Исполнительное производство

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:49, реферат

Описание работы

За годы экономических и политических реформ в Российской
Федерации создана большая правовая база, регулирующая систему новых
экономических и социальных отношений. Вместе с тем по мере роста
числа законов и иных правовых актов все более и более на первый
план стала выходить проблема реализации нового законодательства. В
обществе появилось понимание того вопроса, что исполнение
представляет собой важнейший участок правовой практики, отражающий
эффективность всего механизма правового регулирования и способность
права воздействовать на мотивацию поведения человека

Работа содержит 1 файл

испол производство.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

исполнительным  документам,  находящимся  в  производстве;  совершать   иные

действия  предусмотренные  законом.

      Вновь   принятые   Федеральные   законы   существенно    изменили    и

расширили  полномочия  судебных  приставов – исполнителей  по  сравнению   с

теми,  какими  распологали  судебные  исполнители.  Согласно   Федерального

закона  РФ   «Об   исполнительном   поизводстве»,   расширение   полномочий

судебных  приставов – исполнителей  выразилось,   прежде   всего,   в   том,

что  теперь  судебный  пристав  –  исполнитель   самостоятельно   возбуждает

исполнительное   поизводство   путем   вынесения   постановления   и   также

самостоятельно  выносит   постановление   о   возвращениии   исполнительного

производства    взыскателю     в     случае     несоблюдения     требований,

предъявленных   к   исполнительному   документу.   Вопросы   об    отложении

исполнительных  действий,   об   окончании   исполнительного   производства,

также  решается  теперь  судебным  приставом  исполнителем   самостоятельно.

  С   письменного  разрешения   старшего   судебного    пристава    судебный

пристав  –  исполнитель   может   в   необходимых   случаях   отступать   от

правил   относительно   времени    совершения    исполнительных    действий,

решать   вопрос   о   розыске   должника,   его   имущества   или    розыске

ребенка,   о   возвращении   исполнительного   документа    взыскателю,    о

привлечении   к   ответственности    лиц,    противодействующих    судебному

приставу  –  исполнителю    или    неисполняющих    возложенных    на    них

обязанностей,  о   замене   стороны   в   исполнительном   производстве   ее

правоприемником,  о  назначении  специалиста  для  разъяснения   возникающих

  при   совершении   исполнительных    действий    вопросов,    об    отводе

специалиста  или  переводчика  ( ст. ст. 12, 26, 28, 32, 41, 43, 85, 87 ).

        Деятельность   судебных   приставов  –   исполнителей    практически

выведена  из  под  контроля  суда,  произошло  значительное  расширение   их

полномочий.  Но  в  тоже  время  механизм обжалования  действий   судебного

пристава  исполнителя  четко  не  проработан,  так   в Федеральном   законе

   «Об    исполнительном     производстве»     не     определены     порядок

рассмотрения  данной  категории  дел  и   вид   судопроизводства.   Учитывая

существующею  в  нашей  стране   коррупцию   как   в   высших,   так   и   в

низовых  звеньях   государственной   власти,   по   нашему   мнению,   даный

механизм  нужно  более  детально  проработать.

      Судебные   приставы   по   ОУПДС   призванны   оказывать   необходимую

поддержку  своим  коллегам   осуществляя   привод   лиц,   уклоняющихся   от

явки к   судебному   приставу  –  исполнителю   и   участвуя   по   указанию

старшего  судебного   пристава   в   совершении   исполнительных   действий,

где  обеспечивают   безопасность   судебных   приставов  –  исполнителей   и

пресекают  сопротивление  оказываемое судебному  пристову -  исполнителю   в

связи  с  исполнением  им  своих  служебных  обязанностей.

     В  целях  выполнения   возложенных   на   них   обязанностей   судебные

приставы  по  ОУПДС  наделены  достаточно  широким  объемом  полномочий,   в

том  числе  правом   требовать   содействия   государственных   органов   и

должностных  лиц;  получать  необходимые  документы  и  материалы;   входить

  в   помещения   занимаемые   гражданами   и   организациями.  Для   данной

категории      судебных      приставов       предусмотрена       специальная

профессиональная   подготовка,   после   прохождения   которой   они   имеют

право  на  хранение  и   ношение   огнестрельного   оружия   и   специальных

средств.   Кроме   хранения    и    ношения    огнестрельного    оружия    и

специальных   средств,   судебным   приставам   по   ОУПДС    предоставленно

право  применять   в   случае   невыполнения   их   требований   не   только

физическую  силу,  но  и  огнестрельное  оружие   и   специальные   средства

( ст. ст. 15 – 18  Федерального  закона  «О  судебных  приставах» ).

     Судебные  приставы,  объеденены  в  подразделения  в   соответствии   с

административно   –   территориальным    делением    субъектов    Российской

Федерации  ( районные,   межрайонные   и   др.  ),   возглавляемые   старшим

судебным  приставом,  причем,  как  судебные  приставы  по  ОУПДС,   так   и

судебные  приставы – исполнители  объеденены   в   одном   подразделении   и

подчинены  одному  старшему  судебному  приставу.  В  этой   связи   хочется

заметить,  что   нецелесообразно,   на   наш   взгляд,   такое   объеденение

приставов   в    одном    подразделении    выполняющих    разные    функции.

Непонятно,   как   те   и   другие   будут   подчинятся   одному    старшему

судебному  приставу,  полномочия  которого  очень   различны   в   отношении

судебных  приставов,  являющихся  субъектами   административного   права   и

обеспечивающих   установленный   порядок    деятельности    судов,    и    в

отношении   судебных   приставов  –  исполнителей,   являющихся   субъектами

административно – процессуального  и  гражданского  процессуального  права.

     В  этой  связи  интересен  опыт   Тюменской   области,   где   судебные

приставы   по   ОУПДС   объеденены   в    самостоятельное    межрегиональное

подразделение  возглавляемое  старшим  судебным  приставом  по  ОУПДС,   что

позволяет  более  четко   и   слаженно   выполнять   возложенные   на   них

задачи.

     Кроме  того,  в  Федеральном   законе   РФ   «О   судебных   приставах»

определены  гарантии  правовой  и  социальной  защиты  судебных   приставов,

  а   также   финансирование   и   материально  –  техническое   обеспечение

службы  судебных  приставов.

     Так,  жизнь  и  здоровье  судебного  пристава  подлежит   обязательному

государственному  страхованию  за  счет   средств   федерального   бюджета.

Ущерб,    причиненный    уничтожением    или     повреждением     имущества,

принадлежащего  судебному  приставу  или  членам  его  семьи,  в   связи   с

его   служебной   деятельностью,    подлежит    возмещению,    в    порядке,

установленном  законодательством  Российской  Федерации.

      Служба   судебных   приставов   финансируется    за    счет    средств

федерального  бюджета.   Исполнительский   сбор   зачисляется   на   текущий

счет  подразделения  судебных  приставов,  как  определено   п.  3   ст.  81

Закона  «Об  исполнительном  производстве».  Тридцать  процентов  от   суммы

  исполнительского   сбора   отчисляется    в    федеральный    бюджет,    а

остальная    сумма    поступает    во     внебюджетный     фонд     развития

исполнительного   производства.   Средства   от    исполнительского    сбора

возвращаются  из  федерального   бюджета   Службе   судебных   приставов   и

используется  для  финансирования  расходов  на  содержание  и   материально

–   техническое    обеспечение    Службы    судебных     приставов     сверх

утверждаемых   в   установленном   порядке   объемов    финансирования    ее

расходов  за  счет  средств  федерального  бюджета.

     Вместе  с  тем  в  России  правоприменительная  практика   деятельности

судебных  приставов  по   ОУПДС   и   судебных   приставов  –  исполнителей

выявила   и   ряд   недостатков.   Для   более    эффективного    выполнения

функции   принудительного   исполнения,   на    наш    взгляд    необходимо,

расширить   объем   полномочий   и   организационно  –  штатную    структуру

Службы  судебных  приставов.  Создать  единый  банк  данных  на   должников,

оперативно –  розыскной   отдел,   отдел   дознания,   службу   собственной

безопасности  и  др.

      В   этой   связи   высказываются   мнения,   о    создании    судебной

полиции,   организационное   устройство   и   объем    полномочий    которой

позволял  бы  эффективно  выполнять  функции  принудительного  иполнения   и

отвечал  бы  требованиям  времени  и  потребностям  практики.( 38)

     Основными  субъектами  правоотношений,  возникающих  в   исполнительном

производстве,  являются  стороны,  т.  е.   взыскатель   и   должник.   Без

взыскателя  и  должника   правоотношения   в   исполнительном   производстве

потеряли  бы  смысл,  поэтому  в  Федеральном  законе   «Об   исполнительном

производстве»  стороны,  взыскатель  и  должник,  среди   лиц,   участвующих

в  исполнительном  производстве,  выделены  первыми.

     В  указанном  законе  взыскатель   определяется   как   гражданин   или

организация,  в  пользу  или  в  интересах  которых   выдан   исполнительный

документ,  а  должник – как  гражданин   или   организация,   обязанные   по

исполнительному  документу  совершить  определенные   действия   (  передать

денежные  средства  и  иное  имущество,  исполнить  иные   обязанности   или

запреты,  предусмотренные  исполнительным  документом )   или   воздержаться

от  их  совершения.

     Регулированию  их   правового   положения   и   субъективных   прав   и

обязанностей  посвящен   ряд   статей   гл.  2   Федерального   закона   «Об

исполнительном  производстве».  Исполнительному   производству   в   отличие

от    гражданского    и     арбитражного     судопроизводства     в     силу

определенности     подтвержденных   исполнительным   документом    прав    и

обязанностей  неизвестно  понятие  надлежащих  и  ненадлежащих  сторон,   их

  замены   и   т.  п.,   поскольку   спор    уже    разрешен    до    стадии

исполнительного  производства.

     По  смыслу  исполнительного  законодательства   правосубъектность   как

основание  участия  в  исполнительном  производстве  признается   за   всеми

организациями,  указанными   в   исполнительном   документе.   В   отношении

организаций   не   выделяются   отдельно   категории   правоспособности    и

дееспособности,  которые  возникают  у  них  одновременно   и   охватываются

понятием  правосубъектности.

     В  отличие  от  организаций  правосубъектность   граждан   как   сторон

исполнительного  производства  должна  проверяться   судебным   приставом  –

исполнителем.  Граждане  правоспособны  в  исполнительном   производтсве   с

момента    рождения    и    до    момента    смерти.    Дееспособность     в

исполнительном  законодательстве   наступает   с   различного   возраста   и

зависит  от  ряда  различных  юридических  обстоятельств.   В   этой   связи

закон   устанавливает   ряд   специальных    правил,    основывающихся    на

правилах  о  дееспособности,  установленных  в  ГК,   КзоТ,   СК,   КоАП   и

федеральных  законах.

     Стороны  в  исполнительном   производстве   наделены   рядом   прав   и

обязанностей,   которые   позволяют   им   осуществлять   свои   правомочия,

добиваясь   решения   задач,   которые   стоят    перед    ними    в    ходе

совершения  исполнительных  действий.

     В  соответствии  со  ст. 31  Федерального  закона  «Об   исполнительном

производстве»  стороны  при  совершении   исполнительных   действий   имеют

право  знакомится  с  материалами   исполнительного   производства,   делать

из  них  выписки,  снимать  с   них   копии,   представлять   дополнительные

материалы,    заявлять     ходатайства,     участвовать     в     совершении

исполнительных  действий,  давать   устные   и   письменные   объяснения   в

процессе   исполнительных    действий,    высказывать    свои    доводы    и

соображения  по  всем   вопросам,   возникающим   в   ходе   исполнительного

производства,   возражать   против   ходатайств,   доводов   и   соображений

других  лиц,   участвывающих   в   исполнительном   производстве,   заявлять

отводы,  обжаловать   действия   (  бездействие  )   судебного   пристава  –

исполнителя.

     Перечень  прав  сторон,  перечисленных  в  п. 1   ст.  31   Закона   об

исполнительном   производстве,   не   полон.   Целый   ряд    прав    сторон

исполнительного  производства   установлен   другими   статьями   указанного

Закона.  Так,

-  взыскатель  вправе  отказаться  от  взыскания  ( п. 1  ст. 23 );

-   стороны   исполнительного   производства   вправе   заключить    мировое

соглашение  ( п. 2  ст.  23 );

-  взыскатель  вправе  отказаться  от   получения   предметов,   изъятых   у

должника  при   исполнении   исполнительного   документа   о   передачи   их

взыскателю  ( п. 7  ст. 23 );

-  взыскатель  вправе  оставить  за  собой  имущество  должника,  если   оно

не  будет  реализованно  в  двухмесячный  срок  ( п. 4  ст.  54 ),  и  др.

     согласно  п. 2  ст.   31   Федерального   закона   «Об   исполнительном

производстве»  стороны  при  совершении  исполнительных   действий   обязаны

исполнять    требования    законодательства    Российской    Федерации    об

исполнительном  производстве.  Как  видно,  здесь  не  содержится   указание

   на    конкретный    перечень    обязанностей    сторон    исполнительного

производства.  Применительно  к  каждому  виду  исполнительных  действий   у

сторон  имеются   как   права,   так   и   обязанности.   При   этом   если

взыскатель   является    преимущественно    управмоченной    стороной,    то

Информация о работе Исполнительное производство