Подведомственность и подсудность

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. В современных условиях на первый план общественных процессов выходит правовая политика, поскольку практическая реализация иных стратегических направлений деятельности государства представляется возможной без надлежащего правового регулирования общественных отношений. Отечественной наукой выработан значительный теоретический материал по вопросу о сущности, социальном назначении, месте и роли правовой политики в системе средств государственного управления обществом.

Содержание

Теоретическая часть
Введение
1. Понятие и виды подведомственности гражданских дел
1.1 Исключительная подведомственность
1.2 Множественная подведомственность
2. Понятие и виды подсудности гражданских дел
2.1 Родовая подсудность
2.2 Виды и общие правила территориальной (местной) подсудности
2.2.1 Альтернативная подсудность
2.2.2 Исключительная подсудность
2.2.3 Договорная подсудность
2.2.4 Подсудность по связи исковых требований
3. Передача дела из одного суда в другой
Заключение
Практическая часть
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

2. Понятие и виды подсудности

 

Понятие подсудности необходимо отличать от понятия подведомственности. Нормы  о подсудности определяют компетенцию  конкретных судов внутри судебной системы  по рассмотрению и разрешению гражданских дел.

Нормы же о подведомственности разграничивают компетенцию судов общей юрисдикции от иных судов (арбитражных, третейских), а также других государственных органов и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать те или иные вопросы права.

Таким образом, подсудность – это институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам дел к ведению конкретного суда судебной системы для рассмотрения по первой инстанции.

При возбуждении гражданских дел (принятии заявлений судьей) важно правильно определять как подведомственность дела, так и его подсудность.

Условием возникновения гражданского процесса по конкретному спору является решение судьей двусторонней задачи:

а) относится ли разрешение конкретного  спора к ведению суда (подведомственность)

б) какой конкретно суд обязан рассматривать данное дело (подсудность). [1, c. 20]

В Конституции РК предусматривается  возможность передачи Президентом  РК спора между органами государственной  власти РК и органами государственной  власти областей РК, а также между органами государственной власти областей РК на рассмотрение соответствующего суда. В Конституции РК не конкретизировано, в какой суд передается данный спор.

В Конституции РК закреплена общая  норма подсудности дел судам. В ней говорится, что "никто не может быть  лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом". [7] В развитие данной  конституционной нормы применительно к родовой подсудности дел судам областей Республики закреплено право этих судов  принимать к своему производству дела только по просьбе сторон. Вышестоящие суды не имеют права при отсутствии ходатайства сторон, их просьб и при наличии возражения какой-либо из стороны (истца, ответчика, соучастников) изымать дела из нижестоящих судов и принимать их к своему производству.

Существовавшая практика вышестоящих  судов в случае отмены решений  в кассационном или надзорном  порядке принимать сложные дела к своему производству по первой инстанции при отсутствии просьб обеих сторон не соответствует в настоящее время Конституции РК.

Подсудность гражданских дел судам  подразделяется на родовую и территориальную.

Родовая подсудность определяется характером (родом) дела, предметом  спора, в том числе субъектным составом материального правоотношения.

По родовой подсудности происходит отграничение компетенции судей от районных судов по рассмотрению дел по первой инстанции, районных судов от компетенции Верховного Суда Республики Казахстан.

В ранее изданных учебниках с  учетом гражданского процессуального законодательства того времени утверждалось, что поскольку основная масса гражданских дел разрешалась районными судами, а вышестоящий суд имел право изъять любое гражданское дело для рассмотрения по первой инстанции из нижестоящего суда, то понятие родовой подсудности утратило свое значение.

В настоящее время правовое регулирование  подсудности существенно изменилось. Принципиально изменилось правило  об изъятии дел вышестоящими судами из нижестоящих судов.

Родовая подсудность в современных условиях является действующим видом подсудности.

В качестве признака определения подсудности, кроме рода, дела выступает также  территория, на которой функционирует  конкретный суд. Признак территории функционирования суда позволяет определять, какому из однородных судов подсудно данное дело.

Этот вид подсудности называется территориальной (местной) подсудностью. Правила территориальной (местной) подсудности позволяют распределять гражданские дела для рассмотрения по первой инстанции между однородными судами. В теории гражданского процессуального права территориальную подсудность разделяют на подвиды: общая территориальная подсудность, подсудность по выбору истца (альтернативная), исключительная подсудность, договорная подсудность и подсудность по связи исковых требований. [1, c. 20]

2.1 Родовая подсудность

 

Общее правило родовой подсудности  состоит в том, что большинство гражданских дел рассматривается и разрешается районными судами, за исключением дел, отнесенных различными законодательными актами Верховного Суда Республики Казахстан (дела, предусмотренные пунктом 8 статьи 59 и пунктом 3 статьи 66 Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», а также пунктом 5 статьи 13 Конституционного закона Республики Казахстан «О республиканском референдуме»).

Специализированный финансовый суд, расположенный в г. Алматы, рассматривает гражданские дела по имущественным или неимущественным спорам участника регионального финансового центра, а также гражданские дела о реструктуризации финансовых организаций и организаций, входящих в банковский конгломерат в качестве родительской организации и не являющихся финансовыми организациями, в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан. Кроме того, следует выяснить, кто является участником регионального финансового центра города Алматы.

В соответствии со статьей 11 Закона «О региональном финансовом центре города Алматы» участниками финансового  центра являются профессиональные участники  рынка ценных бумаг, осуществляющие брокерскую и (или) дилерскую деятельность и обладающие:

1) свидетельством о государственной  регистрации (перерегистрации) юридического  лица, выданным уполномоченным органом  либо свидетельством об аккредитации  в качестве участника финансового  центра;

2) лицензией для работы на  рынке ценных бумаг, выданной  уполномоченным государственным  органом по регулированию и  надзору финансового рынка и  финансовых организаций. 

Понятие профессионального участника  рынка ценных бумаг дано в пункте 63) статьи 1 Закона «О рынке ценных бумаг», согласно которому, профессиональный участник рынка ценных бумаг -юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на рынке ценных бумаг на основании лицензии либо в соответствии с законодательными актами и функционирующее в организационно-правовой форме акционерного общества (за исключением трансфер-агента, а также брокера и (или) дилера, являющихся участниками регионального финансового центра города Алматы). [4, c. 120]

Специализированный межрайонный  экономический суд (СМЭС) рассматривают гражданские дела по имущественным и неимущественным спорам, сторонами в которых являются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица, а также по корпоративным спорам.  [8, c. 26]

В соответствии со ст. 24 ГПК  к корпоративным спорам относятся споры между юридическими лицами (за исключением споров между некоммерческими организациями), а также споры, стороной которых являются юридическое лицо и (или) его акционеры (участники, члены):

  1. связанные с реорганизацией или ликвидацией юридического лица;
  2. возникающие из требований акционеров (участников, членов) юридического лица об оспаривании решений, действий (бездействия) органов юридического лица, затрагивающих интересы акционеров (участников, членов), а также связанных с нарушением порядка совершения сделок, установленного законодательными актами Республики Казахстан и (или) учредительными документами юридического лица;
  3. вытекающие из деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги;
  4. связанные с признанием недействительной государственной регистрации выпуска акций, а также сделок, совершенных в процессе размещения, приобретения, выкупа эмитентом акций.

Компетенция экономических судов  была расширена, в частности в  отношении разрешения корпоративных споров, что стало предметом многочисленных дискуссий, комментариев, статей. Именно это обстоятельство и вызывает затруднения в судебной практике. В отношении корпоративных споров должен применяться смешанный способ определения подсудности.

Ранее уже выделялись дополнительные критерии определения подведомственности корпоративных споров:

1) спор связан с деятельностью  коммерческих организаций только определенной формы (хозяйственные общества или товарищества);

2) одной из сторон в споре  всегда выступает участник хозяйственного общества или товарищества;

3) основание спора — участие  в хозяйственном товариществе  или обществе;

4) спор не касается трудового  участия лиц в деятельности хозяйственного товарищества или общества.

Однако названные критерии не устраняют  все спорные моменты обсуждаемой проблемы.

Четких критериев отнесения  того или иного дела к категории экономических споров законодатель не сформулировал. Данная задача должна быть разрешена учеными и практиками. [9] Таким образом, вопросы об определении подсудности дел специализированным межрайонным экономическим судам возникают из-за разнообразия и сложности самих споров и требуют для своего разрешения детального анализа и исследования в совокупности со всеми материалами дела. [10]

Специальный административный суд рассматривает дела об оспаривании постановлений государственных органов, уполномоченных рассматривать административные дела.

Если на территории соответствующей административно-территориальной единицы не образован специализированный межрайонный административный суд, отнесенные к его подсудности дела вправе рассматривать районные (городские) суды.

В настоящее время происходит некоторая  нестыковка в вопросах отнесения определенных категорий дел, к подсудности экономических или административных судов, которые имеют соприкосновения по процедурам административного законодательства.

Имеют место случаи, когда суды допускают ошибки в разграничении  дел об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях от дел об оспаривании решений и действий органов государственной власти, должностных лиц, в связи с чем необоснованно отказывают в приеме жалобы и создают споры о подсудности. [11]

Военные суды рассматривают гражданские дела при обжаловании военнослужащих вооруженных сил; гражданами, проходящими военные сборы, при обжаловании действий и бездействий должностных лиц военного управления или военной части. [8, c. 26]

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 23 августа 2007 года № 385 в городах Астане и Алматы образованы специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних, уполномоченные рассматривать в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан уголовные дела, дела об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних и гражданские дела, затрагивающие их интересы.

Специализированные межрайонные  суды по делам несовершеннолетних рассматривают  гражданские дела:

    • по спорам об определении места жительства ребенка;
    • о лишении (ограничении) и восстановлении родительских прав;
    • об усыновлении (удочерении) ребенка;
    • по спорам, возникающим из опеки и попечительства (патроната) над несовершеннолетними в соответствии с брачно-семейным законодательством Республики Казахстан. 

Если на территории соответствующей  административно-территориальной единицы  не образован специализированный межрайонный  суд по делам несовершеннолетних, отнесенные к его подсудности  дела вправе рассматривать районный (городской) суд.

Если на территории соответствующей административно-территориальной единицы не образован специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних, отнесенные к его подсудности дела об усыновлении (удочерении) ребенка вправе рассматривать районный (городской) суд по месту жительства (нахождения) ребенка (ст. 317-1)

Районные городские суды рассматривают гражданские дела, которые не отнесены к подсудности вышестоящих судов. [8, c. 27]

Одна из основных задач, которая  стоит перед судебной системой Казахстана, - понятность и доступность для населения страны.

Однако наблюдающаяся  в некоторых случаях запутанность норм, регулирующих процедуры судопроизводства, усложняет обращение граждан  в суд, защиту их прав в суде, создает  ненужную волокиту.

Возьмем, к примеру, случаи, когда в соответствии с действующим законодательством гражданско-правовые споры могут разрешать не только суды общей юрисдикции, но и административные суды.

Здесь необходимо определить подсудность  спора, что является сложным вопросом не только для гражданина, но и нередко  для суда. Данная проблема требует  законодательного урегулирования, поскольку  у человека, которому непонятны юридические  тонкости с подсудностью и подведомственностью рассмотрения дел, создается негативное представление о забюрократизированности судебной системы и судей, в частности. [12]

Информация о работе Подведомственность и подсудность