубийству, передающейся по наследству. Биохимические изменения в организме ускоряют стремление к самоубийству (У. Бани, Дж. Фосет и др.) Когнетивные теории рассматривают суицидальное поведение как попытку общения или решения проблемы и как следствие безнадежности.9

Суицидальное поведение  представляет собой любые внутренние и внешние формы психических  актов, направляемые представлениями  о лишении себя жизни.

Внутреннее суицидальное поведение включает суицидальные мысли, представления, а также суицидальные тенденции. Среди них можно выделить замыслы и намерения:

1) пассивные суицидальные  мысли характеризуются представлениями,  фантазиями на тему своей смерти, но не на тему лишении себя  жизни как самопроизвольного  действия;

2) суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности,  т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает по мере разработки плана ее реализации;

3) суицидальные   намерения   предполагают  присоединение к  замыслу

решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу во внешнее поведение.

К внутренним факторам относят  комплекс неполноценности:   тяжелую

болезнь, небрежное отношение  родителей, реальную или мнимую неудачу, уродство и т.д.10

К внешним формам суицидального  поведения относятся суицидальные попытки и завершенный суицид.

Суицидальная попытка  – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся  смертью. В своем развитии она  проходит две фазы – обратимую  и необратимую. Исходя из суицидальной попытки и ее фаз в каждом конкретном случае можно решить вопрос, имел ли место переход от суицидальных тенденций к покушению на самоубийство. К внешним факторам, формирующем суицидальное намерение, относится социальная неустроенность, которая является как поводом для самоубийства, так и предпосылкой.

Существует множество  различных типологий самоубийств. В соответствии с причинами самоубийства делятся на:

1) эгоистические самоубийства. Если считать эгоизмом такое  состояние индивидуума, когда  индивидуальное «я» резко противопоставляет себя социальному «я» в ущерб последнему, то можно считать эгоистичным тот частный вид самоубийств, который  вызывается чрезмерной индивидуализацией;

2) альтруистические самоубийства. Альтруизм – это состояние,  когда «я» не принадлежит человеку, когда центр его  деятельности находится вне его существа, но внутри группы, к которой индивидуум относится. Характерно для данного типа самоубийства является то, что оно совершается во имя долга;

3) аномичные самоубийства.   Известно, что общество всегда в той или

иной степени воздействует на индивидуума, управляет, руководит  им. Аномичные самоубийства совершаются  при отсутствии общечеловеческих ценностей, принятых правил поведения;

4) фаталистические самоубийства. Объясняя данный тип самоубийства можно сказать, что преследовать какую – либо заведомо недостижимую цель значит обрекать себя на вечное состояние недовольства. Чем большего человек достигает, тем большего он будет желать. Общество как бы иерархизирует социальные функции, и каждый индивидуум находит себе нишу и примеряется со своим положением, стремясь уже к невозможному, при отсутствии необходимых для самовыражения свобод.11

Существует также типология  самоубийств,  основанная на категории  цели:

1) демонстративно –  шантажное суицидальное поведение своей целью предполагает не лишение себя жизни, а демонстрацию этого намерения, обращая тем самым на себя внимание и вызывая сочувствие;

2) аффективное суицидальное  поведение характеризуется тем,  что попытка самоубийства совершается  на высоте сильного переживания и страдания;

3) истинное суицидальное  поведение имеет место при  обдуманном и укрепившимся желании  покончить с собой с выполнением  всех условий осуществления плана.

Существуют самоубийства, которые основаны на категории личного  смысла как отношения не совпадающих между собой целей действия – суицида и мотива деятельности, в которую он включен. Выделяются следующие типы:

1) протестные формы  суицидального поведения возникают  в ситуации конфликта;

2) месть – конкретная  форма протеста, нанесение конкретного ущерба враждебному окружению;

Информация о работе Телефоны доверия в России