Исполнительное производство

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:49, реферат

Описание работы

За годы экономических и политических реформ в Российской
Федерации создана большая правовая база, регулирующая систему новых
экономических и социальных отношений. Вместе с тем по мере роста
числа законов и иных правовых актов все более и более на первый
план стала выходить проблема реализации нового законодательства. В
обществе появилось понимание того вопроса, что исполнение
представляет собой важнейший участок правовой практики, отражающий
эффективность всего механизма правового регулирования и способность
права воздействовать на мотивацию поведения человека

Работа содержит 1 файл

испол производство.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

производстве     очень     сходны     с     гражданскими     процессуальными

правоотношениями,  хотя  обладают   рядом   отличительных   черт,   присущих

административно  –  правовым   отношениям,    т.   е.    правоотношения    в

исполнительном   производстве   не   являются   ни   «чисто»    гражданскими

процессуальными    правоотношениями,    ни    «чисто»    административно   –

правовыми   отношениями.   Иными   словами,   на   правовое    регулирование

исполнительного  производства   распространяются   нормы   административного

права     и     административного     процесса,      нормы      гражданского

процессуального  права,   а   также   других   отраслей   права,   например,

гражданского.(39)

      По   мнению    автора,    с    учетом    сказанного,    исполнительное

производство   -   это   не   стадия   гражданского   (или   арбитражного  )

процесса.   По   нашему   мнению,   отношения,   возникающие   в   связи   с

исполнением    решений    юрисдикционных    органов    являются    предметом

регулирования  самостоятельной  отрасли  права - исполнительного

права.3

                Аналогоичные     взгляды     высказывались     учёными     в

дореволюционной   России.   Известный   представитель   цивилистической    и

процессуальной  науки  професор  Ю. С.   Гамбров   исключил   исполнительное

поизводство  из  курса   лекций   по   гражданскому   процессу.   Эта   идея

близка   и   многим  другим    учёным.   В   этой   связи   М.  А.    Гурвич

указывал,   что   исполнительное   производство   не   входит    в    состав

деятельности   по   правосудию   и   является   по   отношению   к   ней   «

инородным   клином  ».   Он   утверждал,   что   это   производство   «также

связано  с  правосудием,  как  и  с  деятельностью  арбитража  и   нотариуса

в  части  его  исполнительных  действий».4

       Развивая    идею    выделения    исполнительного    производства    в

самостоятельную   отрасль   права,    В.   В.   Ярков    предложил    проект

Исполнительного   кодекса   РФ,   который,    по    его    мнению,    должен

объеденить   в   себе   различные    способы    реализации    исполнительных

документов   и   разнообразные   исполнительные    процедуры,    учитывающии

особенности   гражданского,   налогового,   финансового,    инвестиционного,

земельного,  жилищного  и  иного  законодательства.5

     Законодательная  практика  России   нашего   времени   развивается   по

пути  создания  самостоятельных  от   гражданского   процессуального   права

актов,   регламентирующих   исполнение   судебных   и   иных   решений.    6

ноября  1997  года  в   Российской   Федерации   вступили   в   силу   новый

Федеральный   закон    «Об    исполнительном    производстве»,    а    также

Федеральный  закон  «О  судебных  приставах».6

     В  соответствии  со  ст. 10  Конституции  РФ   государственная   власть

осуществляется   на   основе   разделения   властей   на    законодательную,

исполнительную  и  судебную.  Исполнительное  производство  по   федеральным

законам  «О  судебных  приставах»  и   «Об   исполнительном   производстве»

организационно  выведено  из   сферы   судебной   власти   и   переданно   к

ведению  органов  исполнительной  власти.   Задача   судов   заключается   в

разрешении  правового  конфликта  и  вынесения  судебного  акта,   а   также

контроле  за  процессом  исполнительного  производства  при   подаче   жалоб

одним  из  его  участников.  Тем  самым  с  судов   сняты   непосредственные

обязанности  по  организационному  обеспечению   исполнения   принятых   ими

судебных  актов  и  других  исполнительных   документов.Судебные   приставы-

исполнители  теперь  полностью  подчинены  органам   исполнительной   власти

– органам  юстиции.

     Принятие  названных  законов было  вызванно  тем,  что действующий   до

недавнего  времени  механизм   принудительного    исполнения   судебных   и

других  актов  сформировался  в   иных,   по   сравнению   с   современными,

экономических  условиях  и  не  был  рассчитан  на  рыночные   отношения   и

реальное  обращение  взыскания  на  имущество  не  только  граждан,   но   и

индивидуальных  предпринимателей  и  юридических  лиц  по  их  долгам.   Для

многих   граждан,   организаций   и   судебной   власти   в   целом   стало

серьёзной    проблемой    побуждение    должника    к    исполнению    своих

обязательств,  закреплённых  в  правоприменительном  акте.

     В этих  условиях  получила  широкое  распространение   так   называемая

«теневая  юстиция» ,   т.  е.   посредничество   организованных   преступных

формирований  и  их  лидеров  в  урегулировании   имущественных   споров   и

взыскания  долгов  путём  создания  параллельных   государственным   службам

криминальных  структур,  дествующих  противозаконными  методами.

     Сложное  положение  с  исполнением  судебных   актов   и   актов   иных

органов  подтверждается  рядом  примеров.  Так,   согласно   статистике,   в

1996  г.  в   Российской   Федерации   были    произведены    взыскания    и

исполнительные  действия  по   35  %  от   всех   оконченных   производством

исполнительных   документов.   В   пользу    юридических    лиц    взыскания

произведены  на  23 %.7

     Разработка  и   принятие   Федерального   закона   «Об   исполнительном

производстве»  преследовала  следующии  цели :

1) восполнить  пробелы   в   действующем   законодательстве,   регулирующем

    отношения,  связанные  с  обращением  взыскания  на  денежные   средства

    и  имущество  граждан  и  организаций  должников ;

2) устранить  противоречия  в  действующем  законодательстве ;

3) добится  реального  и  своевременного  исполнения   судебных   актов   и

    актов  других  органов ;

4)  повысить   ответственность    организаций    и    граждан    по   своим

    обязательствам ;

   5)    поднять   эффективность   решения   судов   и   иных   органов,   а

следовательно  и  их  авторитет  в  обществе.

      Принятие   названных   законов   сняло   определенные    противоречия,

ввело   в   действие   многие   новые   нормы,   устраняющие    пробелы    в

законодательстве, но  не решило  многих  насущных  проблем.   Некоторые   из

которых  мы  ниже  рассмотрим.

       Помимо    упомянутых    законов,    регулирование     исполнительного

прозводства  осуществляется  самыми   различными   правовыми   актами,   что

объясняется  комплексным  характером  данной  правовой  сферы.

     В  соответствии со  ст. 2  Федерального   закона   «Об   исполнительном

производстве»  законодательство   России   об   исполнительом   производстве

состоит   из   данного   Федерального   закона,   Федерального   закона   «О

судебных  приставах»  и  иных  федеральных  законов,  регулирующих   порядок

и  условия  принудительного исполнения  судебных  актов  и   актов   других

органов.   К    числу    правовых    актов,    регулирующих    осуществление

исполнительного   производства   и   совершения   исполнительных   действий,

можно  отнести  следующие  федеральные  законы:

     ГПК.  Поскольку  нет  иного  Перечня  видов   имущества   граждан,   на

которое  может  быть  обращено  взыскание  по   исполнительным   документам,

то  подлежит  применению  Перечень,  прилагаемый  к  ГПК  ( Приложение  №  1

к  ГПК ).  Значение  источников  правового   регулирования   исполнительного

производства  имеет  также   Приложение   №  2   к   ГПК   (  Восстановление

утраченного  судебного  или  исполнительного  производства ).   В   практике

совершения  исполнительных  действий   возникает   необходимость   обращения

к  ГПК  и  по  другим  вопросам.

      АПК.   Здесь   урегулированы   следующии   вопросы,   не    получившие

разрешения  в  Федеральном  законе   «Об   исполнительном   производстве»  :

немедленное  исполнение  решения  арбитражного  суда  ( ст.  135 ),   выдача

нескольких  исполнительных  листов  по   одному   судебному   акту   (  ст.

199 ),  поворот  исполнения  судебного  акта  (  ст.   208-209  ),   и   ряд

других  вопросов.

      ГК.   Здесь   урегулированы:   порядок    обращения    взыскания    на

заложенное  имущество  и  его  реализация  (  ст.   349,   350  ),   порядок

проведения   торгов   (ст.   447-449  ).   В   исполнительном   производстве

имеют    непосредственные    значение    нормы    ГК    о     собственности,

обязательствах  и  другие  положения  ГК,  так   или   иначе   связанные   с

совершением   конкретных   исполнительных   действий,   оценки   фактических

обстоятельств  в  стадии  исполнительного  производства.

     Федеральный  закон  «Об  ипотеке  ( залоге  недвижимости )».   В   этом

законе   подробно   урегулированы   вопросы,   связанные    с    обращениемм

взыскания  на  недвижимость.

      Закон   РФ   «О   международном   коммерческом    арбитраже».    Здесь

урегулированы   вопросы    порядка    исполнения    решений    международных

коммерческих  арбитражей  (  разд. 8  ).

      Данный   перечень   не   носит    исчерпывающего    характера,    иные

федеральные   законы   также   могут   содержать    нормы    исполнительного

законодательства.   Например,   Закон   РФ   «О    банках    и    банковской

деятельности»  в  части   органов   и   лиц,   имеющих   право   запрашивать

информацию  о  счетах  граждан  и   организаций,   когда   необходимость   в

таком   запросе   связана    с    совершением    исполнительных    действий;

федеральные   законы   «О   рынке    ценных    бумаг»,    «Об    акционерных

обществах»,  «Об  обществах  с  ограниченной  ответственностью»  и  др.

      В   соответствии   с   п.   2   ст.   2   Федерального   закона    «Об

исполнительном    производстве»    Правительство    РФ    может    принимать

нормативные  правовые  акты   по   вопросам   псполнительного   производства

на  основании  и  во  исполнении  данного   Федерального   закона   и   иных

федеральных  законов.  Правительством  РФ  в  соответствии  с  Законом   «Об

исполнительном  производстве»  приняты   следующие   нормативные   правовые

акты:   Положение   о   внебюджетном    фонде    развития    исполнительного

производства,   утвержденное   постановлением   Правительства   РФ   от   26

июня  1998  г.  № 659  16;  Положение  о   порядке   и   условиях   хранения

арестованного   и    изътого    имущества,    утвержденное    постановлением

Правительства  РФ  №  723  от  7  июля  1998   г.  16;   Порядок   наложения

ареста  на  ценные   бумаги,   утвержденный   постановлением   Правительства

РФ  №  934  от  12  августа  1998  г. 16

      По   смыслу   закона    к    числу    нормативных    правовых    актов

Правительства  РФ,  регулирующих  вопросы  исполнительного  производства   (

помимо  тех,  которые  должны  быть  приняты   на   основании   Федерального

закона  «Об  исполнительном  производстве»  ),  относятся   также   правовые

акты,   устанавливающие    порядок    лицензирования    при    осуществлении

определенных  видов  деятельности, в   частности   торговли   недвижимым   и

движимым  имуществом  и  др.

     Приоритетный  характер  носят  нормы  международных  договоров   России

  по   сравнению   с    внутрироссийским    законодательством.    К    числу

международно-правовых   документов,   содержащих   правила   исполнительного

производства,  можно  отнести  Соглашения  стран  СНГ  от  20   марта   1992

г.   «О   порядке   разрешения   споров,    связанных    с    осуществлением

хозяйственной  деятельности»;  Конвенцию  о  правовой  помощи   и   правовых

отношениях   по   гражданским,   семейным   и    уголовным    делам    между

государствами-членами   СНГ,   подписанную   22    января    1993    г.    и

ратифицированную   Федеральным    Собранием    России;    Указ    Президиума

Верховного   Совета   СССР   от   21   июня   1988   г.   «О   признании   и

исполнении   в   СССР   решений   иностранных   судов   и   арбитражей»  16;

Гаагскую  конвенцию  (  1966 )  о   признании   и   исполнении   иностранных

решений  по  гражданским   и   торговым   делам;   Нью-Йоркскую   (  1958  )

конвенцию   о   признании   и   приведении    в    исполнение    иностранных

арбитражных  решений  и  др.

       В    качестве     источников     исполнительного     законодательства

Федеральный   закон   «Об    исполнительном   производстве»   не    называет

инструкций   федеральных   органов   исполнительной   власти,    нормативные

акты   субъектов   РФ.   Такое   сужение   круга    источников    источников

исполнительного  законодательства   крайне   негативно,   поскольку   Закон,

хотя   и   является   процедурным   по   характеру,   тем   не   менее    не

содержит     развернутых     процедур     исполнения     отдельных     видов

исполнительных    документов.    Поэтому    при    решении    целого    ряда

процедурных  вопросов  исполнительного  производства   в   настоящее   время

практически   нечем   воспользоваться,   кроме   как   актами    федеральных

органов   исполнительной   власти.    Например,    порядок    предоставления

налоговыми  органами  судебным  приставам  –  исполнителям    информации   о

счетах  юридических  лиц  урегулирован  совместным   письмом   ГНС   РФ   от

Информация о работе Исполнительное производство