Защита прав человека как основа сильного, развитого гражданского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Определенных позитивных результатов удалось добиться также в политической области. Реальностью политической жизни Казахстана стал идеологический плюрализм, включая его оппозиционную компоненту, активно формировался многопартийный механизм, лавинообразно увеличилось количество СМИ, несущих читателям и зрителям самую разнообразную информацию. Наряду с сохранением ключевых принципов демократического устройства государства в сочетании с сильной президентской властью, новыми мерами была дополнена политика в области защиты прав человека

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 КОНСТИТУЦИЯ, КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Теоретико-правовые основы развития гражданского общества в Республике Казахстан
2.2 Основные тенденции развития институтов гражданского общества в Республике Казахстан
3 ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА СИЛЬНОГО, РАЗВИТОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
3.2 Права человека, их генезис, социальные корни
3.2 Омбудсмен (уполномоченный по правам человека) как институт защиты прав и свобод человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

007.docx

— 137.45 Кб (Скачать)

Республика Казахстан - светское государство (ст. 1). Термин "светское государство" сопряжен с отношением данного государства к религии. Светским признается государство, в  котором религия, религиозные объединения  не связаны с государством, не могут  влиять на его политику в тех или  иных сферах, не вправе вмешиваться  в деятельность государственных  органов, систему образования и  т. д. Сказанное обеспечивается отделением церкви от государства и светским характером государственного образования.

В светском государстве никакая  религия не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной. Нельзя заставить, обязать  кого-либо исповедовать какую-нибудь из религий. В соответствии со ст. 22 Конституции "каждый имеет право на свободу  совести (п.1). Осуществление права  на свободу совести не должно обусловливать  или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности  перед государством (п.2)". Вместе с тем, все религиозные объединения  равны перед законом" [4]

Свобода создания религиозных  организаций, невмешательство государства  в их деятельность не означают, что  эта деятельность ничем не ограничена. Она должна осуществляться в строгом  соответствии с законом, не может  посягать на личность, жизнь и здоровье граждан, не должна быть направлена на подрыв основ конституционного строя  Республики Казахстан.

В Республики Казахстан как  светском государстве наряду со свободой религиозной деятельности допускается  свобода атеистических убеждений. При этом общественные объединения  граждан, целью которых являются пропаганда и распространение атеистических  убеждений, так же, как и церковь, отделены от государства.

Закрепление унитарного государства  на конституционном уровне является одной из конституционно-правовых форм разрешения территориальной организации  нашего государства.

Классическая модель унитарного государства, имеющая место во многих зарубежных государствах, характеризуется  следующими основными признаками:

1.         единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны;

2.         имеется единая, строго централизованная система государственных органов, юрисдикция которых распространяется также и на территорию всей страны. Функциональная, предметная и территориальная компетенция высших органов власти и подчиненной им центральной администрации ни юридически, ни фактически не ограничена полномочиями каких-либо региональных органов;

3.         единое гражданство. Население унитарного государства имеет единую политическую принадлежность. Никакие административно-территориальные единицы собственного гражданства иметь не могут;

4.         единая система права. Местные органы исполнительной власти обязаны применять в соответствующих административно-территориальных единицах нормативные акты, принимаемые центральными органами власти. Их собственная нормоустанавливающая деятельность носит сугубо подчиненный характер;

5.         единая судебная система, которая осуществляет правосудие на всей 
территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права.

6.         территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельности. Создаваемые в этих административно-территориальных единицах местные исполнительные власти органы власти в той или иной степени подчинены центральным органам власти и центральной администрации. Их правовой статус определяется правовыми нормами, входящими в единую общегосударственную систему права;

7.         составные части государства не имеют права территориального верховенства;

8.         суверенитетом обладает только государство в целом.

В Республике Казахстан в  соответствии с Конституцией не возникает  необходимости создавать особые государственно-правовые формы разрешения национального вопроса, к примеру, в виде автономий. У нас национальный вопрос решается путем конституционного закрепления норм, запрещающих "разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни..." [4]; норм, устанавливающих: «все равны  перед законом и судом. Никто  не может подвергаться какой-либо дискриминации  по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка; отношения  к религии, убеждений, места жительства или любым иным обстоятельствам»; предоставлением гражданам, независимо от их национальной принадлежности, равных возможностей избирать и избираться во все представительные органы, в  том числе высших эшелонов власти; созданием школ и других учреждений культуры [4].

Конституционно-правовой принцип  целостности, неприкосновенности и  неотчуждаемости своей территории является особенностью нашей Конституции. Этот принцип характерен и присущ конституциям большинства зарубежных стран. Следует отметить, что это  объективная закономерность, ибо  нация немыслима без исторически  сложившейся территории, и именно она органически связана со своей  территорией. Расчленение, разделение территории может быть допущено, но только в пределах самой республики, на основании соответствующего законодательства: соответствующих конституционных  норм и норм конституционного Закона Республики Казахстан от 16 декабря 1991 года "О государственной независимости  Республики Казахстан", который «закрепляет  правовые основы охраны государственной  границы и ее обеспечения, порядок установления и содержания режима государственной границы РК, пограничного режима, режима в пунктах пропуска, регулирует отношения в области государственной границы Республики Казахстан». [5]

Таким образом, государственный  суверенитет в самом общем  виде означает независимость государства  во внешних и верховенство во внутренних делах. Это четко определено п. 2 ст. 2 Конституции: "Суверенитет республики распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость  своей территории". [4]

Конституция Республики Казахстан  учреждает в Казахстане президентскую  форму правления (п. 1 ст.2). Разработчики данной Конституции не стали указывать, что это "президентская республика" и в этом состоит особенность  Конституции Республики Казахстан, что можно усмотреть путем  анализа соответствующих статей Конституции. Так, Президент Республики Казахстан избирается населением путем  прямых выборов (ст.41); правительство  образуется внепарламентским путем (п. 3 ст. 44; 65), то есть как в президентской  республике. Однако президент не возглавляет  правительство, а его премьер-министр  назначается с согласия парламента. Парламент может выразить вотум  недоверия правительству (п. 6 ст. 53), а Президент может распустить парламент (п. 1 ст. 63). Поэтому Республика Казахстан - смешанная по форме правления  республика, с большими полномочиями Президента. [4]

В соответствии с п. 2 ст. 3 Конституции народ реализует  принадлежащую ему власть непосредственно  и через своих выборных представителей. Таким образом, народный суверенитет  осуществляется в различных организационных  формах.

Конституция государств, в  которых признается и утверждается идея принадлежности всей власти народу, устанавливают такие институты  социальной, экономической, политической и духовной жизни, которые формируют  демократический конституционный  строй. В частности, Конституция  Республики Казахстан уже в преамбуле  указывает на то, что верховной  и суверенной политической волей, определяющей содержание всех устанавливаемых Конституцией институтов, обладает народ Казахстана. Эта центральная идея содержательно  и конкретно развивается в  ст. 1, 2, 3, 4, 5 и др.

Власть в современном  демократическом и цивилизованном обществе сложный социально-экономический, политико-правовой и духовно-нравственный феномен, обеспечивающий организованное, упорядоченное и управляемое  развитие общественной жизни. Антиподом  власти является анархия (хаос), то есть такое состояние, когда каждый сильный  управляет каждым слабым. Во время  безвластия и хаоса основанная на законе власть народа уступает место  охлократии - власти толпы, не признающей законов.

Власть и человеческое общество неразрывны. С появлением человеческого общества возникла и  власть. Первоначально это были все  его члены. С появлением государства  природа власти изменилась, она приобрела  государственную оболочку и стала  государственной властью, которая  осуществляется специально на то уполномоченными  государственными органами.

Реализуемая в обществе публичная  власть представляет собой весьма сложное  явление, в котором можно выделить моральное, социальное, экономическое  и правовое содержание.

Моральное содержание власти заключается в ее авторитете. Понимание  власти как авторитета, с помощью  которого возможно управление людьми, -наиболее распространенная в науке  концепция.

Конституция Республики Казахстан  законодательно закрепляет: государственная  власть едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви  и взаимодействия между собой  с использованием системы издержек и противовесов [4].

В повседневной общественно-политической практике государственная власть выполняет  три основные функции. Это: 1) разработка и принятие законов; 2) исполнение законов; 3) непосредственное применение законов  путем разрешения конкретных юридических  дел в соответствии с установленными процессуальными формами. Согласно названным функциям все органы государства  делятся на законодательный, исполнительные и судебные.

Законодательным органом  государственной власти в Республики Казахстан является - высший представительный орган Республики Казахстан Парламент  Республики Казахстан.

Исполнительные органы государственной  власти в Республики Казахстан: образуемые Президентом Республики Казахстан  Правительство Республики Казахстан, министерства.

Судебные органы государственной  власти в Республики Казахстан: общегражданские  суды, в том числе Верховный  Суд Республики Казахстан; военные  суды; подотчетные лишь Президенту Республики — органы прокуратуры.

Таким образом, все вышеперечисленные  органы образуют в Республики Казахстан  общую систему государственной  власти [4].

При всем увлечении теорией  разделения властей необходимо иметь  в виду, что государственная власть едина по горизонтали, ибо все, что  касается разделения, - это лишь формы  ее реализации. Государственная власть едина и по вертикали, так как  нет государственной власти высшей и местной, она осуществляется лишь разнящимися по объему компетенции  государственными органами, которые  осуществляют свои полномочия поскольку, поскольку наделены таковым народом. В ряде случаев народ осуществляет государственную власть непосредственно.

Государственная власть производна от народа и осуществляется им непосредственно, либо через специально на то уполномоченные государственные органы. Но и во втором случае народ не отстраняется от реализации государственной власти, так как законодательно предусмотрены  и широко развиты на практике различные  формы представительной и непосредственной демократии, обеспечивающие участие  в ней граждан. Кроме того, ст. 89 Конституции признает местное  самоуправление как институт народовластия, предлагающий самостоятельное решение  населением достаточно широкого круга  проблем преимущественно местного значения.

Высшей формой непосредственного  выражения власти народа п. 2 ст.З  Конституции называет референдум чем, как и при выборах, устанавливается  высший авторитет принятых на нем  решений. В Республике Казахстан, предметом  референдума может быть:

1) принятие и изменение  Конституции, конституционных законов,  законов РК;

2) решение иных наиболее  важных законов, законов РК. «Принимает  решение о проведении республиканского  референдума» Президент Республики  Казахстан.

Местное самоуправление - глубоко  демократический институт. Оно реализуется  в Республике Казахстан с учетом следующих особенностей:

1. институты и органы  местного самоуправления осуществляют  свои полномочия только в пределах  самоуправляющихся территорий - сельских  и городских местных сообществах,  охватывающих территории, на которых  компактно проживают группы населения  [6];

2. они наделены правом  решать лишь вопросы местного  значения, а участвовать в решении  общегосударственных задач могут  только в случае, если отдельные  государственные полномочия делегированы  им органами государственной  власти и при условии, что  реализация этих полномочий подконтрольна  государству;

3. институты и органы  местного самоуправления не обладают  правом принимать законы, они  действуют на их основе и  во исполнение.

Необходимость и возможность  конституционного регулирования отношений  гражданского общества обусловлены  тем, что Конституция Республики Казахстан является Основным Законом  не только государства, но и всего  общества. Она содержит естественно-правовые установления, соответствующие международным  актам о правах человека и гражданина и принята всенародным голосованием (референдумом).

Под конституционным регулированием понимается целенаправленное регулятивное воздействие на общественные отношения  путем закрепления в нормах Основного  Закона правовых принципов, условий, прав и обязанностей субъектов конституционного права и гарантий их реализации. При рассмотрении данного вопроса  необходимо учитывать действие не только Конституции, но и конституционных  законов. Кроме того, следует помнить  о том, что в первых разделах речь идет лишь о конституционных основах  гражданского общества [7].

Согласно Сагиндыковой А.Н. юридическая специфика позволяет  выделить четыре направления конституционного регулирования общественных отношений:

1) Конституция Республики  Казахстан закрепляет основные  принципы функционирования гражданского  общества. Так, в п. 1 ст. 1 говорится  о том, что человек, его жизнь,  права и свободы являются высшими  ценностями государства, а п. 1 ст. 3 носителем суверенитета и  единственным источником государственной  власти в Республике Казахстан  провозглашается ее народ.

Информация о работе Защита прав человека как основа сильного, развитого гражданского общества