Защита прав человека как основа сильного, развитого гражданского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Определенных позитивных результатов удалось добиться также в политической области. Реальностью политической жизни Казахстана стал идеологический плюрализм, включая его оппозиционную компоненту, активно формировался многопартийный механизм, лавинообразно увеличилось количество СМИ, несущих читателям и зрителям самую разнообразную информацию. Наряду с сохранением ключевых принципов демократического устройства государства в сочетании с сильной президентской властью, новыми мерами была дополнена политика в области защиты прав человека

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 КОНСТИТУЦИЯ, КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Теоретико-правовые основы развития гражданского общества в Республике Казахстан
2.2 Основные тенденции развития институтов гражданского общества в Республике Казахстан
3 ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА СИЛЬНОГО, РАЗВИТОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
3.2 Права человека, их генезис, социальные корни
3.2 Омбудсмен (уполномоченный по правам человека) как институт защиты прав и свобод человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

007.docx

— 137.45 Кб (Скачать)

Местное управление при унитарном  устройстве практически находится  на самоуправленческих началах, а местные  представительные органы и есть органы местного самоуправления. В связи  с этим существующие в Казахстане маслихаты находятся в двояком  положении, и их исполнительные органы по логике вещей должны быть местные  администрации, но последние по ключевым вопросам местного управления выведены из под контроля маслихатов, а акимы  местных администраций назначаются  вышестоящими руководителями исполнительной власти.

В Казахстане, на наш взгляд, для начала необходимо определить социальные ниши, которые могли бы занять органы местного самоуправления. Одним из застойных форм территориального общественного  самоуправления - кооперативы собственников  квартир, решающие вопросы коммунального  хозяйства.

Конституция - основа политико-правовых мер государства, направленных на гармоничное  развитие административно-территориальных  единиц, в частности, местного самоуправления [27].

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, № 633 от 23.06.20 01г., 20 октября 2001 года в 28 регионах Республики Казахстан были проведены  экспериментальные выборы сельских акимов.

Конституция Республики Казахстан, определяя казахстанское государство  как демократическое, закрепляет важнейшие  устои его демократизма, прежде всего  в народовластии, разделении властей  на законодательную, исполнительную и  судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном  самоуправлении [28].

Поскольку организация и  проведение данных выборов освещались в прессе недостаточно, а информация не предоставлялась в полном и  системном виде, отделом социально-политических исследований КИСИ при Президенте РК в ноябре-декабре 2001 года был осуществлен  анализ результатов прошедшего мероприятия, для чего были организованы поездки  сотрудников в сельские округа, в  которых имел место эксперимент. В Алматинской области - Енбекшиказахский район, Жанашарский сельский округ  и Южно-Казахстанской - Толебийский  район, Верхне-Аксуйский сельский округ. Эксперимент выявил несовершенство законодательной базы:

решение такого важного вопроса  как законодательное установление всех моментов, касающихся избрания соответствующих  акимов, прошло без участия парламента. Тем самым порядок избрания акимов сельского уровня всецело зависит  от исполнительной власти;

не определено, каким образом  будет формироваться местный  бюджет, так как бюджеты сельских и поселковых советов не имеют  закрепленных источников дохода или  хотя бы долгосрочных нормативов распределения налогов, сборов и платежей с территории, поэтому бюджеты местных самоуправлений будут по-прежнему являться частью бюджета области и района и никак не зависеть от эффективности работы выборного акима (мнение одного из участников эксперимента: "Данные выборы - не нужны, так как местные акимы не имеют никакой власти, даже собственного бюджета у них нет");

отсутствие четкой регламентации: в рамках, какой из ветвей власти должен находиться выборный аким, каков  баланс его подотчетности перед  местным населением и перед вышестоящим  органами власти и др.

хотя срок, на который  избираются акимы, определен в два  года, тем не менее, не определен  механизм переизбрания акимов (мнение одного из участников эксперимента: "Трудность  состоит и в том, что районные акиматы не могут уволить прежнего акима, так как в законе не оговорен механизм снятия с должности назначенного акима, это является недочетом");

не прописано в ясной  форме, каким образом определяется пропорция между количеством  избирателей и количеством выборщиков. Так, например, в Верхне-Аксуйском  сельском округе Толебийского района ЮКО проживает 1307 избирателей, а  количество выборщиков, определенных ЦИКом, - 17 человек, в то время как  по Жанашарскому сельскому округу на 3030 избирателей - 19 выборщиков;

- не определен статус  выборщиков, и в целом не разъяснены  механизмы формирования групп  выборщиков, критерии их отбора;

- отсутствие возможностей  для политических партий участвовать  в данных выборах [29].

«В этих выборах был  выдержан принцип Европейской хартии местного самоуправления, т.е. население  прямыми выборами избирало членов представительного  органа, а затем члены представительного  органа — руководителя исполнительного  органа, т.е. акима. Но необходимо понимать, что в чистом виде ни одну зарубежную модель местного самоуправления в казахстанскую  действительность перенести нельзя. У нас свои традиции, особенности, своя ментальность. Учитывая опыт других транзитных стран и исторический опыт Казахстана, нам необходимо выработать собственную систему местного самоуправления». [30]

В процессе демократизации политической власти и общественной жизни в Республике Казахстан  одной из немаловажных проблем является реформа местного самоуправления. Местное  самоуправление - один из краеугольных камней в здании современной демократии. Вопросы повседневной жизни, такие, как жилье, коммунальные услуги, личная безопасность, социальная защита и  т.д., не могут полностью решаться только лишь государственными органами. И нельзя путать понятия органов  местного самоуправления с органами местного управления, так как они  имеют отличие.

Органы местного самоуправления - это органы, которые избираются непосредственно гражданами. Органы местного управления - это органы, назначаемые  центральной властью. В этом их главное  отличие: самоуправление - избираемые органы, управление - назначаемые. Однако выборность - не единственное свойство и качество органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления должны обладать определенным комплексом полномочий и самостоятельностью.

Закон о местном самоуправлении и другие нормативно-правовые акты, обеспечивающие реализацию конституционной  нормы, так и не приняты, несмотря на предусмотренный для этого  Конституцией двухлетний срок. ... 23 января был принят закон Республики Казахстан  «О местном государственном управлении в Республике Казахстан», который  поставил местное самоуправление в  еще более неопределенное положение [31].

Децентрализации органов  власти в условиях транзитного общества из самых важных вопросов демократического развития. Процесс децентрализации  органов власти подчинен своим закономерностям, к ним можно отнести определенные количественные и качественные общественные сдвиги и изменения которые являются результатом демократизации общества, разделения властей, трансформации  государственной власти. Приобретения населением политических прав и свобод, введения частной собственности, процесса разгосударствления и приватизации, распада сверхцентрализованного государства. В настоящее время возникло значительное число предпосылок в социально-экономической, политической, культурной областях жизни  казахстанского общества, которые могут  стать фундаментом для децентрализации  органов власти.

Децентрализация - передача функций управления от центральных  органов власти местным органам, расширение круга полномочий нижестоящих  органов управления за счет вышестоящих. В первом подходе предполагается процесс переноса баланса власти с центрального на более низкий (местный) уровень. Можно сказать, что децентрализация  приближает правительство к народу, создавая условия для демократизации управления.

Внедрение работающей системы  децентрализованного управления - это  сложнейший, долгий процесс, требующий  детальной разработки. Реформа децентрализации  требует неослабного внимания и  постоянной корректировки, а иногда ее необходимо проводить в несколько  этапов.

Без дифференцированного  подхода к местным условиям сейчас уже невозможно проводить успешную экономическую политику. Перенос  акцента в продвижении рыночных реформ на местный уровень отражен  в Послании Президента страны «Казахстан - 2030» [10].

Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев". Осуществляемая в  рамках этой программы центральными властями политика регионализации в  принципе может рассматриваться  как существенный элемент децентрализации  органов власти.

 

3 ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА  КАК ОСНОВА СИЛЬНОГО, РАЗВИТОГО  ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

3.2 Права человека, их генезис,  социальные корни

В период усиления эволюционных процессов, изменения отношений  собственности, перехода от общества внеэкономического  принуждения к обществу естественных экономических отношений и создания гражданского общества активизируются поиски направлений преобразования юстиции.

Знаменательной вехой  в проводимой судебно-правовой реформе  явилось введение института присяжных  заседателей в уголовное судопроизводство. Теперь в соответствии с п. 2 ст. 75 Конституции Республики Казахстан «в случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей».

Введение института присяжных  — не такое уж простое дело, как  может показаться на первый взгляд. К числу первоочередных мероприятий  относятся: переподготовка кадров, так  как именно ныне существующим юристам  предстоит быть первопроходцами  в новом деле; не откладывая на долгие годы, следует начать обучение азам состоятельного процесса студентов  юридических факультетов и вузов, направляя их на стажировку и практику в зарубежные страны, чью модель правосудия возьмем за основу; надо производить и психологическую  подготовку граждан, разъяснение того, что теперь они являются носителями большой и ответственной судебной власти, что им самим предстоит  отправлять правосудие; необходимые  научные конференции, практические семинары, выработка конкретных рекомендаций и методик для практикующих юристов [33].

Преобразования должны быть направлены на повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан  и юридических лиц. Безусловно, приоритетной задачей является также создание и внедрение судов присяжных. Суд присяжных является институтом, который служит важнейшим фактором становления гражданского общества в Казахстане.

Само понятие термина  «присяжный заседатель» означает - это общественный судья из граждан, который методом случайной выборки  включается в список коллегии присяжных  заседателей для участия в  рассмотрении конкретного уголовного дела [32, с. 23].

Практика включения в  состав суда присяжных заседателей, являющихся, по сути, представителями  разных слоев общества, фактически означает приближение суда к народу, интересы, которых должны в суде представлять и защищать присяжные, руководствуясь своим жизненным  опытом, моральными и нравственными  принципами. Таким образом, включение  в правосудие народного представительства  в виде присяжных заседателей  является прогрессивным и демократическим  шагом.

В ст. 75 п.2 Конституции Республики Казахстан говорится, что судебная власть осуществляется посредством  гражданского, уголовного и иных установленных  законом форм судопроизводства. В  случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Принятие 25 декабря 2000 г. Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей в  Республике Казахстан» необходимо расценивать  как значительный позитивный шаг  в деле совершенствования законодательства и приведения его в соответствие с Конституцией Республики Казахстан. [34]

В соответствии с международными стандартами в Казахстане появится процедура участия людей в  свершении правосудия. Как отметил  Е.Жовтис для этой цели будет применен "случайный" отбор присяжных. Кандидаты  в заседатели должны быть не моложе 25 лет и не старше 60, а также  не представлять исполнительную власть государства. [35].

Эффективность деятельности данного института сохраняется  при 
условии независимости присяжных заседателей. «...анализ конституционного закона (имеется в виду закон «О судебной системе и статусе судей в Республики Казахстан») показал, что ... в ст. 25 п.2 говориться: никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия и оказывать какое-либо воздействие на судью и присяжных заседателей. Такие действия преследуются по закону» [32, с.23].

Еще одним условием формирования гражданского общества в Республике Казахстан является реализация конституционно закрепленных прав и свобод граждан  нашего государства.

Проблема формирования гражданского общества в Казахстане, по словам СТ. Бельгибаева (КИСИ), связана в первую очередь с вопросом о построении преуспевающего и благополучного общества, по характеру своему демократического, в котором соблюдаются права  человека. Данная проблема прямо смыкается  с идеей модернизации, т.е. построения современного общества [36].

Права человека, их генезис, социальные корни, назначение - одна из "вечных" проблем социально-культурного  развития человечеств. Права человека - сложное, многомерное явление. В  значительной мере это связано с  генезисом правовых норм, в которых  сформулированы права человека. Это  понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Права человека являются одним из основных признаков  гражданского общества и правового  государства.

Впервые идея свободы и  прав человека зародилась еще в V — IV вв. до н.э. в греческих полисах, в учениях таких мыслителей, как  Антифонт, Аристотель, Сократ, Протагор и др. Важными вехами на пути становления  прав человека были законодательные  акты, принятые в различных странах: в Англии - Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о праве 1628 г., Хабеас Корпус акт 1678 г., Билль о правах 1689 г.; в США - Декларация прав Вирджинии 1776 г., Декларация независимости 1776 г., Билль о правах 1791 г.; во Франции - Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

«Идеи естественных неотчуждаемых  прав человека, развитые в доктринах  Руссо, Локка, Монтескье, стали мощным фактором Великой французской революции, создавшей неоценимый по своей исторической значимости правовой акт - Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. Этот документ провозгласил, что люди рождаются  свободными и равными в правах, что цель всякого политического  союза - обеспечение естественных и  неотъемлемых прав человека: свободы, собственности, безопасности и сопротивления  угнетению. Декларация провозгласила  также презумпцию невиновности, свободу  совести, печати, свободное выражение  мнений, гарантии личных и иных прав граждан». [37]

Информация о работе Защита прав человека как основа сильного, развитого гражданского общества