Брачный договор

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 09:54, дипломная работа

Описание работы

Брачный контракт является новеллой российского законодательства, чем объясняются общественный интерес к нему и те многочисленные трудности, которые возникают как у граждан, желающих заключить такой договор, так и у юристов, занимающихся этими проблемами, на практике.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Брачный договор как институт семейного права …………....9

1.1. История развития законодательства о брачном

договоре (контракте) за рубежом и в России ………………………………………9

1.2. Брачный договор и его место в системе юридических фактов

семейного права и источников правового регулирования……………………….45

2. Правовое регулирование брачного договора………………….56

2.1. Понятие и элементы брачного договора ……………………………..............56

2.2. Форма, содержание и заключение брачного договора ……………………...61

2.3. Изменение и расторжение брачного договора,

признание его недействительным …………………………………………………71

2.4. Ответственность супругов по обязательствам ……………………….79 2.5. Судебная и юридическая практика по применению

брачно-договорных отношений……………………………………….…………...85

Заключение …………………………………………………………………….92

Список использованных источников и литературы……………………………...96

Приложения…………………..…………………………………………..…………99

Работа содержит 1 файл

Мой диплом.doc

— 440.50 Кб (Скачать)

      Известно, что из истории нужно извлекать  уроки. Поэтому обращение к правовому феномену, возникшему два с половиной тысячелетия назад, продиктовано не только историческим интересом, но и необходимостью самопознания и потребностями сегодняшней радикально меняющейся жизни.

      Право как совокупность известных общеобязательных норм (право в объективном смысле) в качестве общей задачи регулирует отношения между людьми. Причем одни из этих отношений регулируются принудительным образом, так что отдельные лица своей волей, своими частными соглашениями их изменить не могут: все определения в этой области исходят из центра, от одной единственной воли – воли государства. Именно так обстоит дело в сфере публичного права (государственного, уголовного и т. д.), которое может быть охарактеризовано как система юридической централизации: все оно проникнуто духом субординации, принципом власти и подчинения.

      В других областях отношений государство  применяет иной прием: не регулирует их от своего имени и принудительно, а предоставляет такую возможность  частной воле и частным соглашениям, само же занимает позицию власти, охраняющей то, что будет установлено частными лицами. Если же государство и устанавливает известные нормы, то лишь на тот случай, когда частные лица почему-либо своих определений не дают. Вследствие этого данные нормы носят не принудительный, а лишь восполняющий, диспозитивный характер и могут быть отстранены частной волей. Таким образом, мы имеем здесь прием юридической децентрализации, сферу не субординации, а координации, частной инициативы и частного самоопределения. Это и есть область частного, или гражданского, права. Именно эту мысль имели в виду и римские юристы, когда говорили: «publicum nus singulorum utilitatem» «публичное право есть то, что относится к положению римского государства, частное – то, что относится к интересам частных лиц»1.

      Главной сферой гражданского права является область имущественных отношений между отдельными лицами. По справедливости сюда же относится и область семейных отношений, основа которых – брак, покоится на частной воле отдельных лиц.

      Гражданское право по своей идее предполагает наличие множества отдельных автономных центров, к которым как бы стягиваются отдельные имущественные объекты (вещи), образуя вокруг каждого особую экономическую сферу, его имущество, хозяйство.

      Эти центры хозяйственной жизни называются субъектами гражданского права, а вся совокупность их внутри данного государства составляет то, что мы называем гражданским обществом.

      Любую юридическую норму можно перефразировать  в условное предложение: если налицо такие-то факторы, то наступают такие-то юридические последствия. Факты, с наступлением которых наступают юридические последствия, называются юридическими.

      Юридические факты можно разделить на события, не зависящие от воли человека (например, естественная смерть, истечение времени), и действия, являющиеся выражением воли человека.

      Особенно  большое значение имеют те правомерные  действия, которые прямо направлены на установление, изменение или прекращение права и обязанностей (сделки). Римские юристы не выработали общего определения понятия «сделка», они знали только отдельные конкретные договоры.

      Если  в сделке выражается воля двух сторон (например, продавца и покупателя, подрядчика и заказчика), она называется двусторонней, или договором. Но не всякий договор имеет своим последствием установление обязательства. Так, если по соглашению двух лиц производится передача одним лицом другому определенной вещи с целью перенесения права собственности на нее, то следует говорить о договоре, направленном на передачу права собственности, а не на установление обязательства.

      Договор, как основание для возникновения обязательств, имеет место только тогда, когда воля договаривающихся направлена на установление именно обязательственных отношений.

      Римская договорная система различала два  вида договоров: контракты и пакты. К контрактам относился определенный (исчерпывающий) круг договоров, признанных цивильным правом и снабженных исковой защитой.

      История римлян известна науке с той поры, когда Рим представлял собой сельскохозяйственную общину, в которой отдельные семьи жили замкнутой хозяйственной жизнью почти без всяких меновых отношений (натуральная система хозяйства).

      Понятно, что при таком состоянии хозяйства  и обмена не было надобности в развитой системе договоров. Сделки заключались каждым хозяйством так редко, что выполнение даже довольно сложных форм не было обременительным.

      Развитие  договорного права шло в двух направлениях:

      а) по мере усложнения хозяйственной жизни  расширялся круг соглашений, пользующихся исковой защитой;

      б) параллельно с этим шло постепенное  признание исковой силы за известными видами неформальных соглашений.

      В древнереспубликанском римском  праве существовали три основных типа обязательственных договоров:

-в форме  сложного обряда, совершавшегося с помощью меди и весов (nexum);

-словесный  - в форме вопроса и ответа (стипуляция);

-литтеральный (письменный) контракт.

      Общим для названных типов договоров  был их формальный характер.

      Трудно  предположить, чтобы в отдаленный период римской истории можно  было обходиться без продажи и  покупки вещей, передачи их во временное пользование и т. п., однако мы не располагаем какими-либо сведениями относительно того, как нужно было в то время оформлять соглашения подобного рода, чтобы они имели обязательную силу.

      Даже  на высшей ступени развития римское  право не пришло к признанию того, что всякое законное соглашение двух сторон об установлении какого-либо обязательства само по себе имеет юридическую силу. В более древнем римском праве проводился прямо противоположный принцип: неформальное соглашение никогда не порождало юридически действительного обязательства. Для каждого отдельного хозяйства вступление в договор было сравнительно редким явлением, как бы событием в жизни, и потому можно было потратить время на выполнение требуемых формальностей.

      По  мере развития менового хозяйства картина резко меняется: договор перестает быть исключительным явлением, он проникает в повседневную практику каждого хозяйства, получает широкое распространение.

      Старые  формы заключения договоров уже  не соответствовали новому оживленному обороту, не удовлетворяли его потребностей. В конце концов, победили требования, диктовавшиеся уровнем развития производственных отношений. Постепенно отмерла форма договора nexum; стимуляция и письменный контракт хотя и продолжали применяться, но их формальные требования были ослаблены. Наряду со старыми формальными договорами появились новые - неформальные. Уже в конце республиканского периода стала широко употребляться такая форма займа, при которой не требовалось выполнения формальных действий: достаточно было соглашения сторон и фактической передачи суммы займа заемщику, чтобы договор получил юридическую силу. Позже был сделан следующий шаг - в определенных случаях без соблюдения каких-либо формальностей юридическая сила признавалась за простым соглашением, даже не сопровождавшимся передачей вещи, по поводу которой договаривались стороны.

      Римский юрист Сальвий Юлиан Гай, систематизируя различные виды контрактов, выделил четыре основных: реальные (устанавливающие обязательство путем передачи вещи), вербальные (словесные, устные), литтеральные (письменные) и консенсуальные (при которых обязательство возникает вследствие одного соглашения – независимо от передачи вещи).

      В отличие от семей других народов, в которых правовое значение имеет кровное родство, в римской семье юридически значимым было агнатическое родство, основанное на власти и подчинении. Соответственно члены римский семьи делились на подчиненных и главу семьи.

      Домовладыка имел полную власть над всеми членами  семьи (женой, детьми, внуками, правнуками, женами сыновей и т. д.), включающую право на жизнь и смерть, отказ от новорожденного, продажу в рабство, совершение телесных наказаний, выдачу по ноксальному иску, на расторжение брака женатых сыновей, изгнание домочадцев из дома. Он полностью обладал имуществом семьи и распоряжался им по своему усмотрению. Никакие обстоятельства не освобождали сыновей и внуков от подчинения домовладыке: ни возраст, ни занятие должности магистра. Эта власть прекращалась лишь со смертью или по воле главы семьи. Сами римляне осознавали исключительности положения paterfanulias: «Едва ли еще есть какие-нибудь люди, которые имели бы над детьми своими такую же власть, как мы», – писал Гай (D. 50. 16. 196).

      Социальные  процессы, шедшие за развитием экономических  отношений, последовательно привели к вытеснению агнатического родства когнатическим. Окончательно принцип когнатического родства был утвержден Новеллами Юстиниана в VI веке.

      В когнатическом родстве различаются  линии и степени. Линия называется прямой восходящей, если речь идет о лицах, происходящих один от другого, от потомка к предку (внук – сын – отец), и прямой нисходящей, если речь идет о происхождении от предка к потомку (отец – сын – внук). Боковая линия объединяет лиц, имеющих общего предка (брат и сестра, дядя и племянник). Боковое родство может быть полнородным, единокровным (при общем отце) и единоутробным (при общей матери).

      От  родства отличается свойство, представляющее собой возникшее в результате брака отношение близости одного из супругов к кровным родственникам другого, а также между родственниками супругов. Так, сестра жены состоит во второй степени свойства с ее мужем. Отношения свойства прекращаются с расторжением брака.

      Древнейшая  форма римского брака устанавливала  власть мужа над личностью жены (cum many). Но уже в законах XII таблиц содержалась норма, позволявшая избежать строгих последствий брака в форме супружеской власти. Так, в случае заключения брака с недостатками формы супружеская власть приобреталась только в результате непрерывного осуществления брака (супружеской общности) в течение года. Давность прерывалась и власть мужа не наступала, если женщина проводила три ночи подряд вне дома. Эта процедура могла повторяться ежегодно.

      При браке без власти супруга над  женой женщина, не становясь агнаткой в семье мужа, оставалась, тем не менее, под властью своего отца или своих агнатических опекунов. В соответствии же с принципом цивильного права брак без manus, то есть свободный неформальный союз супругов, признавался браком цивильного права. Дети от такого брака, следуя правовому положению отца, находились под его властью.

      Довольно  продолжительное время обе формы  брака сосуществовали. Однако из некоторых  свидетельств античных авторов можно  сделать вывод, что брак без manus уже во второй половине существования Римской республики был преобладающим. Такой брак заключался посредством простого соглашения, юридически завершающим актом, которого был привод невесты в дом жениха, и расторгался по заявлению одного из супругов без указания каких-либо оснований для развода.

      В агнатической семье жена не имела  ни личных, ни имущественных прав и по положению приравнивалась к своим детям. Напротив, брак без manus был основан на равенстве супругов. В то же время его нельзя назвать браком без власти мужчины: здесь во власть супруга трансформировалась отцовская власть, выраженная в праве определять место жительства, принципы воспитания и т.д.

      Взаимодействие  соответствующих правовых норм с  социально-психологическими факторами создало в позднереспубликанском Риме образ римской женщины – матери и хранительницы дома, готовой действовать во имя общественного блага, и в первую очередь мужа. На матерях лежала обязанность воспитания подрастающего поколения, что свидетельствовало о высокой оценке социального и политического значения женщин, характерной для римской идеологии уже в I в. до н. э.

      Следствием  моральной деградации, поразившей римское  общество, в конце существования  республики, стал кризис семейных устоев, чему способствовала и свобода брачных отношений. В целях сохранения стабильности семейных отношений, пресечение злоупотреблений свободой развода и стимулирования вступления в брак и деторождения император Август издал закон, предусмотревший уголовную ответственность за нарушение супружеской верности. В то же время этот закон легализовал внебрачное сожительство лиц, между которыми брак был запрещен (например, между вольноотпущенными и представителями сенаторского сословия). Сожительство подобных лиц с намерением создать жизненную общность называлось конкубинатом. Дети, рожденные в конкубинате, хотя и не признавались законными, все же имели некоторые права наследования после смерти родителей.

Информация о работе Брачный договор