Защита прав человека как основа сильного, развитого гражданского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Определенных позитивных результатов удалось добиться также в политической области. Реальностью политической жизни Казахстана стал идеологический плюрализм, включая его оппозиционную компоненту, активно формировался многопартийный механизм, лавинообразно увеличилось количество СМИ, несущих читателям и зрителям самую разнообразную информацию. Наряду с сохранением ключевых принципов демократического устройства государства в сочетании с сильной президентской властью, новыми мерами была дополнена политика в области защиты прав человека

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 КОНСТИТУЦИЯ, КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Теоретико-правовые основы развития гражданского общества в Республике Казахстан
2.2 Основные тенденции развития институтов гражданского общества в Республике Казахстан
3 ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА СИЛЬНОГО, РАЗВИТОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
3.2 Права человека, их генезис, социальные корни
3.2 Омбудсмен (уполномоченный по правам человека) как институт защиты прав и свобод человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

007.docx

— 137.45 Кб (Скачать)

В послании народу Казахстана «Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год» Президент  Республики Казахстан Н.А Назарбаев  обратил внимание на ряд вопросов, требующих своего разрешения в самое  ближайшее время. Одним из них  является вопрос, касающийся средств  массовой информации. «Мы должна точно  определится с ролью и местом средств массовой информации в процессе демократизации нашего общества», - отметил  Президент [18].

Конституция является Основным законом общества и государства. Она закрепила основные общественные отношения, установила фундаментальные  правовые основы организации деятельности главных органов государства, институтов гражданского общества. Конечно, в центре ее внимания находятся права и  свободы человека и в статье первой записано, что «Республика Казахстан  утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». Нужно отметить, что Конституция  Республики Казахстан - это единственная Конституция, в которой идея о  человеке, его жизни, правах и свободах как высшей ценности, записана в  ее первой статье и органически связана  с характером государства, подчеркивая  тем самым, что первейшим его  долгом является признание неотъемлемых прав человека, наполнение этих положений  реальным содержанием, их защита. Из 98 статей Конституции 30 статей посвящены  статусу человека гражданина, его  правам и свободам.

2.2 Основные тенденции  развития институтов гражданского  общества в Республике Казахстан

В Конституции признаны принципы абсолютности и неотчуждаемости  прав и свобод, допущения их ограничения  только по закону, в целях защиты конституционного строя, охраны общественного  порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. В Конституции  закреплены основы и основные институты  гражданского общества - право частной  собственности на любое законно  приобретенное имущество, права  и свободы предпринимательской  деятельности, принципы создания и  функционирования общественных объединений, какими являются партии, а ныне широко создаваемые неправительственные  организации [19].

Государственную политику в  области создания и распространения  массовой информации в Республике Казахстан  можно определить как целенаправленную систему организационных, финансовых, правовых и иных мер, осуществляемых государством по созданию и развитию информационного пространства в  Республике Казахстан, поддержке средств  массовой информации [20].

Необходимо дальнейшее совершенствование  законодательства в области развития рынка средств массовой информации, обеспечения его экономической  самостоятельности, а также механизма  их общественного и государственного контроля [21].

По словам Морозова А.А. (КИСИ) построение механизма взаимоотношений  власти и средства массовой информации является непременным условием сохранения национальной безопасности государства. Основным регулятором взаимоотношений  между властью, обществом и субъектами масс-медиа в правовом государстве  может выступать только закон. В  этой связи небезынтересно будет  обратиться к законотворческому  опыту ряда ведущих стран, власть которых сравнительно мирно, на законных основаниях, уживается со средствами массовой информации [22].

Нередко на средства массовой информации смотрят с технологической  или экономической точки зрения - как на источник информации или  как на хозяйствующий субъект. В  ряде случаев такой подход справедлив. Но он не должен заслонять главного. Средства массовой информации являются неотъемлемым элементом развитого  гражданского общества. Государство  не может быть демократическим, если этот элемент слаб или отсутствует. На нынешнем этапе развития страны значение средств массовой информации как общественного института  возрастает, как никогда ранее.

Роль средств массовой информации, как гражданского института, заключается в следующем: средства массовой информации сами являются гражданским  институтом, причем очень динамичным и влиятельным; выступают одной  из самых прозрачных и действенных  форм обратной связи между государством и обществом; медиа-сообщество содействует  развитию других гражданских институтов, оказывая им самую ценную в нынешних условиях информационную поддержку.

Также средства массовой информации должны посредством своей деятельности усилить гражданское общество. Они  должны пропагандировать дух казахстанского народа, его сплочение и подъем патриотических чувств.

Средств массовой информации Казахстана стремительно и динамично  росли в годы становления независимости  страны. Если в 1991 году в Казахстане было немногим более 600 газет и журналов, и все они были государственными печатными изданиями, то в последние  годы их количество увеличилось до «6646 СМИ самой различной формы  собственности» [23]

Свобода слова, транспарентность стала бесспорным атрибутом информационного  поля Казахстана. Права журналистов  охраняются законодательством, за их соблюдением  следит ряд общественных организаций. Одной из самых авторитетных является Международный общественный фонд защиты свободы слова "Аділ сөз", созданный  по инициативе ряда руководителей неправительственных  общественных объединений. Целью Международного фонда защиты свободы слова " Аділ сөз" является становление открытого  гражданского общества через утверждение  в повседневной жизни страны свободной, объективной и прогрессивной  журналистики. Первоосновой этой работы является мониторинг нарушений свободы  слова через корреспондентскую  сеть фонда. Оперативный анализ неблагополучных  с позиций законности ситуаций с  конкретными средствами массовой информации позволяет выбрать наиболее эффективные  формы защиты таких гражданских  институтов и журналистов.

Средства массовой информации обладают огромной властью. Власть - это  право быть услышанным и влиять на поведение другого человека. Любая  форма принудительного влияния  ограниченна. Власть строится на основе добровольного подчинения, согласования интересов - это и есть демократия. Именно такой властью наделена пресса.

Роль информационного  гражданского института возникает  не сразу и выходит на первый план незаметно. Собственно говоря, это власть общественного мнения, это древний  институт публичного обсуждения проблемы на митинге, на риторическом состязании. Современные технологии делают этот процесс более совершенным. Сидя у компьютера и участвуя в форуме или обмениваясь мнениями на чате, вы уже формируете власть.

Так вот именно признание  прессы как немаркированного члена  властной оппозиции показывает нам  направление развития власти и место  средств массовой информации в этом процессе. Хорошо известная нам идея отмирания государства - это не идея отмирания власти, а идея отмирания  принуждения во власти, насильственного  подчинения собственному мнению остальных  людей. Власть, основанная на убеждении  и манипулировании сознанием, становится главной формой власти в современном  обществе и в обществе ближайшего будущего. Искусство демагогии и  коммуникативная компетентность - становятся важнейшими институтами власти.

Средства массовой информации сегодня являются одним из мощнейших  инструментов формирования социального  пространства. Массовая коммуникация дополняет непосредственный жизненный  опыт людей, выполняя репродуктивную и  креативную функцию.

Необходимость выживания  заставляет прессу руководствоваться  не этическими принципами, а соображениями  прибыли, что вызывает необъективность  и ангажированность средств массовой информации.

Практика финансирования государством средств массовой информации не может положительно влиять на развитие гражданского общества. Такие общенациональные республиканские газеты как "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" не финансируются государством, что  положительно сказалось на процессе развития общества. С одной стороны  процесс разгосударствления данных объектов дает обществу необходимую  свободу, гарантированную Конституцией и законом Республики Казахстан  от 23 июля 1999 г. "О средствах массовой информации" (ст. 2), а с другой затрудняет распространение достоверной информации, поскольку издание средств массовой информации, находящихся на самофинансировании, может происходить только за счет собственной конкурентоспособности, рекламы или же лоббирования с  чьей-либо стороны.

В Казахстане от непосредственного  финансирования средств массовой информации государством отошли путем введения системы государственных заказов. Данный метод, использованный с успехом  в различных странах, также позволил создать оптимальные условия  для развития независимой прессы.

Социальный заказ способствует, с одной стороны, снижению социальной напряженности: выявляются и устраняются  болевые точки региона; повышается адресность социальной политики; создаются  новые рабочие места в социальной сфере; повышается оперативность решения  социальных проблем; расширяется вовлечение граждан в процесс решения  социальных проблем. С другой, реальному  усилению власти: происходит оптимизация  структуры управления; повышается эффективность  использования бюджетных средств; происходит упрочение авторитета власти.

Связь государства с индивидом  осуществляется, основываясь на праве  граждан на удовлетворение интереса к деятельности государства и  других субъектов общества закреплено в п. 3 ст. 18 Конституции Республики Казахстан. А обратная связь возможна благодаря вкладу средств массовой информации республики Казахстан. Но пока, что размеры этого вклада пока не соответствуют потенциалу медиа-сообщества нашего государства.

Хотя за годы независимости  в Казахстане созданы политические, экономические и правовые условия  для функционирования независимых  средств массовой информации, но юридический  механизм их деятельности еще требует  доработки.

Средства массовой информации должны выбрать чёткую позицию защиты национальных интересов. На данном этапе  назрела необходимость принятия нового Закона о средствах массовой информации, который учёл бы современные  реалии обеспечения свободы слова, а также защиты журналистов от давления собственников, и ужесточил  бы ответственность чиновников за вмешательство  в деятельность свободной прессы.

С другой стороны в гражданском  обществе для средств массовой информации предполагается четкое определение  меры ответственности за нарушение  законов. Общество требует свободы  слова, а не свободы клеветы и  дезинформации.

Говоря о конкуренции  среди средств массовой информации, важно отметить роль государства, которому необходимо пресекать и не допускать  монополизации на рынке масс-медиа, так как возникает вопрос о  достоверности распространенной информации, а это уже признак деградации гражданского общества.

Полная и достоверная  информированность граждан о  деятельности политических партий и  независимых кандидатов, обеспечение  политического плюрализма в деятельности средств массовой информации являются неотъемлемым условием демократического развития общества и государства.

Анализируя законодательство ряда демократических стран, выяснилась интересная закономерность: эти государства  предпочитают вообще не иметь Закона о печати. Клевета и безопасность государства, и другие подобные вопросы  рассматриваются в рамках Уголовного кодекса или в других законодательных  актах. Такие страны отклоняют идею "Закона о печати" из опасения, что его принятие сыграет скорее отрицательную, чем положительную  роль. Поэтому те, кто выражает против идеи о "Законе печати" предпочитают, чтобы свобода мнений - свобода  печати были твердо закреплены в Конституции. Любая форма ограничения этих свобод должна быть частью другого  типа законов, применяемых к гражданам, корпорациям или группам, а не к печати в отдельности, по их мнению, не следует принимать какого-либо специального законодательства, учитывая опасность, что такой закон, подчеркивая  несколько общих принципов защиты свободы и недопустимости цензуры, практически превратится в перечень многочисленных ограничений для  журналистики. Это позиция США, Великобритании, ряда других стран. Однако многие страны, в том числе Западной Европы придерживаются иного мнения.

Особую важность представляют собой проблемы радио и телевидения. Вещание связано не только с передачей  политической информации, но вся его  деятельность происходит в сфере  общественного мнения и культуры. Обеспечение свободы выражения  мнений и демократические традиции требуют того, чтобы государство  воздерживалось от осуществления каких  либо форм контроля в области культуры за исключением вопросов, связанных  с образованием молодежи.

С другой стороны, практически  во всех странах общественность и  правительство придерживаются мнения, что вещание не должно полностью  принадлежать частному бизнесу и руководствоваться исключительно законами и интересами коммерции. Почти во всех демократических странах законодательством установлено, что радио и телевидение должно нести определенную социальную ответственность, и учреждены распорядительные органы, занимающиеся вопросами вещания. Еще с 20-30 годов большинство демократических стран решило, что вещание играет настолько важную роль в отношении удовлетворения культурных, образовательных и социальных потребностей населения, что его нельзя рассматривать только как коммерческое, развлекательное предприятие.

Эти страны полагали, что  оно также могло бы транслировать  репортажи о наиболее популярных спортивных соревнованиях и передавать какую-то информацию. Однако они считали, что общественное вещание будет  стеснено в вопросах программирования передач в связи с тем, что  ему необходимо будет постоянно  привлекать большую аудиторию. С  другой стороны были также убеждены в том, что им, как демократическим  правительствам, неуместно устанавливать  контроль за вещанием. Поэтому создали  различные системы, которые позволяли  осуществлять финансирования вещания  с помощью широкой общественности, а не рекламы, и учредили, на основании  закона, независимые от правительства  вещательные корпорации. В состав советов этих корпораций включались отдельные личности, обладающие знаниями в различных областях общественной жизни, но не занимающие политических должностей. Должна улучшатся самодисциплина журналистов и использование  внесудебных и вневластных способов урегулирования споров. Внедрение предложений  экспертов проводилось не полностью, что-то оказалось неправильным, что-то слишком затратным. Но, тем не менее, реформирование средств массовой информации производилось так по данным национального  агентства по делам печати и массовой информации, более чем вдвое увеличилось  количество газет, причем, исходя из анализа  тиражей газет можно отметить, что ряду газет удалось точно  реформироваться и начать отвечать требованиям самых придирчивых  читателей.

Информация о работе Защита прав человека как основа сильного, развитого гражданского общества