Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:49, реферат
За годы экономических и политических реформ в Российской
Федерации создана большая правовая база, регулирующая систему новых
экономических и социальных отношений. Вместе с тем по мере роста
числа законов и иных правовых актов все более и более на первый
план стала выходить проблема реализации нового законодательства. В
обществе появилось понимание того вопроса, что исполнение
представляет собой важнейший участок правовой практики, отражающий
эффективность всего механизма правового регулирования и способность
права воздействовать на мотивацию поведения человека
исполнительного производства было отменено в судебном порядке.
В сответсвии со ст. 25 Федерального закона «Об исполнительном
производстве» правовые последствия прекращения исполнительного
производства в основном содятся к следующему:
1) прекращенное исполнительное производство не может быть
возобновленно вновь;
2) судебное определение направляется в соответствующее подразделение
судебных приставов;
3) после получения вступившего в законную силу определения о
прекращении исполнительного производства судебный пристав –
исполнитель отменяет все назначенные им меры по исполнению;
4) на исполнительном документе судебный пристав – исполнитель делает
отметку об основании прекращения исполнительного производства со
ссылкой на судебное определение;
5) исполнительное производство оканчивается, судебное определение и
исполнительный документ возвращаются в суд или иной орган,
выдавший данный документ.
В сответствии с п.1 ст. 26 Федерального закона «Об
исполнительном производстве» исполнительный документ, по которому
взыскание не производилось или произведено частично, возвращается
взыскателю. Возвращение исполнительного документа взыскателю
представляет собой аналог оставления заявления без рассмотрения в
гражданском и арбитражном судопроизводстве.21 В отличие от
прекращения исполнительного производства возвращение исполнительного
документа взыскателю не влечет за собой невозможности возобновления
исполнительного производства и не препятствует для нового
предъявления указанного документа к исполнению в пределах сроков,
исчисляемых в соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об
исполнительном производстве».
Основания для возвращения исполнительного документа указаны в
ст. 26 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
В случае невозможности взыскания по основаниям, указанным в пп. 3
– 6 п. 1 ст. 26 названного закона, судебный пристав – исполнитель
составляет об этом соответствующий акт, который утверждается старшим
судебным приставом. При этом возвращение исполнительного документа
взыскателю не является препятствием для нового предъявления
указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в
сответствии со ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном
производстве».
Согласно п. 2 ст. 26 Федерального закона «Об исполнительном
производстве» исполненный исполнительный документ возвращается в суд
или другой орган, выдавший исполнительный документ. Данное правило
представляется не совсем понятным. В п.1 ст. 26 Федерального закона
«Об исполнительном производстве» предусмотренно возвращению
взыскателю исполнительного документа, по которому взыскание не
производилось или произведено частично. Поэтому правило п. 2 ст. 26
Федерального закона «Об исполнительном производстве» скорее имеет
отношение к пп.1 п. 1 ст. 27 ( окнчание исполнительного производства
в связи с фактическим исполнением исполнительного документа ),
поскольку в п. 2 ст. 26 речь идет о возврате уже полностью
исполненного исполнительного документа. В любом случае данное
положение нуждается в конкретизации в судебной практике.
Окончание исполнительного производства является новым институтом
исполнительного производства, поскольку раздел 5 ГПК правил об
окончании исполнительного производства не содержал.
Под окончанием исполнительного производства понимаются различные
исполнительные действия, которые влекут за собой завершение
исполнительных действий по конкретному исполнительному документу с
самыми различными правовыми последствиями, среди которых может быть
как сохранение права на возбуждение исполнительного производства,
так и утрата такого права либо продолжение исполнительного
производства в другом подразделении Службы судебных приставов. В
этом смысле окончание исполнительного производства – не
самостоятельное основание завершения исполнительного производства, а
институт, объеденяющий в себе различные основания для завершения
исполнительного производства, содержащиеся в гл. 1 Федерального
закона «Об исполнительном производстве».22
Перечень оснований для окончания исполнительного производства в
соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об исполнительном
производстве» является исчерпывающим и расширительному толкованию не
подлежит.
В практике исполнительного производства встречались случаи, когда
два исполнительных производства оканчивались зачетом взаимных
требований должника и взыскателя, совпадающих в различных
исполнительных производствах. Пологаем, что правила о зачете
взаимных требований, предусмотренные в ст. 410 – 412 ГК, в настоящее
время в исполнительном производстве вряд ли могут применяться.
Поэтому в том случае, если в двух различных исполнительных
производствах требования взыскателя и должника совпали и поглощают
друг друга, должно произойти реальное исполнение исполнительных
документов.
Вместе с тем в процессе совершенствования исполнительного
законодательства можно ввести зачет требований как самостоятельное
основание для окончания исполнительного производства.
Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона «Об исполнительном
производстве» окончание исполнительного призводства оформляется путем
вынесения постановления об окончании исполнительного производства
(ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Указанное постановление может быть обжалованно в 10
– дневный срок.
В соответствии со ст. 44 Федерального закона «Об
исполнительном производстве» основанием применения мер принудительного
исполнения являются:
1) предъявление в установленные федеральным законом порядке
надлежаще оформленного исполнительного документа;
2) принятие судебным приставом – исполнителем постановления о
возбуждении исполнительного производства;
3) истечение срока, установленного судебным приставом – исполнителем
для добровольного исполнения.
Данная статья раскрывает последовательность юридических действий,
совершение которых в результате приводит к началу принудительного
исполнения. Все юридические действия, указанные в ст. 44
Федерального закона «Об сиполнительном производстве», совершаются
именно в той последовательности, в которой они перечислены.
В соответствии со ст. 45 Федерального закона «Об исполнительном
производстве» мерами принудительного исполнения являются:
1) обращение взыскания на имущество должника путем наложение ареста
на имущество и его реализации;
2) обращение взыскания на зароботную плату, пенсию, стипендию, и
иные виды доходов должника;
3) обращение взыскания на денежные средства и иное имущество
должника, находящееся у других лиц;
4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов,
указанных в исполнительном документе;
5) иные меры, принимаемые в соответствии с Федеральным законом «Об
исполнительном производстве» и иными федеральными законами.
Таков основной круг мер принудительного исполнения, которые
могут применятся с целью практической реализации требований
исполнительных документов. Все указанные меры могут применятся при
осуществлении исполнительных действий в отношении должника как
самостоятельно, так и в совокупности. Например, первоначально
взыскание обращалось на денежные средства должника, но в связи с
их недостатком возникла необходимость в обращении взыскания на
пренадлежащее должнику имущество.
При обращении взыскания на имущество и денежные средства
путем наложения ареста следует иметь в виду возможность принятия
данных обеспечительных мер еще при рассмотрении в гражданском либо
арбитражном судопроизводстве.
Обращение взыскания на имущество должника является одной из
наиболее распространенных мер принудительного исполнения. Форма
реализации данной меры принудительного исполнения состоит в описи,
аресте и последующей принудительной реализации имущества должника.
Общии правила обращения взыскания на имущество должника
регулируются гл. 4 Федерального закона «Об исполнительном
производстве». По своей правовой природе правила данной главы
являются общими, т. е. применяются при обращении взыскания на
имущество как физических, так и юридических лиц. В исполнительном
производстве под имуществом должника следует понимать всю
совокупность имеющихся в собственности должника наличных вещей,
денежных средств, ценных бумаг, имущественных прав.23 В зависимости
от вида имущества структура данной главы выделяет и устанавливает
процедуры:
1) обращение взыскания на денежные средства и иное имущество
должника;
2) обращение взыскания на денежные средства должника в иностранной
валюте при исчислении долга в рублях;
3) обращение взыскания на имущество, находящееся у других лиц;
4) обращение взыскания на заложенное имущество.
При этом закон особо не выделяет и не регулирует процедуру
обращения взыскания на денежные средства в рублях при исчислении
долга в иностранной валюте.
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» особо
выделяет обращение взыскания на имущество юридических лиц, в то же
время обращение взыскания на имущество граждан особого правового
регулирования не получило, за исключением зароботной платы и иных
видов дохода должника.
Таким образом, при обращении взыскания на имущество должника
нормы Федерального закона «Об исполнительном производстве» следует
применять следующим образом.
Нормы гл. 4 «Обращение взыскания на имущество должника» (ст.46 –
56) носят общий характер и применяются при обращении взыскания на
имущество как физических, так и юридических лиц.
Нормы гл. 5 «Особенности обращения взыскания на имущество
должника – организации. Арест и реализация имущества должника –
организации» (ст. 57 – 63) по отношению к нормам гл. 4 носят
специальный характер, при обращении взыскания на имущество
юридических лиц следует руководствоваться общими правилами гл. 4 с
теми изъянами и дополнениями, которые установлены гл. 5 Федерального
закона «Об исполнительном производстве».
Опись имущества должника представляет собой процессуальный
способ документальной фиксации факта ареста имущества должника,
оформляемый путем составления соответствующего документа – акта описи
и ареста имущества (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Передача арестованного имущества на ответственное хранение
является одной из составных частей процедуры ареста имущества. Цель
– обеспечение его сохранности, т. е. недопущение его растраты,
отчуждения или сокрытия должником, что обеспечивается мерами
гражданской и уголовной ответственности.
Статьей 54 Федерального закона «Об исполнительном производстве»
предусмотрено три основных формы реализации арестованного имущества –
продажа с открытых, публичных торгов, продажа на на комиссионных
началах и продажа на иных договорных началах. Форма реализации
определяется правовым режимом арестованного имущества. Так,
недвижимое имущество реализуется только с торгов, имущество бытового
назначения – на комиссионных началах, иное имущество реализуется на
иных договорных началах, к примеру реализация ценных бумаг
производится на основании договора поручения.
Если при исполнении исполнительных документов по спорам