Субъекты избирательного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Выборы - это совместное и независимое волеизъявление граждан в форме голосования в пользу тех или иных кандидатов на должности в публичных органах власти. Народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему государственной власти.
Участвуя в выборах, народ не передает своим избранникам суверенитет, так как последний неотчуждаем, а делегирует право на его реализацию в установленных Конституцией пределах. Смысл выборов состоит в том, чтобы все граждане смогли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Избирательный процесс отражает определенный тип политической системы и непосредственно влияет на нее.

Содержание

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА…………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие, предмет и система избирательного права………………………5
1.2 Принципы избирательного права………………………………………….13
1.3 Источники избирательного права………………………………………….19
Глава 2. СУБЪЕКТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА………………………….21
2.1 Правовой статус избирателя ……………………………………………….21
2.2 Правовой статус кандидатов в избирательном процессе…………………25
2.3 Правовой статус политических партий, избирательных блоков………....29
2.4. Правовой статус наблюдателей……………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..41

Работа содержит 1 файл

курсовая кпрф.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

Права избирателей, связанные с регистрацией (учетом), составлением списков избирателей. Все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом и правом на участие в референдуме подлежат регистрации (учету).Регистрацию (учет) избирателей осуществляет глава муниципального образования по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года.

Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, находящийся в день голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, референдуме Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и не имевший возможность получить открепительное удостоверение или проголосовать досрочно, включается соответствующей участковой комиссией в список избирателей, участников референдума при его явке в день голосования в помещение участковой комиссии для голосования.

Избиратель имеет право на беспрепятственный доступ к персональным данным о себе, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей.

Каждый избиратель имеет право на включение его в список избирателей на конкретном избирательном участке по месту его постоянного или преимущественного проживания, а в случаях, предусмотренных законом, - временного проживания на территории этого участка.

Список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Избиратель вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список, о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования – в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления.             Права избирателей, связанные с участием в формировании избирательных комиссий. Избирателям предоставляется возможность принимать участие в формировании избирательных комиссий.

Формирование муниципальных, территориальных, участковых избирательных комиссий на любых выборах происходит также на основе предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

Права избирателей, связанные с выдвижением и регистрацией кандидатов. Избиратели соответствующего избирательного округа имеют право выдвижения кандидатов. Избиратели, выдвинувшие своего кандидата, обязаны собрать в его поддержку подписи избирателей в порядке и количестве, определенном федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, не может превышать 2-х процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение. Если в поддержку кандидата собираются подписи избирателей, то их должно быть собрано не менее 1 процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее ста тысяч избирателей, – не менее одной тысячи подписей.

При этом Федеральными законами может быть предусмотрено, что для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо также создать группу избирателей с определенным числом участников. Так, для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом. Избиратель может входить только в одну группу избирателей, созданную для поддержки самовыдвижения кандидата.

Права избирателей на стадии предвыборной агитации. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации при проведении выборов свободное проведение агитации.

Граждане Российской Федерации вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата (за список кандидатов или против него).

При этом запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования.

Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие группам избирателей в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий.

Необходимо отметить, что избиратели при проведении агитации могут пользоваться не всеми ее формами, предусмотренными законом. Так, избиратели не имеют права доступа к средствам массовой информации, право выпускать печатные агитационные материалы. Ограничения в формах ведения предвыборной агитации для избирателей обусловлены тем, что оплата теле-, радиоэфира, печатной площади, оплата агитационных печатных материалов должна осуществляться исключительно из средств избирательных фондов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений (блоков).

В целях обеспечения возможности участия в выборах избирателей, которые по каким-либо причинам не могут прийти в день голосования на свой избирательный участок, предусмотрены институты открепительного удостоверения, досрочного голосования, голосование вне помещения для голосования.

В части, касающейся установления итогов голосования и результатов выборов избиратели имеют право требовать от избирательных комиссий предоставления сведений об итогах голосования по каждому избирательному участку, территории, на которую распространяется деятельность соответствующей избирательной комиссии, результатов выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и нижестоящих избирательных комиссий.

 

2.2 Правовой статус кандидатов в избирательном процессе

 

Кандидатом признается лицо, обладающее пассивным избирательным правом и выдвинутое в установленном законодательством порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе государственной власти или органе местного самоуправления. Зарегистрированным кандидатом признается лицо, которое зарегистрировано соответствующей избирательной комиссией кандидатом на замещаемую должность посредством прямых выборов.

Правовой статус кандидата, зарегистрированного кандидата – это закрепленное нормами избирательного права положение кандидата, зарегистрированного в избирательном процессе. Правовой статус кандидата, зарегистрированного кандидата складывается из следующих элементов:

1) принцип равного статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов;

2) права и обязанности кандидата, зарегистрированного кандидата в избирательном процессе.

Принцип равенства статуса зарегистрированных кандидатов. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Под использованием преимуществ должностного или служебного положения следует понимать:

- привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для проведения сбора подписей и предвыборной агитации;

- бесплатное или на льготных условиях использование для осуществления деятельности, способствующей выдвижению или избранию, транспортных средств, находящихся в государственной собственности. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом, в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;

- проведение сбора подписей, предвыборной агитации государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок.

Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями.

С момента регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией, он приобретает статус зарегистрированного кандидата.

Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Нарушение зарегистрированным кандидатом положений, касающихся равного статуса зарегистрированных кандидатов является основанием для отмены избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, решения о регистрации кандидата.

Права и обязанности кандидатов на стадии выдвижения и регистрации. Кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения. Кандидаты могут быть выдвинуты также избирательными объединениями (блоками). Для выдвижения кандидата необходимо его письменное согласие. В заявлении о согласии баллотироваться указываются предусмотренные законодательством сведения о кандидате и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Недостоверность сведений, представленных кандидатом (если недостоверность сведений носит существенный характер), может служить основанием для отказа в регистрации кандидата, а если недостоверность сведений будет установлена после регистрации кандидата – основанием для отмены регистрации.

В поддержку кандидатов (списков кандидатов) должны быть собраны подписи избирателей в порядке и количестве, определяемом федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Регистрация кандидата (списка кандидатов) может производиться не на основании представленных подписей, а на основании избирательного залога, если внесение избирательного залога предусмотрено федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.

Регистрация кандидатов (списков кандидатов) осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимого количества собранных в их поддержку подписей избирателей и заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что для регистрации кандидатов (списков кандидатов) в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены также сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности. При выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны предоставлять такие сведения.

Кандидат может быть выдвинут только по одному избирательному округу. Данное правило не применяется при регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением (блоком) одновременно на одних и тех же выборах в одномандатном избирательном округе и в списке кандидатов.

Кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее, чем за три дня до дня голосования.

Права и обязанности кандидатов, связанные с финансированием избирательной кампании. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о начале сбора подписей. Кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением (блоком), не вправе создавать собственные избирательные фонды. Кандидаты вправе распоряжаться средствами своих избирательных фондов. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением предвыборной кампании.

Федеральными законами, законами субъектов федерации может быть предусмотрена обязанность кандидатов возвращать денежные средства, полученные ими из бюджета на проведение предвыборной кампании, в случае, если они не избраны по результатам голосования и набрали не более 3 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Остатки неизрасходованных денежных средств, находящихся на специальном счете, кандидат, зарегистрированный кандидат обязаны перечислить пропорционально вложенным средствам на счета организаций и лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления.

Права и обязанности зарегистрированных кандидатов на стадии голосования, подсчета голосов избирателей, установления результатов выборов и их опубликования. Зарегистрированным кандидатам предоставляется право принимать участие в деятельности избирательных комиссий. Так, зарегистрированный кандидат вправе присутствовать на всех заседаниях зарегистрировавшей его избирательной комиссии и нижестоящих избирательных комиссий, а также при осуществлении участковой, территориальной избирательной комиссией работы со списками избирателей, избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями для голосования на выборах, протоколами об итогах голосования.   Зарегистрированный кандидат вправе присутствовать на избирательных участках при проведении голосования, подсчете голосов избирателей, составлении протоколов избирательными комиссиями об итогах голосования, о результатах выборов.

Кандидат вправе требовать от избирательных комиссий предоставления итогов голосования по каждому избирательному участку, территории, на которую распространяется деятельность соответствующей избирательной комиссии, результатов выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и нижестоящих избирательных комиссий.

Информация о работе Субъекты избирательного права