Телефоны доверия в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:18, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучение роли телефона доверия в профилактике суицидального поведения клиентов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и обобщить материалы по данной теме;
2. Организовать и провести эмпирическое исследование по выявлению роли телефона доверия в профилактике суицидального поведения у клиентов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДОВ.
1.1 Теоретические основы моделей и подходов к организации телефонов доверия в России и за рубежом…………………………………………….5
1.2 Основные принципы работы и этика телефонного консультирования………………………………….………………………….8
1.3 Технология консультирования………………………………………..10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ.
2.1 Условия проявления суицидального поведения ……………………..16
2.2 Теории самоубийства и его формы…………………………………..22
2.3 Технология работы с суицидальными клиентами…………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………35
Список используемой литературы………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ СВЕТА.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

3) смысл  суицидального   поведения под названием «призыв»  состоит в

активизации помощи извне  с целью изменения ситуации. При  этом позиция личности пассивна;

4) значения самоубийства  «избежание» заключается в избежании непереносимой наличной угрозы путем самоустранения;

5) «самонаказание» можно  определить как протест во  внутреннем плане личности, конфликт, по преимуществу внутренний, при  своеобразном расщеплении «я»  на «я – судью» и «я –  подсудимого»;

6) если в предыдущих случаях цель суицида и мотив деятельности не совпадали, то при суицидах «отказа» обнаружить заметное расхождение цели и мотива не удается, то есть мотивом является отказ от существования, а целью – лишение себя жизни.12

 

 

2.3 Технология работы с суицидальными клиентами

 

Существуют личностные факторы, которые препятствуют  суицидальному  поведению. Это так называемые антисуицидальные факторы личности. Под антисуицидальными  факторами личности понимают такие  сформированные положительные жизненные  установки, жизненные позиции, комплекс личностных особенностей человека и такие душевные переживания, которые препятствуют осуществлению суицидальных намерений.

Например, для того, чтобы  сформировать антисуицидальные установки  у ребенка, необходимо постоянно  общаться с ребенком, не оставлять его наедине со своими мыслями, вселять уверенность в свои силы и возможности, внушать оптимизм и надежду, проявлять сочувствие и понимание, окружать теплом и заботой, осуществлять контроль над поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками. Чем большим количеством антисуицидальных жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, тем сильнее его психологическая защита и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.13

О суицидальных намерениях могут свидетельствовать следующие предупреждающие знаки:

1) сниженное настроение;

2) нарушение сна, режима  питания;

3) злоупотребление алкоголем,  наркотиками;

4) саморазрушительное  поведение;

5) разговоры о смерти, обращение к песням, стихам, литературным произведениям, в которых говорится о самоубийстве, смерти, жизни после смерти;

6) социальное отчуждение;

7) снижение внимания  к себе (неопрятность, неряшливость, прогулы);

8) резкое изменение  состояния, например внезапное  просветление после периода длительной депрессии;

9) резкие изменения  в поведении: человек, который  был застенчивым и тихим, внезапно  становится шумным и экстравагантным,  а тот кто был общительным  и дружелюбным, отстраняется от  людей;

10) приведение дел в  порядок – составление завещания, улаживание всех мелких ссор с друзьями и соседями, раздача долгов, устройство на попечение домашних животных;

11) для подростка –  раздаривание любимых кассет, книг, безделушек;

12) разговор об отсутствии  смысла жизни, о собственной  ненужности, о безвыходности своей ситуации.

К факторам увеличивающим  риск суицида, относится:

1) суицидальные попытки  в прошлом;

2) годовщины утрат;

3) переживание потери;

4) алкоголизм;

5) смертельные болезни  (СПИД, рак);

6) психическое заболевание.

Человек может быть печальным  и не стремиться покончить с собой, а составление завещания может  означать только сознание ответственности  перед семьей, и ничего более. Но сочетание нескольких разных признаков должно настораживать. Клиенту не всегда легко прямо сказать специалисту по работе с суицидальными людьми о своих намерениях, он (клиент) может бояться, что его не поймут, будут упрекать, уговаривать, насмехаться.14

Склонные к суициду  люди очень похожи на клиентов, обремененных множеством проблем. Цель их терапии  определяется почти полностью снижением  фатальности, «смягчением беспокойства». То есть рассматривается источник сосредоточения человека на самоубийство, создается у него социальный интерес, консультанту нужно добиваться, чтобы клиент понял, что его жизнь с «непрекращающимися» проблемами, несправедливостью находится в лучшем состоянии, чем ему представляется, с тем чтобы он мог отвлечься от своих проблем, перестал их анализировать и смог увидеть альтернативные их решения.

Если у специалиста (или консультанта) в процессе разговора  появляется предположение, что клиент имеет суицидальные намерения, ему  необходимо задать прямой вопрос, назвав вещи своими именами. Это покажет человеку, что консультант принимает его, не испытывает страха или неприязни.

Например: «Я услышал,  Вы сказали, что так жить дальше невозможно»; «Меня беспокоит Ваше состояние»; «Я хочу узнать, не думаете ли Вы о  самоубийстве».

Если у человека нет подобных намерений, он просто даст отрицательный ответ. Если он признает, что думает о самоубийстве, специалисту нужно определить степень суицидальной опасности, ориентируясь на следующие критерии:

а) степень разработанности  плана, конкретизацию деталей;

б) степень летальности;

в) доступность средств.15

Человеку нужно дать возможность говорить о своих  чувствах, при этом специалист (консультант) должен продемонстрировать понимание  и принятие. Важно определить, какую  проблему пытается человек решить с помощью суицида, какую потребность он хочет удовлетворить таким образом: желание обрести покой, избавиться от болей, выразить свою злость, наказать кого-то, заставить прислушаться к себе или попросить о помощи. Консультанту важно «прочитать» это скрытое сообщение. Быть может, есть другой путь получения желаемого. Если нельзя разрешить проблему, то, вероятно, можно сделать    что - то, что принесет хотя бы временное облегчение.

Специалисту необходимо сформировать у клиента установку, что в жизни всегда есть выход из отвратительных ситуаций. Благоразумное приспособление к жизни само по себе часто заключается в выборе альтернативы, которая практически всегда достижима. Страдание не может быть прекращено, оно должно стать терпимым. Специалисту нельзя поддерживать точку зрения клиента на его проблему. Необходимо вновь и вновь подчеркивать что самоубийство, не способствует решению никаких проблем.16

С некоторыми суицидентами возможно обсуждение философских оснований  самоубийства перед этапом собственно терапии. Можно объяснить человеку, охваченному душевным смятением, что человеческая свобода – это не «свобода от», а «свобода для», т.е. свобода для того, чтобы нести ответственность. Можно переоценить значение «травмы» для человека, определив ее как страдание, но терпимое. Можно развить в нем свойство адаптации.

Часто начинающие консультанты задаются вопросом: «А если клиент убедит меня в том, что самоубийство –  действительно самый лучший для  него выход?»  Но клиент обращается к консультанту не для того, чтобы  посоветоваться стоит ли ему умирать. Задача консультанта в этом разговоре, как и в любом другом, слушать клиента, понимать и принимать его чувства. Но, разумеется, окончательный выбор, как и в любой другой ситуации, делает сам клиент.

Консультант по работе с клиентами, склонными к суициду должен:

1) не впадать в замешательство  и не выглядеть шокированным;

2) не пытаться спорить  или отговаривать от суицида;

3) не пытаться преуменьшить  боль, переживаемую другим. Высказывания  типа «Нет причин лишать себя  жизни из-за этого» лишь показывает человеку, что консультант не понимает его;

4) не пытаться улучшить  или исправить состояние клиента.  Ему больно, и консультанту важно  показать, что он его понимает;

5) не предлагать простых  ответов на сложные вопросы.  Консультанту нужно принимать проблемы человека серьезно, говорить о них открыто и откровенно, оценивать их значимость с точки зрения этого человека;

6) не говорить: «Подумай, скольким людям гораздо хуже, чем тебе, ты должен быть благодарен  судьбе за все, что имеешь!» Эти слова не решат проблемы, а усугубят у человека чувство вины, поэтому они могут принести только вред;

7) никогда не обещать  держать план суицида в секрете.17

При работе с клиентами,  склонными к суициду, применяются  медитации.

Например, используется медитация с клиентами с целью приведения их психики в состояние углубленности и сосредоточенности.

Клиенту необходимо сесть  удобнее, расслабиться. Обратиться к  своему дыханию, не пытаться его контролировать и представить себя в тихом, безопасном месте. В таком месте, где бы человек чувствовал себя комфортно и в полной безопасности. Это может быть какое – то место, где человек был там или видел это место только на фотографии, или в фильме, или только что вообразил его. Главное – это то место,  где клиент чувствует себя в безопасности. Место, где он может открыться себе, быть таким, какой  есть.

В то время когда человек  находится в безопасном месте, ему  нужно обратиться к трудным для  себя вопросам. Он может обратиться к собственному опыту или думать о ком - то другом. Клиенту нужно вспомнить трудный период в его жизни, время, когда пришлось встретиться с отчаянием и болью, возможно ощущал себя в безвыходном положении, может быть ставил под сомнение ценность продолжения собственной жизни. Человеку нужно вспомнить как он относился тогда к своим мыслям, что его удерживало, что помогало в принятии решений, в сохранении себя, в чем он особенно нуждался тогда, что помогало и помогает сейчас пережить это время.

Снова ощутить безопасное место, в котором клиент находится. При этом он должен почувствовать как его боль выходит и растворяется вместе с выдыхаемом его воздухом, как это безопасное место помогает и поддерживает его; поблагодарить это место за то, что оно есть.18

 

2.4 Выводы по главе.

Профилактика суицида  – это комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение суицида и/или устранение его факторов риска. Если клиенты будут чаще звонить на ТД в кризисных ситуациях и их проблемы будут в процессе беседы разрешаться, если оказанная им помощь будет эффективна, то таким образом будет происходить предупреждение суицидального поведения среди клиентов. Это значит, телефон доверия может выступать в качестве значимой социальной службы по решению каких-либо проблем, возникающих у клиентов, а также для превенции суицидов.

Вследствие проблемы оповещения клиентов о номере телефона доверия и о работе данной службы, существует необходимость разрабатывать проекты оповещения клиентов о телефоне доверия, усилить меры для решения этой проблемы, указывать на то, что клиенты могут обратиться в службу, не опасаясь за разглашение без их согласия информации, полученной консультантом в ходе беседы, так как одним из принципов данной службы является анонимность.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Разговор о самоубийстве может быть средством привлечения внимания. Может быть, это последняя попытка быть услышанным, когда человеку кажется, что все иные способы уже испробованы; может быть, это крик о помощи, о которой человек не решается попросить в другой форме. Недоверие к серьезности намерений человека может оттолкнуть его и вызвать (особенно у подростка) желание «доказать», что он не играет. Кроме того, даже демонстративные попытки могут привести к трагическому исходу.

Большинство людей, имеющих  суицидальные намерения, колеблются между  желанием жить и желанием умереть. Обращение за помощью к специалистам говорит об этой амбивалентности и надежде найти другой выход.

Только открытый разговор о мыслях и намерениях человека, который хочет покончить с  собой, может помочь человеку.

Уже на первом этапе работы с клиентом важно вселять надежду, веру в собственные силы и рассеивать чувство безысходности. Даже незначительные улучшения спасают человеку жизнь.

Необходимо использовать все средства при работе с суицидентами. Это и лечение, и поддержка, и  техника участия, особенно участие других людей, не только тех, кто был близок клиенту или таковыми является, но и участие учителей, врачей, всех, кто может способствовать, прямо или косвенно, облегчению человеческих страданий. Если к специалисту с суицидальными клиентами попадает потенциальный самоубийца, когда его еще можно спасти, специалист должен делать то, к чему обязывает его профессия, и никогда не брать на себя роль судьи и решать, исходя из собственных убеждений (или вообще произвольно), оставлять клиенту жизнь или нет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Амбрумова А.Г. Психология  самоубийства. М.: Мирос, 2006. 98 с.

2 Андреев  И.Л. Уход  из жизни как социально-психологический  феномен // Вопросы психологии. 2004. № 12. С. 14 – 19.

3 Белоусова  А.К.  Методика и технологии работы специалиста с лицами,  склоннных к суициду. М.: Приор – издат, 2006. 285 с.

4 Валуев В.Г. Суицид. М.: НОРМА, 2006. 141 с.

5 Дмитриева Т. Страна  самоубийц (о суицидах) // Независимая  газета. 2007. № 8. 11 августа.

Информация о работе Телефоны доверия в России