Информационные технологии в здравоохранении

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Компьютер все больше используется в области здравоохранения, что бывает очень удобным, а порой просто необходимым. Благодаря этому медицина, в том числе и нетрадиционная, приобретает сегодня совершенно новые черты. Во многих медицинских исследованиях просто не возможно обойтись без компьютера и специального программного обеспечения к нему. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в медицинской теории и практике, связанными с внесением корректив к подготовке медицинских работников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..….3
Информационные технологии…………………………………………………………..…….4
Медицинская информационная система……………………………………………….…….4
Классификация медицинских информационных систем………………………….…4
Медицинские приборно-компьютерные системы………………………………...….5
Медицинская диагностика……………………………………………………..………6
Системы для проведения мониторинга……………………………………………….7
Системы управления лечебным процессом…………………………………………..7
Пути развития медицинских информационных технологий………………………….…….8
Телездравоохранение………………………………………………………………….……….8
Каким образом телездравоохранение может помочь в предоставлении интегрированной помощи?......................................................................................................................................9
Контекст с точки зрения политики здравоохранения и использование телездравоохранения в настоящее время………………………………………………………………..11
Телездравоохранение в более широком контексте электронного здравоохранения и интегрированной помощи………………………………………………………………….…13
Использование телездравоохранения в настоящее время…………………….…….16
Преимущества и эффективность телездравоохранения…………………………….18
Доказательная база………………………………………………………….…18
Основные недостатки доказательной базы……………………………..……20
Получение и использование фактических данных о выгодах и соотношении затрат и эффективности прикладных систем телездравоохранения…………………...…..21
Анализ систем руководства на высшем уровне и институциональных
структур, призванных облегчать внедрение рациональных решений
на основе телездравоохранения………………………………………………………….….24
Мероприятия в РФ, направленные на развитие информационных технологий в здравоохранении..31
Заключение………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.doc

— 369.50 Кб (Скачать)

 

Вот почему следует планировать экспериментальные проекты, предполагающие оценку эффективности, и всерьез подумать об интегрировании прикладных систем телездравоохранения в систему помощи. Как мы заметили, информации об экономических доводах в пользу инвестиций в такие прикладные системы имеется гораздо меньше. А к количественным оценкам затрат и потенциальных выгод, основанным на экстраполяции результатов проектов и испытаний, следует относиться с большой осторожностью. Поэтому одна из ключевых задач – добиваться дальнейшего укрепления доказательной базы с точки зрения данных как о выгодах, так и эффективности в обычных условиях оказания помощи.

 

Основные недостатки доказательной базы.

Как было отмечено, проводимые в настоящее время исследования значительно отличаются друг от друга по качеству организации, сложности вмешательств, охватываемому контингенту и распределению ответственности за инициирование организационно- административных изменений и интегрирование услуг. Многие из них ограничены по продолжительности, часто менее одного года, и обычно касаются опыта очень небольшого числа людей. Присущие многим вмешательствам атмосфера новаторства и участие пациентов, имеющих высокую степень мотивации, означают, что не было сделано никаких попыток

"замаскировать", кто из участников пользуется такими вмешательствами, или объяснить другие факторы, затрудняющие интерпретацию наблюдений. В обзорах литературы выявлено лишь сравнительно небольшое число хорошо организованных рандомизированных

исследований в контролируемых условиях.

Этот недостаток доказательной базы затрудняет ответ на вопрос о том, какие формы и методы реализации могут быть успешными в условиях обычной практики в разных контекстах и обстоятельствах, существующих в Европе. На результаты внедрения прикладных систем телездравоохранения в основное русло практики предоставления помощи влияет множество факторов, поэтому можно ожидать существенных различий между странами. Для того, чтобы лучше понять эти факторы, необходимо провести тщательную оценку эффективности технических решений на основе телездравоохранения в условиях повседневной практики; это было бы сродни так называемым натурным оценкам эффективности лекарственных препаратов и технологий медико-санитарной помощи, которые проводятся сегодня в целом ряде стран. При проведении таких оценок нужно обращать внимание на влияние дополнительных инвестиций в услуги телездравоохранения на системы медицинской и социальной помощи во всех подробностях, и нельзя полагаться только на схемы количественных исследований, таких как рандомизированные испытания в контролируемых условиях. Также должна собираться и анализироваться информация о качественных показателях, например, о влиянии опыта пациента/попечителя. Эти оценки также необходимо усиливать их нацеливанием на выявление таких фактических данных,

"которые способны убедить разных заинтересованных лиц из самых разных профессиональных областей и разных семейных и организационных контекстов".

Далее, при проведении экономического анализа важно также применять широкий подход с позиции всего государственного сектора. Во многих странах Европы преобладают раздельные схемы финансирования и бюджетных ассигнований на оказание медико-санитарной и социальной помощи. Может оказаться так, что за инвестирование средств в создание источников телездравоохранения с целью обеспечения преемственности

помощи между системами здравоохранения и социальной помощи отвечает один сектор, например, сектор здравоохранения, а основные выгоды и экономия издержек могут проявляться в секторе социальной помощи. Поэтому важно оценивать как суммарные издержки и выгоды решений на основе телездравоохранения, так и их воздействие на различных держателей бюджета в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе .

Помимо этого, дальнейшему укреплению этой доказательной базы могут послужить исследования, в которых применяется метод, известный как динамическое моделирование воздействий. Если не подходить к анализу с точки зрения более долгосрочной перспективы, это может привести к тому, что останутся не принятыми во внимание важные системные факторы, способные действовать как препятствия на пути к полной реализации желательных воздействий. Показателен в этом отношении пример Англии, где преимущества и выгоды телездравоохранения с точки зрения содействия снижению потребности в стационарной помощи труднее разглядеть в краткосрочном плане из-за того, что реформа в других аспектах системы идет с задержками .

Какие стратегические подходы могли бы помочь более широкому использованию телездравоохранения в качестве одного из средств поддержки систем интегрированной помощи?

 

Получение и использование фактических данных о выгодах и соотношении затрат и эффективности прикладных систем телездравоохранения

Несмотря на то, что и в Европе, и в других регионах появляются отдельные примеры применения телездравоохранения в порядке обычной практики, включение телездравоохранения в стандартный набор услуг интегрированной помощи в качестве одного из ее составных элементов по-прежнему вызывает трудности. Несмотря на имеющиеся

свидетельства потенциальных выгод, за счет одних только рыночных сил едва ли удастся обеспечить полную реализацию этих выгод в социально- экономическом плане. В данном обзоре мы представляем некоторые возможные варианты стратегических подходов, которые могли бы помочь более широкому использованию телездравоохранения.

Синтез фактических данных, полученных в результате широкомасштабных экспериментальных проектов и реализации в составе основного набора услуг Для того, чтобы аргументировано обосновывать необходимость инвестиций в прикладные системы телездравоохранения, нужно более грамотно использовать существующие фактические данные о том, что именно дает эффект, в каком контексте и во что это обходится . В анализе контекста должна документально отражаться информация об инфраструктуре, правовых/этических аспектах и возможностях для предпринимательства.

Большое значение также имеют качественные, т.е. выраженные в виде словесных оценок, данные о степени удовлетворенности как пользователей услугами, так и профессиональных работников медико-санитарной и социальной помощи. Особенно ценным способом собирания таких данных о целесообразности использования конкретных прикладных

систем может быть проведение систематических обзоров различными методами, в которых ставится задача систематизированным образом выявлять и оценивать эффективность использования телездравоохранения с медицинской, организационной и экономической точек зрения (равно как и другие фактические данные). Подбор и, где это возможно по

мере роста базы фактических данных, статистическое объединение информации из нескольких источников снижает вероятность того, что одно нерепрезентативное исследование приведет к систематической погрешности любого анализа воздействия. Информация из имеющихся обзоров, выполненных с высоким качеством, служит лицам, формирующим политику, оперативным источником фактических данных (или позволяет установить пробелы в данных) относительно любого конкретного применения телездравоохранения, например, для обеспечения дистанционной поддержки людей, страдающих психическими расстройствами.

Для того, чтобы такие сводные данные служили более надежной основой для решений, принимаемых соответствующими заинтересованными сторонами, их можно затем подвергнуть критической оценке сравнением с целым спектром требований, связанных с развертыванием систем, таких, например, как управление изменениями, кадровые ресурсы, обеспечение согласованности на стыках между отдельными организационными структурами, требования в отношении финансирования, интегрирование технологий и этические нормы повседневной практики. Это позволило бы ликвидировать серьезный пробел в сегодняшней базе знаний. Анализ воздействий мог бы быть построен таким образом, чтобы учитывались различающиеся контексты медико-санитарной и социальной помощи

и принималось во внимание то, как может понадобиться адаптировать прикладные системы с учетом этих различий.

Укреплять базу знаний об экономических аргументах в пользу инвестирования в телездравоохранение

Мы отметили, что преобладание неопределенности и неоднозначности в отношении роли, дополнительной пользы и выгод, создаваемых телездравоохранением, до настоящего времени ограничивает интерес со стороны ключевых заинтересованных сторон, особенно поставщиков услуг и финансирующих организаций. Существует острая необходимость иметь более убедительные фактические данные, чем те, что имеются на сегодняшний день, чтобы на их основе могли принимать решения и действовать ключевые заинтересованные стороны. Помочь в усилении аргументации может экономическая оценка.

Оценку социально-экономического воздействия, широко применяемую в секторах здравоохранения и социальной помощи и в госсекторе в целом, можно считать "сравнительным анализом альтернативных образов действия с точки зрения как связанных с ними издержек, так и их последствий". В нем признается, что нехватка ресурсов является

эндемическим свойством всех обществ, и подразумевается, что вложение ресурсов в один конкретный проект неизбежно означает утраченную возможность использовать эти ресурсы для другой цели. Даже в отсутствие данных о долгосрочной экономической эффективности при выполнении экономической оценки можно использовать методы моделирования для того, чтобы оценить долгосрочные издержки и результаты или выгоды и/или определить тот уровень эффективности, которого должна достичь стратегия, чтобы считаться оправданной с точки зрения соотношения затрат и результатов.

Если какое-либо новое вмешательство и дешевле, и более действенно по сравнению с нынешним положением вещей, тогда решение обычно не вызывает сомнений – средства в новое вмешательство нужно вкладывать. Если вмешательство оказывается и более действенным, и более дорогостоящим, тогда лицам, формирующим политику, нужна оценка социально-экономических затрат и выгод, или же они должны выработать ценностное суждение о его целесообразности. На это суждение влияют имеющиеся ресурсы и инфраструктура: технические решения на основе телездравоохранения, которые могут считаться экономически оправданными или приносят чистые суммарные выгоды в одной стране

или в контексте одной (региональной) системы здравоохранения, могут не считаться таковыми в другой стране, где имеются другая инфраструктура другие ресурсы.

Однако утверждения о том, что имеет смысл вкладывать деньги в телездравоохранение для немедленного извлечения денежной выгоды, часто вводят людей в заблуждение. Обстоятельства и возможности, при которых такая выгода становится достижимой, в огромной степени зависят от конкретных условий. В тех случаях, когда выгоды возможны,

они, скорее всего, материализуются на уровне общей системы здравоохранения и социальной помощи, и поэтому может потребоваться внимательно следить за тем, чтобы соблюдался баланс выгод и издержек для всех действующих лиц.

Разумнее подходить к инвестициям в телездравоохранение как к одному из главных средств повышения качества помощи, облегчения доступа к услугам и более рациональной рганизации системы здравоохранения и социальной помощи в целом.

В определенных обстоятельствах могут также проявляться воздействия и на другие системы государственного сектора: так, благодаря телездравоохранению могут снизиться затраты времени у попечителей- родственников, что позволит им заниматься другими видами деятельности, в том числе наниматься на работу. Таким образом, любое решение о вложении средств в телездравоохранение обязательно предполагает учет связанных с предоставлением услуг затрат на кадровые ресурсы и инфраструктуру, а также потенциальных медико-санитарных и социально-экономических последствий для секторов здравоохранения, социальной помощи и других, смотря по ситуации.

Например, помогает ли потенциальное повышение качества жизни, справедливости в отношении доступа или оперативности в оказании услуг в результате уменьшения или отсрочки потребности в потреблении будущих ресурсов медицинской/социальной помощи и в результате снижения внешних издержек для экономик, например, расхода времени,

отнимаемого от выполнения обычных функций, оправдать инвестиции в новые прикладные системы телездравоохранения? Какие еще могут быть реализованы выгоды, не связанные со здоровьем (например, меньше изоляции для тех, кто включен в сети услуг, оказываемых посредством информационно-коммуникационной технологии)?

Не все результаты и воздействия могут быть положительными: необходимо также самым тщательным образом определять, не будет ли каких-либо неблагоприятных

последствий в результате вложения средств в телездравоохранение.

 

 

Анализ систем руководства на высшем уровне и институциональных

структур, призванных облегчать внедрение рациональных решений

на основе телездравоохранения

На успех реализации решений на основе телездравоохранения будут также влиять системы руководства на высшем уровне и институциональные структуры. Под руководством на высшем уровне подразумеваются правила, процессы и поведение, которые влияют на способ осуществления властных полномочий. Логика и потенциальные выгоды прикладных систем телездравоохранения основаны на комплексных подходах к выявлению и удовлетворению четко определенных потребностей; хорошее профессиональное управление на высшем уровне – ключевой фактор успеха.

Мы отметили, что барьеры бюджетного и организационного характера, существующие между службами здравоохранения, социальной помощи, да и остальными службами, например, жилищно-коммунальными, могут затруднять устойчивое осуществление мер телездравоохранения как составной части основного пакета услуг. Кроме того, если взять, в частности, систему здравоохранения, важным ограничивающим фактором в реализации выгод от телездравоохранения является отсутствие структур и процессов, необходимых для обеспечения преемственности и интегрирования помощи, оказываемой разными заинтересованными субъектами, действующими на разных уровнях.

Руководство общественным здравоохранением, первичной, вторичной и долгосрочной помощью может осуществляться по разным административным схемам.

В таких условиях в рамках повседневной практики трудно реализовать принцип многопрофильности в ведении пациентов в интересах полноценного планирования их потребностей, а также обеспечить комплексность и координацию услуг (при поддержке технических решений на основе информационно-коммуникационной технологии). Поэтому

в любой стратегической программе действий в этой области одним из первых пунктов должно быть создание адекватной системы руководства на высшем уровне и улучшение взаимодействия и сотрудничества.

Информация о работе Информационные технологии в здравоохранении