Брачный договор

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 09:54, дипломная работа

Описание работы

Брачный контракт является новеллой российского законодательства, чем объясняются общественный интерес к нему и те многочисленные трудности, которые возникают как у граждан, желающих заключить такой договор, так и у юристов, занимающихся этими проблемами, на практике.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Брачный договор как институт семейного права …………....9

1.1. История развития законодательства о брачном

договоре (контракте) за рубежом и в России ………………………………………9

1.2. Брачный договор и его место в системе юридических фактов

семейного права и источников правового регулирования……………………….45

2. Правовое регулирование брачного договора………………….56

2.1. Понятие и элементы брачного договора ……………………………..............56

2.2. Форма, содержание и заключение брачного договора ……………………...61

2.3. Изменение и расторжение брачного договора,

признание его недействительным …………………………………………………71

2.4. Ответственность супругов по обязательствам ……………………….79 2.5. Судебная и юридическая практика по применению

брачно-договорных отношений……………………………………….…………...85

Заключение …………………………………………………………………….92

Список использованных источников и литературы……………………………...96

Приложения…………………..…………………………………………..…………99

Работа содержит 1 файл

Мой диплом.doc

— 440.50 Кб (Скачать)

      Новый Кодекс законов о браке, семье  и опеке 1926 г. (КЗоБСО), сохраняя прежние  положения, уточнял и дополнял их, как того требовало время, в соответствии с тем видением правовой проблемы, которое сформировалось в те годы. Женщина могла теперь вступить в брак, будучи не только зрелой физически, но и способной самостоятельно распоряжаться своими правами; ради охраны ее имущественных интересов впервые признавались (при определенных условиях) так называемые фактические браки. Во главу решения всех семейно-правовых проблем ставились интересы ребенка. Вновь приобрел государственное признание институт усыновления.

      Естественно, перечень нововведений казался тогда исчерпывающим. Вместе с тем со временем стали обнаруживаться пробелы в законодательстве, несовершенство действующих норм, возникали различного рода проблемы в правоприменительной практике. Несколько иными становились и идеологические задачи государства, что не могло не сказаться на семейном законодательстве. Поэтому семейный Кодекс 1926 г. начал постепенно претерпевать изменения.

      8 июля 1944 г. был принят Указ, запрещавший  установление отцовства в отношении детей, рожденных вне брака (только Указом от 14 марта 1945 г. было разрешено признание отцом внебрачного ребенка в случае вступления в брак с его матерью). Ни добровольное признание отцовства, ни установление его в судебном порядке более не допускались. Не возникало, естественно, и право на получение алиментов от фактического отца. Эти меры объяснялись лишенными всякого основания заверениями о том, что права внебрачных детей не нарушаются, поскольку заботу о них берет на себя социалистическое государство.

      Но, во-первых, мизерные пособия, установленные для одиноких матерей, не могли заменить алименты, и во-вторых, дети лишались права знать своего отца, а отец не мог узаконить отношения с родными детьми. Время для подобного мероприятия было выбрано самое неудачное: война привела к массовой миграции населения, разлучению семей и возникновению многочисленных внебрачных связей. Права ребенка нарушались и тем, что в свидетельстве о рождении в графе «отец» ставился прочерк, что сразу указывало на внебрачное происхождение. И хотя формально права внебрачных детей и детей, рожденных в браке, признавались равными, на практике это нередко приводило к дискриминации. Суды, чтобы хоть как-то защитить интересы внебрачных детей, взыскивали алименты с их отцов как с фактических воспитателей. Всем лицам, вступившим в фактические брачные отношения с 1926 по 1944 г., предписывалось зарегистрировать брак, указав при этом дату вступления в фактические брачные отношения и общих детей. В противном случае их брак терял юридическое значение.

      Была  ужесточена и процедура развода: брак отныне расторгался лишь в случае признания судом необходимости его прекращения. Таким образом, суду предоставлялось право отказать в иске о расторжении брака, даже если оба супруга настаивали на разводе. Кроме того, сама процедура расторжения брака усложнилась. Заявление о разводе с указанием мотивов подавалось в народный суд. После этого в местной газете публиковалось объявление о возбуждении дела о разводе, затем в суд вызывался супруг-ответчик. Народный суд рассматривал дело и принимал меры к примирению супругов. Если примирение не состоялось, дело передавалось в суд второй инстанции, который рассматривал его по существу и выносил мотивированное решение о разводе или об отказе в расторжении брака. Одновременно с этим суд определял, с кем остаются проживать несовершеннолетние дети и кто из родителей несет обязанность по их содержанию. По требованию супругов суд мог произвести раздел имущества, а также возвратить им добрачные фамилии.

      В 1968 г. началась активная работа по подготовке нового, третьего по счету семейного кодекса, а также Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, которые были введены в действие с 1 октября 1968 г.

      30 июля 1969 г. был принят Кодекс  о браке и семье РСФСР. Примечательной чертой этого Кодекса была не только преамбула, но и довольно пространная общая часть, где говорилось о задачах, отношениях, которые он регулирует, о равноправии женщины и мужчины в семейных отношениях, защите семьи государством и проч. Здесь нашли отражение существовавшие веками правила нравственного порядка, влияющие на семейные отношения. Содержательная часть Кодекса начиналась традиционно с изложения норм, посвященных браку, порядку и условиям его заключения в органах ЗАГСа. Но отныне более четко был определен порядок регистрации: брак заключался, как правило, по истечении месяца после подачи заявления и с согласия молодоженов, в торжественной обстановке. Каждое из этих правил имело свое назначение: временные ограничения создавали своеобразный правовой барьер на пути заведомо непрочных брачных союзов, а торжественность бракосочетания заменяла пышность церковного обряда.

      Имущественные отношения супругов регулировались императивными нормами, закреплявшими режим общей совместной собственности. Заключение брачного договора, направленного на изменение этого режима, не допускалось. Любой договор подобного рода считался несоответствующим императивным требованиям закона.

      Отцовство в отношении детей, рожденных  вне зарегистрированного брака, устанавливалось двумя способами: добровольно и в судебном порядке. Для добровольного признания отцовства достаточно было письменного заявления отца и матери ребенка. В судебном порядке основанием для этого являлись: совместное проживание ответчика с матерью ребенка и ведение ими общего хозяйства до его рождения; совместное воспитание либо содержание ими ребенка. Основаниями для установления отцовства могли служить и такие доказательства, как личные письма или официальные документы, подписанные ответчиком (ст. 48 КоБС).

      Алиментные  отношения между членами семьи  также регулировались императивными нормами права. Размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, устанавливался законом. Суд имел право уменьшить его при наличии соответствующих обстоятельств (ч.1 ст.68 КоБС). Указом Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1986 г.3 эта норма была дополнена положением о том, что суд вправе уменьшить размер алиментов не только при наличии перечисленных в ней обстоятельств, но и по любым иным причинам, которые сочтет уважительными. Размер алиментов на совершеннолетних детей, родителей, супругов и других членов семьи устанавливался судом исходя из материального и семейного положения плательщика и получателя алиментов. Право на алименты эти лица имели только в случае нужды и нетрудоспособности.

      Соглашение  между плательщиком и получателем  алиментов формально признавалось действительным, но не имело правовой силы. Независимо от его добросовестного исполнения получатель вправе был в любое время обратиться в суд с требованием взыскать алименты в судебном порядке, как будто соглашения не существовало. Суд при этом руководствовался императивными нормами закона, а не заключенным соглашением.

      В 1985 г. был внесен ряд изменений  в законодательство о браке и  семье4. В частности, предусматривалась возможность рассмотрения бесспорных дел о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей единолично судьей в административном порядке без возбуждения гражданского дела. В этом случае судья принимал заявление о взыскании алиментов и извещал об этом плательщика. При согласии последнего, или неполучении от него возражений, в установленный срок выносилось постановление об уплате алиментов. При возражении плательщика дело рассматривалось в исковом порядке.

      Указом  от 19 ноября 1986 г. устанавливался и минимальный размер алиментов, подлежавших взысканию на несовершеннолетних детей, – 20 руб. в целях обеспечения им необходимых средств к существованию. Однако поставленной цели достичь не удалось. Во-первых, не было принято во внимание, что таким образом можно было распределить все 100% дохода родителя на алименты (например, при заработной плате 80 руб. и наличии четверых детей). В связи с этим оказалось необходимым предоставить суду право уменьшать даже минимальный размер алиментов (ч. 3 ст. 68 КоБС). Во-вторых, после вступления. России в полосу инфляции минимальный размер алиментов так и не был проиндексирован до самой его отмены в декабре 1994 года.

      В 1990 г. в Основы законодательства о  браке и семье был внесен ряд  существенных изменений. В частности, предусматривалась возможность исключения из состава общего имущества супругов имущества, нажитого ими после фактического прекращения брачных отношений. Лицо, не будучи отцом ребенка, но добровольно признавшее отцовство, лишалось в дальнейшем права оспаривать отцовство на этом основании. Расширились права несовершеннолетних детей: они получили возможность непосредственно обращаться за защитой в органы опеки и попечительства при злоупотреблении родителей своими правами.

      В связи с кардинальными изменениями, происшедшими в экономической и социальной жизни страны, возникла насущная потребность срочно изменить ряд институтов семейного законодательства. 18 ноября 1994 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье РСФСР». Появление данного акта явилось первым этапом реформы алиментного законодательства. Наиболее существенным изменениям подверглись обязательства родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Отдельные дополнения были внесены и в регулирование других видов алиментных обязательств.

      Необходимость срочного реформирования действовавшего законодательства об уплате алиментов, диктовалась прежде всего, тем, что  оно не давало возможности защитить интересы получателей алиментов, в особенности несовершеннолетних детей, в условиях перехода к рыночной экономике.

      Законодательство  о взыскании алиментов стало  более гибким. Статья 68 была дополнена нормой (ч. 3), позволяющей судам уменьшать или увеличивать размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, с учетом материального или семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств. Эта мера дала возможность суду уменьшать размер алиментов, уплачиваемых наиболее состоятельному родителю, и одновременно увеличивать их размеры в пользу детей малообеспеченного родителя. При этом не возникало необходимости сохранения минимального размера алиментов – он отменялся этим же законом. Суд был вправе увеличить размер долей заработка (дохода) плательщика, если без такого увеличения ребенок не был обеспечен средствами к существованию. При этом суд получил возможность в каждом конкретном случае учитывать все обстоятельства дела: материальное и семейное положение ребенка и родителя, уплачивающего алименты, состояние здоровья плательщика, невозможность найти работу и т. д.

      Законом от 18 ноября 1994 г. впервые предусматривалась  возможность при неуплате алиментов  обратить взыскание на имущество  плательщика: сначала на заработок (доход), при его недостаточности  – на денежные средства, находящиеся на счетах в банках и иных кредитных учреждениях, либо вложенные в предприятия, учреждения или организации; при нехватке этих средств для уплаты присужденных алиментов – на любое имущество плательщика, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством может быть обращено взыскание (это правило сохранено и в новом Семейном кодексе РФ).

      Расширялась также возможность суда принимать  решение о взыскании алиментов  в твердой денежной сумме. Размер ее устанавливался не на базе долей к заработку плательщика (как ранее), а исходя из материального и семейного положения плательщика и получателя алиментов и других заслуживающих внимания обстоятельств. Вводилась также специальная норма, предусматривающая индексацию алиментных платежей, которая производилась пропорционально увеличению минимального размера оплаты труда в России.

      Таковы  в основных чертах изменения, вызвавшие  к жизни появление в 1996 г. нового Семейного кодекса РФ. В нем  нашли отражение как сложившиеся  веками традиции и опыт государственного регулирования семейных отношений, так и те реалии, без которых нельзя было использовать действующий Кодекс как инструмент помощи нуждающимся гражданам.

      Материально-правовые нормы семейного права различных  государств очень разнообразны, что порождает на практике возникновение коллизий при решении вопросов брачно-семейных правоотношений.

      В странах с континентальной системой права (Германия, Швейцария, Франция) источниками  правового регулирования семейных отношений являются специальные разделы гражданских кодексов. В странах обычного права семейные отношения регулируются отдельными нормативными актами. Так, в Англии основным источником правового регулирования является закон «О браке» (1949 г.), который консолидировал около 40 нормативных актов, действовавших к моменту его издания. Отдельными законами регулируются вопросы взыскания алиментов, судебного отыскания отцовства, установления опеки. В США семейное право представляет собой чрезвычайно пеструю картину, поскольку регулирование семейных отношений отнесено к компетенции штатов.5

      В последнее время семейное право  зарубежных стран характеризуется стабильностью и консервативностью регулирования. В законодательство порой вносились отдельные незначительные изменения, но жесткие принципы, такие, как главенство мужа, отрицательное отношение к разводу, дискриминация внебрачных детей, установленные еще в XIX или начале XX в., оставались незыблемыми. После второй мировой войны в обществе произошли существенные изменения: стало иным экономическое и социальное положение женщин, возросло количество фактически распавшихся браков, увеличилось число внебрачных детей и разводов. Эти факторы обусловили необходимость проведения реформ, и начиная со второй половины 60-х гг. новые законы были приняты  в  Англии (1969 г.),  во Франции (1970 г.),  США (1970 г.),  ФРГ (1976 г.). 20 ноября 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка.

Информация о работе Брачный договор