Исполнительное производство

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:49, реферат

Описание работы

За годы экономических и политических реформ в Российской
Федерации создана большая правовая база, регулирующая систему новых
экономических и социальных отношений. Вместе с тем по мере роста
числа законов и иных правовых актов все более и более на первый
план стала выходить проблема реализации нового законодательства. В
обществе появилось понимание того вопроса, что исполнение
представляет собой важнейший участок правовой практики, отражающий
эффективность всего механизма правового регулирования и способность
права воздействовать на мотивацию поведения человека

Работа содержит 1 файл

испол производство.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

должник – в  основном  обязанной.  Самая  общая   и   основная   обязанность

должника –  исполнение   требований   исполнительного   документа,   которая

конкретезируется  по  мере  развития  исполнительного  производсва.

      В   исполнительном   производстве    могут    участвовать    несколько

взыскателей  или  должников.  Каждый  из   них   по   отношении   к   другой

стороне  участвует  в   исполнительном   производстве   самостоятельно   или

может   поручить   участие   в   исполнительном   производстве   одному   из

соучастников.  соучастие  возможно  как  активное  ( одновременное   участие

нескольких  лиц  на  стороне  взыскателя  ),   пассивное   (  одновременное

участие  нескольких  лиц  на  стороне  должника )  и  смешанное.

     В  соответствии  со  ст. 32  Федерального  закона  «Об   исполнительном

производстве»  в  случае  выбытия  одной  из  сторон  судебный   пристав  –

исполнитель   обязан   своим   постановлением   произвести    замену    этой

стороны   правоприемником,    определенным    в    порядке,    установленном

федеральным  законом.  Правопреемство – это  переход  прав  и   обязанностей

во  время  исполнительного  производства  от  одной   стороны   к   другому

лицу,   ранее   не   участвовавшему   в    исполнительном    производстве.25

Правоприемство  в  соответсвии  с  данной   статьей   возможно   в   течении

всего  исполнительного  производства:   с   момента   его   возбуждения   до

его  окончания  по  основаниям,  указанным  в  ст. 27  Федерального   закона

«Об  исполнительном  производстве».

      Суд   и   судья   являются   основными   субъектами    исполнительного

производства   и   играют   важную   роль   в    процессе    принудительного

исполнения.  Это  связано  с  тем,  что,  во – первых,  значительная   часть

исполнительных  документов  представляет  собой  судебные  акты.

     Во -  вторых,  судебный  контроль  за   производством   принудительного

исполнения  исполнительных   документов   является   самым   действенным   и

эффективным,  т. к.  суд – это  орган   правосудия,   и   никакой   контроль

со   стороны   государственных   органов   не   заменит    собой    контроль

судебный      ( ст. 1  Закона  РФ   от   26   июня   1992  г.   «О   статусе

судей  в  Российской  Федерации»26 ).

     В  Федеральном  законе   «Об   исполнительном   производстве»   суд   и

судья  не   названы   как   участники   исполнительного   производства,   но

анализ  текста  Федерального  закона  дает  основания  полагать,   что   суд

и    судья    являются     немаловажными     участниками     исполнительного

производства.   Большинство    процессуальных    действий,    связанных    с

возникновением,  развитием  (динамикой)   и   прекращением   исполнительного

производства,  осуществляется  судом.  Так,  согласно  ст. 16   Федерального

  закона   РФ   «Об    исполнительном    производстве»,    суд,    принявший

соответствующий  судебный  акт,   рассматривает   заявление   взыскателя   о

востановлении  пропущенного   срока   предъявления   исполнительного   листа

или  приказа  к   исполнению.   Суд,   выдавший   исполнительный   документ,

при  наличии   обстоятельств,   препятствующих   совершению   исполнительных

действий,   решает   вопрос   об   отсрочке,   рассрочке,   а    также    об

изменении  способа  и  порядка  исполнения   исполнительного   документа   (

ст.  18).   Рассмотрение   вопросов   о   приостановлении   и    прекращении

исполнительного  прозводства  осуществляется  судом  общей   юрисдикции   по

месту  нахождения  судебного –  исполнителя   или   арбитражным   судом   по

месту  нахождения  судебного  пристава  –  исполнителя   по   исполнительным

документам,  выданным  арбитражным  судом  ( ст. 24 ).  Судом   производится

принятие  отказа   взыскателя   от   взыскания   (   хотя   это   положение

закона  противоречит  общей  направленности   принципа   диспозитивности   в

гражданском  процессуальном  законодательстве )   и   утверждение   мирового

соглашения  между  взыскателем  и  должником  ( ст. 23 ).   По   определению

суда   обращается   взыскание   на   имущество   должника,   находящееся   у

других  лиц  ( ст. 48 ).

      В   настоящее   время,   когда    создана    самостоятельная    служба

судебных   приставов  –  исполнителей,    подчиненных    органам    юстиции,

полномочия  суда  в   исполнительном   производстве   значительно   урезаны.

Во  всех  случаях,  когда  ранее,  согласно  ГПК  РСФСР  и   инструкции   об

исполнительном  производстве,  решения  по   исполнению   принимал   суд   и

судья,  теперь  эти  решения  принимает  судебный   пристав  –  исполнитель,

а   заинтересованным   лицам   предоставлено   право   обжаловать   действия

судебного   пристава  –   исполнителя    по    исполнению    исполнительного

документа  «в  соответствующий  суд  в  10 – дневный  срок»  ( ст.  9,   10,

19,  26,  27,  28,  47,  73,  85,  87  Федерального  закона ).

       В   ст.   90    Федерального    закона    РФ    «Об    исполнительном

производстве»  установлен  10 –  дневный   срок   подачи   жалобы,   который

начинает  течь  со  дня  совершения  судебным  приставом –  исполнителем   (

отказа  в  совершении  действия )  либо  с  того  дня,   когда   взыскателю,

должнику,    не    извещенным    о    месте     и     времени     совершении

исполнительного  действия,  стало  о  нем  известно,  и  подсудность   жалоб

  на   действия   судебного   пристава  –   исполнителя     по    исполнению

исполнительного  документа – либо  в   суд   общей   юрисдикции   по   месту

нахождения  судебного  пристава – исполнителя,  либо   в   арбитражный   суд

по  месту  нахождения    судебного  пристава – исполнителя  при   исполнении

исполнительного  документа,  выданного  арбитражным  судом.

      На   основе   анализа   действующего   законодательства    к    формам

судебного  контроля  над  органами  исполнения  судебных  и   иных   решений

необходимо  отнести:

1) порядок  предварительного  ( в  случаях,   предусмотренных   законом  )

    санкционирования  судом  процессуальных  действий  судебного   пристава

    – исполнителя  по  исполнению,  который  является  одной  из   гарантий

    правильности  осуществления  принудительного  исполнения;

2) процессуальный  порядок   обжалования   законности   и   обоснованности

    постановлений  суда  по  поводу  вопросов,   возникающих   в   процессе

    исполнения,  который  ничем  практически  не  отличается  от   обычного

    производства  дел  в  кассационной  инстанции;

3) процессуальный  порядок  обжалования  действий  судебного   пристава  –

    исполнителя,  который  является   существенной   гарантией   соблядения

    прав    сторон    в    принудительном    исполнении,     обеспечивающий

    реальность  исполнения.

      Жалобы   на   действия   судебного   пристава  –  исполнителя   должны

рассматриваться     в     соответствии     с     действуещим     гражданским

процессуальным   и   арбитражным   процессуальным    законодательством,    в

порядке   судопроизводства,   определяющего   рассмотрение   и    разрешения

дел,  вытекающих  из  административно – правовых  отношений  ( глава   24  –

1   ГПК   РСФСР,   ст.  22   АПК    РФ   ).    Указанная    категория    дел

рассматривается  единолично  судьей,  если   лица,   участвующие   в   деле,

не  возражают  против  этого  ( ст. ст. 6,  232  ГПК  РСФСР  ).   При   этом

нужно  отметить,  что  в   ст.  22   проекта   ГПК   РФ   по   отношению   к

данному  виду  судопроизводства  внесены  изменения:  дела,  вытекающии   из

административно – правовых  отношений  ( в  том   числе   по   жалобам   на

действия  судебного  пристава – исполнителя )   будут   рассматриваться   по

правилам  искового  производства.27

     Среди  основных  участников  исполнительного  производства   необходимо

назвать  лиц,  интерес  которых   в   исполнительном   производстве   носит

государственный  или  общественный  характер.  Обеспечивая  своим   участием

защиту   интересов   государства   и   общества,   эти   лица   тем   самым

активно  содействуют  правильному  и  быстрому   исполнению   исполнительных

документов.  К  таким  лицам  относится,  прежде  всего,  прокурор.

     В  Российской  Федерации  на  основании  Федерального  закона   РФ   от

17  ноября  1995 г.  «О  прокуратуре  Российской  Федерации»28  прокурор   в

соответствии  с  процессуальным  законодательством  РФ   вправе   обратится

в  суд  с  заявлением  или  вступить  в  дело  в   любой   стадии   прцесса,

если   этого   требует   защита   прав   граждан   и   охраняемых    законом

интересов    общества     или     государства.     Согласно     гражданскому

процессуальному     законодательству,     прокурор     вправе      требовать

возбуждения   исполнительного   производства,   если   это   необходимо    в

целях   охраны   прав   граждан    и    государственных    и    общественных

интересов.  Он  может  подать  заявление   о   направлении   исполнительного

документа  по  месту  исполнения   (  ст.   351   ГПК   РСФСР  ),   принести

протест  на  действия  судебного  пристава – исполнителя   (  ст.  428   ГПК

РСФСР  ).   Однако,   в   Федеральном   законе   РФ    «Об    исполнительном

производстве»  прокурор  не  назван  среди  лиц,   по   инициативе   которых

возбуждается  исполнительное  производство  и   опротестовывается   действия

судебного  пристава – исполнителя  по  исполнению.

      Согласно   действующему   законодательства   задача   прокуратуры    в

стадии  исполнения  судебных  и  иных  актов  двуедина.  С  одной   стороны,

  прокурор   обязан   осуществлять   неадзор   за    законностью    действий

органов   исполнения,   чтобы   исключить   нарушение   прав   и    законных

интересов  сторон  и  других  лиц,   участвывающих   в   исполнении,   а   с

другой  стороны,  оказывать  органам  исполнения  и  лицам,  участвующим   в

  исполнении,   помощь   и   содействие   в   осуществлении   действий    по

исполнению.   Для   успешного   осуществления   своих    функций    прокурор

наделен   необходимыми   процессуальными   правами.   Права   прокурора    в

стадии   исполнения   во   многом   совпадают    с    правами    сторон    в

исполнительном  производстве,  но  не  тождественны.   Прокурор   не   имеет

права    заключать     мировое     соглашение     и     совершать     другие

распорядительные  действия,   предусмотренные   гражданским   процессуальным

законодательством  и  законодательством   об   исполнительном   производстве

для    взыскателя,    т.   к.    прокурор    защищает    в    исполнительном

производстве  не  свои,  а  государственные  и  общественные  интересы.

     Если   сравнивать   судебный   контроль   и   прокурорский   надзор   в

стадии   принудительного   исполнения    то    между    ними,    несомненно,

обнаруживаются  различия.  Главное  отличие  состоит  в  методах  и   формах

  осуществления   прокурорского   надзора   и   судебного   контроля.   Так,

прокурор   осуществляет   надзор,   главным   образом,   путем    проведения

проверок,  опротестования  действий  судебного  пристава –  исполнителя   по

исполнению  и  участия  в  рассмотрении  протестов.

       Кроме    прокурора,    в    определенных    законом     случаях     в

исполнительном     производстве     могут     участвовать      представители

государственных  органов  и  органов  местного   самоуправления.   Цель   их

участия  в  исполнительном   производстве   состоит   в   выполнении   общих

обязанностей   по   защите   государственных   и   общественных   интересов,

прав  и  законных   интересов   граждан.   В   исполнительном   производстве

они  должны  содействовать   более   быстрому,   правильному   и   реальному

исполнению  исполнительных  документов.

     В  действующем  процессуальном  законодательстве  и   в   ФЗ   РФ   «Об

исполнительном  производстве»  отсутствуют  нормы  права,   которые   бы   в

общем  виде  определяли,  какие  органы  имеют  право  и  должны   принимать

  участие   в   принудительном   исполнении   и   в   каких    случаях.    В

инструкции  об  исполнительном  производстве  предусматривалось  участие   в

исполнительном  производстве  представителей  государственных   органов   и

органов    местного    самоуправления    при    исполнении    исполнительных

документов   по   отдельным   категориям   дел.   Так,   при    производстве

выселения  в   принудительном   порядке   судебные   иполнители   привлекали

представителей   жилищно  –  эксплутационных   организаций.   На   основании

постановления  Пленума  Верховного  Суда   РСФСР   (  РФ  )   №  5   от   26

декабря  1984 г.  с  изменениями  и  дополнениями  от  29  агуста   1989  г.

и  от  21  декабря   1993  г.   «О   некоторых   вопросах,   возникающих   в

судебной   практике   при   применении   Жилищного    кодекса    РСФСР»   29

представители   органов   жилищно   –   коммунального    хозяйства    должны

привлекаться   при   исполнении   судебных   решений    о    переустройстве,

перепланировке   жилых   и   подсобных   помещений,   выселении,   сносе   и

переносе  строения  и  т. п.  Согласно  ст. 79  Семейного   кодекса   РФ   и

Информация о работе Исполнительное производство