Информационные технологии в здравоохранении

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Компьютер все больше используется в области здравоохранения, что бывает очень удобным, а порой просто необходимым. Благодаря этому медицина, в том числе и нетрадиционная, приобретает сегодня совершенно новые черты. Во многих медицинских исследованиях просто не возможно обойтись без компьютера и специального программного обеспечения к нему. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в медицинской теории и практике, связанными с внесением корректив к подготовке медицинских работников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..….3
Информационные технологии…………………………………………………………..…….4
Медицинская информационная система……………………………………………….…….4
Классификация медицинских информационных систем………………………….…4
Медицинские приборно-компьютерные системы………………………………...….5
Медицинская диагностика……………………………………………………..………6
Системы для проведения мониторинга……………………………………………….7
Системы управления лечебным процессом…………………………………………..7
Пути развития медицинских информационных технологий………………………….…….8
Телездравоохранение………………………………………………………………….……….8
Каким образом телездравоохранение может помочь в предоставлении интегрированной помощи?......................................................................................................................................9
Контекст с точки зрения политики здравоохранения и использование телездравоохранения в настоящее время………………………………………………………………..11
Телездравоохранение в более широком контексте электронного здравоохранения и интегрированной помощи………………………………………………………………….…13
Использование телездравоохранения в настоящее время…………………….…….16
Преимущества и эффективность телездравоохранения…………………………….18
Доказательная база………………………………………………………….…18
Основные недостатки доказательной базы……………………………..……20
Получение и использование фактических данных о выгодах и соотношении затрат и эффективности прикладных систем телездравоохранения…………………...…..21
Анализ систем руководства на высшем уровне и институциональных
структур, призванных облегчать внедрение рациональных решений
на основе телездравоохранения………………………………………………………….….24
Мероприятия в РФ, направленные на развитие информационных технологий в здравоохранении..31
Заключение………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.doc

— 369.50 Кб (Скачать)


Пути развития медицинских информационных технологий
Медицинские информационные технологии включают в себя средства воздействия на организм внешними информационными факторами, описание способов и методов их применения и процесс обучения навыкам практической деятельности. Соответственно дальнейшее  развитие  этих технологий требует рассмотрения и решения следующих практических вопросов. На первом месте стоит насущный вопрос о необходимости широкого внедрения в клиническую практику апробированных средств и методов информационного воздействия, отвечающих таким требованиям, как безопасность и простота их использования, высокая терапевтическая эффективность их применения. Следующим актуальным вопросом является стимулирование и поощрение разработки и создания новых средств и методов воздействия на организм человека, соответствующих принципам и постулатам информационной медицины. Дальнейшее развитие и совершенствование данной области медицины связано с оптимизацией средств и методов обратной биологической связи при информационном воздействии, адекватных изменениям в организме в соответствии с принципами и постулатами информационной медицины.

Один из главных путей решения ряда медицинских, социальных и экономических проблем в настоящее время представляет информатизация работы медицинского персонала. К этим проблемам относиться поиска действенных инструментов, способных обеспечить повышение трех важнейших показателей здравоохранения: качества лечения, уровня безопасности пациентов, экономической эффективности медицинской помощи. Базовым звеном информатизации является использование в больницах современных клинических информационных систем, снабженных механизмами поддержки принятия решений. Однако эти системы не получили широкого распространения, так как пока не разработаны научные и методологические подходы к созданию клинических информационных систем. 


 

 

 

 

 

 

 

Телездравоохранение

По мнению большинства экспертов, прогнозирующих развитие науки и техники,21 век должен стать «веком коммуникаций», что подразумевает повсеместное использование глобальных информационных систем. Использование таких систем в медицине открывает качественно новые возможности:

- обеспечение взаимодействия региональных клиник с крупными медицинскими центрами;
- оперативное получение результатов последних научных исследований;
- подготовка и переподготовка кадров.

Перечисленные возможности можно охарактеризовать одним общим понятием – телемедицина.

Телездравоохранение - это комплекс современных лечебно-диагностических методик, предусматривающих дистанционное управление медицинской информацией.

Возникновение телездравоохранения обычно связывают с врачебным контролем при космических полетах. Первоначально это было измерение показателей жизнедеятельности у животных на космических аппаратах, затем у космонавтов.

С появлением сетевых технологий телездравоохранение получила мощный импульс в своем развитии. Конкретной причиной прорыва телездравоохранения в практику послужило бурное развитие коммуникационных сетей, а также методов работы с информацией, позволивших обеспечить двух- и многосторонний обмен видео- и аудиоинформацией и любой сопроводительной документацией.

Простейшим случаем реализации возможностей телездравоохранения является быстрый доступ врача к необходимой справочной информации.

Основным приложением телездравоохранения является обслуживание тех групп населения, которые оказались вдали от медицинских центров или имеют ограниченный доступ к медицинским службам.

Другим важным объектом телездравоохранения является система диагностических центров регионов, когда необходима оперативная связь между лечащим врачом и врачом-диагностом, которые оказываются в разных лечебных учреждениях, часто разнесенных на большие расстояния.

Еще одним важным направлением телездравоохранения является скоропомощная ситуация и сложные случаи, когда требуется срочная консультация специалистов из центральных медучреждений для спасения больного или определения тактики лечения в сложных ситуациях, в том числе в крупнейших мировых медицинских центрах. (2)

Каким образом телездравоохранение может помочь в предоставлении интегрированной помощи?

Существующие сегодня обособленные прикладные задачи, решаемые с помощью телездравоохранения, до сих пор не объединены в более комплексные стратегии электронного

здравоохранения, которые предусматривали бы полную координацию протоколов ведения больных и процессов оказания услуг и безопасный обмен данными о пациентах. Появляются все более убедительные фактические данные, свидетельствующие о том, что телездравоохранение можно успешно использовать для удовлетворения растущих требований об улучшении качества помощи, в частности, людям, страдающим хроническими заболеваниями. По-прежнему трудно решается вопрос включения телездравоохранения

в основной набор услуг медицинской помощи; одних рыночных сил для этого будет, скорее всего, по-прежнему недостаточно.

• Для того, чтобы аргументировано обосновывать необходимость инвестиций в прикладные системы телездравоохранения необходимо более грамотно использовать существующие фактические данные, чтобы с их помощью показывать не только то, что телездравоохранение дает эффект вообще, но и где именно – в каких организационных условиях – оно будет давать эффект.

Требуют внимательного изучения и обобщения фактические данные, полученные в ходе осуществления крупномасштабных опытных программ и из немногочисленных примеров внедрения телездравоохранения в повседневную практику оказания помощи, причем особое внимание следует обращать не только на клинические аспекты, но и на показатели, касающиеся успешного применения при оказании обычной помощи: управление изменениями, кадровые ресурсы, обеспечение согласованности на стыках между отдельными организационными элементами, требования в отношении финансирования, интегрирование

технологий и этические нормы повседневной практики.

• Требуют критической оценки финансовые потоки в системах здравоохранения с точки зрения их способности выступать в качестве факторов стимулирования или сдерживания предоставления услуг телездравоохранения; при этом необходимо признать, что "коммерческие аргументы" в пользу телездравоохранения у разных заинтересованных сторон часто бывают совершенно разные.

Серьезные препятствия на пути использования телездравоохранения могут также создавать и медико-правовые режимы и режимы нормативного регулирования. Нужно сравнить разные режимы, чтобы выявить наиболее успешную практику и наилучшие возможности для проведения нормативно-законодательной реформы с тем, чтобы создать условия для улучшения интегрированной помощи за счет

использования телездравоохранения.

• Использованию телездравоохранения как инструмента, помогающего обеспечить более качественную интегрированную помощь, можно содействовать через осуществление инициатив, в рамках которых объединяются стратегические функции. Это может включать

создание финансовых и организационных структур (объединенных бюджетов, совместных предприятий) для поддержки партнерства

между различными секторами.

• Для того, чтобы добиться перемен, нужны механизмы, содействующие диалогу, посредством которого прививается чувство партнерства в проведении реформ и ослабляется сопротивление переменам. Проектированию технических сторон телездравоохранения

должно предшествовать обновление процессов на основе ясно сформулированных приоритетов политики здравоохранения: ведь трудно ожидать, что технология сама по себе приведет к желаемым результатам. К управлению изменениями должны в полной мере

привлекаться все заинтересованные участники. Обязательным требованием должно быть самое пристальное внимание вопросам этики; можно и нужно значительно улучшить удобство использования и функциональную совместимость современных информационно-коммуникационных систем.

Стремление к большей интегрированности помощи само по себе не ново, но совсем недавно возникли новые возможности полноценной ее реализации. В частности, большой вклад в достижение этой цели может внести разумное применение передовой информационно- коммуникационной технологии.

Телездравоохранение, или оказание помощи на расстоянии, вне всякого сомнения, станет одной из ключевых составляющих в будущей информационно-коммуникационной инфраструктуре, необходимой для организации интегрированной помощи. Лица, формирующие политику, уже сейчас возлагают на него большие надежды, рассматривая его как

возможный способ решения обостряющихся проблем кадров. Для того, чтобы обеспечить интегрированность помощи, необходимо включить обособленные сегодня прикладные задачи, решаемые с помощью телездравоохранения, в более комплексные стратегии электронного здравоохранения, в которых были бы предусмотрены полная координация

протоколов ведения больных и процессов оказания услуг и безопасный обмен данными о пациентах.

Несмотря на то, что пока в Европе и в других регионах имеется мало примеров применения телездравоохранения в порядке повседневной практики (в противоположность огромному объему исследований в этой области), формируется база все более убедительных фактических данных, свидетельствующих о том, что телездравоохранение можно успешно

использовать для того, чтобы помочь обеспечить более высокое качество интегрированной помощи, в частности, тем, кто страдает продолжительными хроническими заболеваниями.

Формирование и использование фактических данных, подтверждающих выгоды и эффективность телездравоохранения с точки зрения соотношения затрат и результатов

Для того, чтобы аргументировано обосновывать необходимость инвестиций в прикладные системы телездравоохранения как одного из аспектов информационно-коммуникационной инфраструктуры, необходимо более грамотно использовать существующие фактические данные, чтобы с их помощью показывать не только то, что телездравоохранение дает эффект вообще, но и где именно – в каких организационных условиях – оно будет давать эффект.              

Требуют внимательного изучения и обобщения фактические данные, полученные

в ходе осуществления крупномасштабных опытных программ и взятые из опыта уже имеющихся примеров внедрения телездравоохранения в повседневную практику оказания помощи, причем особое внимание следует обращать не только на клинические аспекты, но и на показатели, касающиеся успешного применения при оказании обычной помощи:

управление изменениями, кадровые ресурсы, обеспечение согласованности на стыках между отдельными организационными элементами, требования в отношении финансирования, интегрирование технологий и этические нормы повседневной практики.

При дальнейшей оценке эффективности телездравоохранения особенно важно рассматривать социально-экономические аспекты его внедрения в комплексе: нужно учитывать дополнительные затраты на обеспечение кадровых ресурсов и создание необходимой инфраструктуры для систем медико-санитарной, а также социальной помощи и для других служб.

 

Контекст с точки зрения политики здравоохранения и использование телездравоохранения в настоящее время

В качестве решения, призванного облегчить ту значительную нагрузку, которая ложится на системы медико-санитарной помощи в Европе, часто предлагается телездравоохранение – использование прикладных систем информационно-коммуникационной технологии для предоставления услуг медико-санитарной помощи и долгосрочного ухода на расстоянии.

Лица, формирующие политику, постоянно стоят перед проблемой нехватки кадров и финансовых средств, требующихся для удовлетворения спроса на услуги, а также перед необходимостью выбирать приоритеты в рамках ограниченных бюджетов.

Прежде, чем рассматривать более конкретно роль телездравоохранения, представляется необходимым оценить основные факторы формирования спроса на услуги медико-санитарной и социальной помощи и определить место данной области применения информационно-коммуникационной технологии в рамках более широкой концепции электронного здравоохранения, поскольку от этого в решающей степени будут зависеть возможные пути определения приоритетности и внедрения телездравоохранения во всей Европе.

 

Основные факторы, формирующие спрос на услуги здравоохранения

Одним из главных факторов, обусловливающих необходимость перемен в системе здравоохранения, являются демографические изменения.

В результате прогресса, достигнутого в медицине и технологиях оказания медико-санитарной помощи, улучшения среды, в которой живут люди (улучшение гигиены, доступа к питанию, жилищных условий и условий работы), а также снижения рождаемости во многих европейских странах происходит рост среднего возраста населения и увеличение доли лиц пожилого возраста. Только в 25 странах-членах ЕС доля лиц в возрасте

65 лет и старше, согласно прогнозам, должна увеличиться с 17% в 2007 г. до 21% к 2020 г. и до 28% к 2040 году Имеющиеся сегодня прогнозы также показывают, что в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) расходы только на долгосрочный уход должны возрасти с нынешнего уровня немногим больше 1% валового

внутреннего продукта (ВВП) до 2–4% ВВП к 2050 г. Изменения в структуре семьи также могут привести к тому, что в будущем предложение неформальных услуг по уходу станет более ограниченным. Например,в Италии в период с 1970 по 2000 г. доля одиноких женщин удвоилась и составляет 40%. Такие изменения не ограничиваются одной Южной Европой: аналогичное повышение отмечается в Соединенном Королевстве (с 34% до 48%) и в Нидерландах (с 28% до 41%)

Наряду со старением населения в странах с высоким уровнем доходов происходит изменение в бремени болезни: наблюдается смещение отинфекционных заболеваний и острых, угрожающих жизни состояний к ситуации, при которой системы медико-санитарной помощи вынуждены бороться с целым спектром хронических болезней. Некоторые из этих

болезней могут быть связаны со старением населения (прежде всего деменция и некоторые виды рака), в то время как другие состояния отражают изменения в нашем образе жизни (такие как рост уровней ожирения и распространенности малоподвижного образа жизни) – например, диабет и сердечно-сосудистые заболевания – и все больше

распространяются также и среди населения более молодого возраста . Несмотря на все представления об обратном, ни старение населения, ни рост заболеваемости некоторыми хроническими болезнями не являются главным фактором повышения расходов. Хотя расходы на долгосрочный социальный уход по мере старения населения, несомненно,

растут, остается непреложным тот факт, что основная часть расходов на медико-санитарную помощь для любого отдельно взятого человека приходится на последний год жизни, независимо от возраста этого человека. В основном быстрый рост расходов происходит вследствие повышения доходов на душу населения, появления перспективных, но дорогостоящих новых медицинских технологий, дефицита кадров, который

может приводить к росту затрат на единицу услуг здравоохранения, и неравномерности распределения рыночной власти в сфере услуг медико-санитарной помощи (от чего в большой степени выигрывает аспект предложения в этой сфере, а не аспект спроса).

Возросли также и наши ожидания в отношении тех медико-санитарных и социальных услуг, которые мы получаем. Более образованные и информированные с помощью СМИ категории населения уже не являются индивидуальными пассивными получателями медико-

санитарных услуг. Они все больше выступают в качестве потребителей, требующих быстро предоставляемых высококачественных услуг, полностью соответствующих их специфическим потребностям. Одновременное действие всех этих факторов ведет к тому, что быстро возрастает объективная потребность в изменении способов предоставления

Информация о работе Информационные технологии в здравоохранении