Подведомственность и подсудность

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. В современных условиях на первый план общественных процессов выходит правовая политика, поскольку практическая реализация иных стратегических направлений деятельности государства представляется возможной без надлежащего правового регулирования общественных отношений. Отечественной наукой выработан значительный теоретический материал по вопросу о сущности, социальном назначении, месте и роли правовой политики в системе средств государственного управления обществом.

Содержание

Теоретическая часть
Введение
1. Понятие и виды подведомственности гражданских дел
1.1 Исключительная подведомственность
1.2 Множественная подведомственность
2. Понятие и виды подсудности гражданских дел
2.1 Родовая подсудность
2.2 Виды и общие правила территориальной (местной) подсудности
2.2.1 Альтернативная подсудность
2.2.2 Исключительная подсудность
2.2.3 Договорная подсудность
2.2.4 Подсудность по связи исковых требований
3. Передача дела из одного суда в другой
Заключение
Практическая часть
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

-об установлении фактов, имеющих  юридическое значение;

-об усыновлении (удочерении) ребенка;

-о признании гражданина безвестно  отсутствующим и об объявлении  гражданина умершим; 

-о признании гражданина недееспособным  или ограниченно дееспособным;

-о признании движимой вещи  бесхозяйной и признании права  коммунальной собственности на недвижимое имущество;

-о восстановлении прав по  утраченным ценным бумагам на  предъявителя или ордерным ценным  бумагам (вызывное производство);

-о принудительной госпитализации  гражданина в психиатрический  стационар; 

-об установлении неправильностей записей актов гражданского состояния;

-по жалобам на нотариальные  действия или на отказ в  их совершении;

-о банкротстве юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей;

-о признании иностранной или  международной организации, осуществляющей экстремизм на территории Республики Казахстан и (или) другого государства, экстремистской.

-другие дела, отнесенные законом  к рассмотрению в порядке особого  производства.

Суды вправе рассматривать дела с участием иностранных граждан  и лиц без гражданства, иностранных организаций и международных организаций для защиты их нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, если иное не предусмотрено международным договором, законодательством Республики Казахстан или соглашением сторон. [4, c. 107]

В принципе, при определении судебной подведомственности в области разрешения   гражданских дел в настоящее  время не имеет значения, из каких  правоотношений возник спор, поскольку, как это видно из приведенного положения, любое право и свобода гражданина подлежат судебной защите, если иной порядок прямо не установлен законом.

 

1.2 Множественная подведомственность

 

В рамках множественной подведомственности различают следующие разновидности:

1) альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте). [3, c. 160] Как пример можно привести параграф 2 главы 7, который предусматривает заключение брачного договора между лицами, вступающими в брак (супружество), или соглашения супругов, определяющего имущественные права и обязанности супругов в браке (супружестве) и (или) в случае его расторжения. Данное соглашение заключается в письменной форме и подлежит обязательному нотариальному удостоверению, т.е. лицам предоставляется альтернативная возможность разрешения своих имущественных споров кроме как обращение в суд;

2) договорная – определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;

3) условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т. е. до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;

4) по связи исковых требований - при объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – несудебным органам, все требования подлежат рассмотрению в суде. При наличии сомнения или коллизии действующих законодательных актов относительно подведомственности конкретного спора он рассматривается судом. [3, c. 161]

Одна из разновидностей альтернативной подведомственности предусмотрена статьей 25 ГПК РК: «Подведомственный суду имущественный спор по соглашению сторон может быть передан на рассмотрение третейского суда, когда это не запрещено законодательными актами».

Данное положение вытекает из требований пункта 1 статьи 9 ГК, где предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется судом и третейским судом.

В соответствии с подпунктом 4 статьи 170 ГПК судья в порядке подготовки дела к судебному разбирательству разъясняет сторонам их право обратиться за разрешением спора в третейский суд и последствия такого действия.

Статья 192 ГПК предусматривает, что  в начале рассмотрения дела по существу председательствующий выясняет, не желают ли стороны передать дело на рассмотрение третейского суда.

В подпункте 5 статьи 249 ГПК закреплено, что суд оставляет заявление  без рассмотрения, если между сторонами  в соответствии с законом заключен договор о передаче данного спора на разрешение третейского суда и от ответчика поступило до начала рассмотрения дела по существу возражение против разрешения спора в суде.

Порядок образования третейского  суда и процедура рассмотрения им экономических споров регламентируются Законом «О третейских судах».

Третейские суды не входят в систему  судов республики Казахстан, определяемую Конституцией, и могут создаваться  в виде постоянно действующего учреждения либо для разрешения конкретного  спора. Обращение к третейскому разбирательству в предусмотренных законом случаях является одним из способов защиты гражданских прав и возможно лишь при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. (пункт 2 нормативного Постановления Верховного Суда Республики Казахстан «О применении судами некоторых норм законодательства о принудительном исполнении решений третейских судов»).

Необходимо особо отметить, что  подведомственный суду имущественный  спор по соглашению сторон может быть передан на рассмотрение третейского суда, только в случае, когда это не запрещено законодательными актами.

Например, статья 3 Закона «О банкротстве» закрепляет, что банкротство юридического лица устанавливается судом.

Исходя из этого, следует помнить, что не всякий имущественный спор может быть передан на разрешение третейского суда. [4, c. 111]

Третейские суды в Казахстане учреждены  специальными законами: «О третейских судах» и «О международном коммерческом арбитраже» и в этой связи третейские (арбитражные) суды подпадают под  категорию других судов, предусмотренных Конституцией Казахстана. Однако это вовсе не означает, что третейские суды входят в судебную систему. Согласно пункту 4. ст. 75 Конституции и ст. 3 Конституционного Закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» в единую судебную систему государства входят: Верховный Суд и местные суды (областные и приравненные к ним суды, районные и приравненные к ним суды).

Конституцией Республики Казахстан  пунктом 1 статьи 13 также установлено право каждого на признание его правосубъектности, право на защиту своих прав и свобод всеми, не противоречащими закону способами. Одним из таких способов является рассмотрение третейским судом имущественных споров, предусмотренное пунктом 1 статьи 9 общей части Гражданского кодекса и нормой статьи 25 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, где установлено, что защита гражданских прав может осуществляться третейским судом.

Возможность обращения к третейскому  суду вытекает из самой природы гражданских  прав. Статья 2 Гражданского кодекса закрепляет принцип свободы договора и предоставляет гражданам и юридическим лицам возможность приобретать и осуществлять гражданские права по своей воле и в своих интересах. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.

Принятые в Казахстане законы «О третейских судах» и «О международном  коммерческом арбитраже» являются специальными законами. Это означает, что нормы  других законов, регулирующие вопросы третейского разбирательства должны соответствовать нормам указанных законов. В случае противоречия между ними приоритет остаётся за нормами специальных законов.

В настоящее время правовой статус третейских судов в республике значительно  укреплён принятием специальных законов, хотя отдельные положения этих законов требуют дальнейшего совершенствования.

Приоритетные положения Закона РК О третейских судах:

- принятые в Казахстане законы  предоставили сторонам возможность,  в процессе арбитражного разбирательства, через суд общей юрисдикции посредством специальных мер обеспечивать свои исковые требования (ст.32 Закона);

- законом установлен запрет  на вмешательство в деятельность  третейского суда государственных  органов и иных учреждений (ст. 8);

- предусмотрена возможность, при наличии оснований, пересмотра решения третейского суда по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 38);

- установлен порядок принудительного  исполнения решения третейского  суда.

Положения Закона РК О третейских судах, требующие корректировки:

- сферу действия закона целесообразно  распространить и на внедоговорные  гражданские правоотношения участников;

- ограничения третейских судов,  в части подведомственности споров (пункт 5 статьи 7) требует серьёзной  корректировки. Так, запрет на передачу в третейский суд споров, где присутствуют интересы государства и монополистов нарушает основной принцип равенства субъектов в гражданских правоотношениях. [5]

Условная подведомственность требует  обязательного досудебного уровня урегулирования спора (претензия, направление письменного уведомления).

      • Иски по делам о защите прав потребителей (продавец должен дать ответ в течение 10 дней);
      • Иски о защите чести, достоинства и деловой репутации (ответ на претензию в течение 1 мес.);
      • Иски о расторжении договора в судебном порядке (ответ на письменное уведомление – 1 мес.), ст. 476 ГК РК;
      • Иски, вытекающие из договоров перевозки (срок исковой давности – 1 год);
      • Другие категории дел, если это прямо предусмотрено законом. [6, c. 9]

При объединении нескольких связанных между собой требований объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований. Если эти требования разделить невозможно, то дело в полном объеме подлежит рассмотрению и разрешению в суде. Если разделение требований возможно, то судья принимает к производству суда подведомственное ему требование и отказывает в принятии требования, подведомственного несудебным органам. Эти положения прямо предусмотрены ст. 26 ГПК РК.

Возможность либо невозможность разделения предъявленных требований определяется судьей в каждом конкретном случае с учетом особенностей дела, характера требований, их оснований и других обстоятельств.

Главный критерий, которым должен руководствоваться судья, решая  этот вопрос – будет ли возможным  или невозможным в случае раздельного рассмотрения предъявленных требований их правильное и законное разрешение.

Данная норма вытекает из основополагающего  положения пункта 2 статьи 13 Конституции  Республики Казахстан, где закреплено каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод. [4,c. 113]

Некоторые авторы говорят еще о  так называемой императивной подведомственности, обособляя ее от условной. Под императивной подведомственностью они понимают последовательное рассмотрение дела несколькими  юрисдикционными органами, так сказать, по инстанциям, когда каждый последующий орган из числа участвующих в разрешении дела наделен правом контроля за правильностью принятых до него по спору решений другими органами.

Иногда выделяют еще смешанную  подведомственность, в которой сочетаются признаки, присущие нескольким видам подведомственности, чаще всего императивной и альтернативной.

Значение подведомственности как межотраслевого института права, который объединяет нормы о подведомственности, относящиеся к различным отраслям процессуального права, в настоящее время существенно возросло и изменилось. Более сложная система органов гражданской юрисдикции, наличие множества процессуальных норм, которые сосредоточены в материально-правовых нормативных актах, определяют необходимость их анализа и формулирования выводов общего характера, которые могли быть положены в основу совершенствования законодательства и правореализационной практики.

В условиях построения и осуществления  системы государственной власти на принципах разделения властей  подведомственность играет роль рабочего юридического механизма, позволяющего реализовать данное положение в государственно-правовом строительстве. Ведь недостаточно провозгласить начала разделения властей, необходимо и реально воплотить его в законодательство и юридическую практику всех государственных органов с помощью правовых критериев.

Правовой статус гражданина, а также  других субъектов казахстанского права  включает в себя множество разнообразных  прав и обязанностей, закрепленных правовыми нормами. Государство стремится обеспечить всемерную защиту субъективных прав.

Подведомственность в гражданском  процессе имеет задачей точное определение круга гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции определенного государственного органа или общественной организации.

 

 

 

 

Информация о работе Подведомственность и подсудность