Информационные технологии в здравоохранении

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Компьютер все больше используется в области здравоохранения, что бывает очень удобным, а порой просто необходимым. Благодаря этому медицина, в том числе и нетрадиционная, приобретает сегодня совершенно новые черты. Во многих медицинских исследованиях просто не возможно обойтись без компьютера и специального программного обеспечения к нему. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в медицинской теории и практике, связанными с внесением корректив к подготовке медицинских работников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..….3
Информационные технологии…………………………………………………………..…….4
Медицинская информационная система……………………………………………….…….4
Классификация медицинских информационных систем………………………….…4
Медицинские приборно-компьютерные системы………………………………...….5
Медицинская диагностика……………………………………………………..………6
Системы для проведения мониторинга……………………………………………….7
Системы управления лечебным процессом…………………………………………..7
Пути развития медицинских информационных технологий………………………….…….8
Телездравоохранение………………………………………………………………….……….8
Каким образом телездравоохранение может помочь в предоставлении интегрированной помощи?......................................................................................................................................9
Контекст с точки зрения политики здравоохранения и использование телездравоохранения в настоящее время………………………………………………………………..11
Телездравоохранение в более широком контексте электронного здравоохранения и интегрированной помощи………………………………………………………………….…13
Использование телездравоохранения в настоящее время…………………….…….16
Преимущества и эффективность телездравоохранения…………………………….18
Доказательная база………………………………………………………….…18
Основные недостатки доказательной базы……………………………..……20
Получение и использование фактических данных о выгодах и соотношении затрат и эффективности прикладных систем телездравоохранения…………………...…..21
Анализ систем руководства на высшем уровне и институциональных
структур, призванных облегчать внедрение рациональных решений
на основе телездравоохранения………………………………………………………….….24
Мероприятия в РФ, направленные на развитие информационных технологий в здравоохранении..31
Заключение………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.doc

— 369.50 Кб (Скачать)

медико-санитарной помощи. Необходимо строить работу по-новому и внедрять новую модель предоставления услуг с тем, чтобы можно было:

• реализовывать все более сложные процессы медико-санитарной помощи и удовлетворять вытекающую из этого потребность в стандартизации протоколов ведения больных и в радикальном повышении производительности труда, чтобы сдерживать растущие издержки;

• создать возможность как для активизации пациентов (ибо активность пациентов – это неиспользуемый ресурс), так и для наделения их более широкими правами участия в решении вопросов медико- санитарной и социальной помощи.

Это свидетельствует о насущной необходимости предоставлять помощь там, где в ней более всего нуждаются, по возможности отдавая предпочтение услугам на дому или в общине. Это также указывает на необходимость улучшения координации, работы на принципах

партнерства и интегрирования при оказании услуг в области укрепления здоровья, общественного здравоохранения и социальной помощи.

Многое из того, что содержится в предлагаемом анализе, не открывает ничего нового в понимании проблемы. Однако произошлифундаментальные изменения в контексте. Впервые способность облегчать выполнение поставленных задач и создавать новые возможности, которой обладает передовая информационно-коммуникационная технология,

фактически позволяет нам положительно отвечать на эти требования.

Прикладные системы информационно-коммуникационной технологии, или электронное здравоохранение, могут позволить безопасно обмениваться для совместного пользования данными о пациентах, координировать протоколы ведения больных и процессы предоставления услуг, вырабатывать знания на основе структурированных данных и включать получаемые результаты в развивающийся стандарт оказания помощи, совместно предоставляемой нашими медицинскими и социальными службами.

 

Телездравоохранение в более широком контексте электронного здравоохранения и интегрированной помощи

Телездравоохранение можно трактовать как одну из специфических областей более всеобъемлющей концепции электронного здравоохранения. Электронное здравоохранение охватывает все случаи применения прикладных систем информационнокоммуникационной технологии в целях поддержки и объединения процессов оказания медицинских

услуг и действующих лиц в системе здравоохранения как на месте, так и на расстоянии. Спектр таких прикладных систем широк – от схем организации инфраструктуры, таких как региональные сети здравоохранения, системы электронных карт больного и электронное назначение лечения, до специализированных прикладных систем, таких как телерентгенология. Решающее воздействие на то, какая степень приоритетности может быть придана прикладным системам телездравоохранения и как они могут реализовываться в данном контексте страны или региона, оказывают всеобъемлющие приоритеты систем здравоохранения и соответствующие им стратегии электронногоздравоохранения. В данном разделе кратко рассматривается роль электронного здравоохранения в поддержке создания интегрированных моделей помощи.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила здоровье не только как отсутствие болезней и физических дефектов, но и как состояние полного физического, душевного и социального благополучия .

Медико-санитарную помощь следует понимать не как оказываемую время от времени помощь при острых состояниях, когда налицо очевидные проявления болезни или травмы, а как более непрерывную и целостную услугу, предоставляемую и в ответ на очевидную потребность, и в целях предотвращения непредвиденных острых реакций организма и фаз

дорогостоящего лечения. Особенно в тех случаях, когда речь идет о ведении хронических заболеваний и удовлетворении долгосрочных потребностей в уходе, необходимо преодолевать недостатки современных моделей предоставления помощи, которым часто присуще наличие "железобетонных" организационно-бюджетных блоков отдельно для укрепления здоровья и общественного здравоохранения, отдельно для оказания медико-санитарной помощи при острых состояниях, отдельно для оказания помощи при продолжительных заболеваниях и отдельно для услуг социальной помощи, и соединять обеспечивающие их структуры, процессы и системы в одно целое.

Именно такую новую модель предоставления услуг и призвана реализовать интегрированная помощь. Она представляет собой организационный принцип, охватывающий непрерывность и преемственность помощи, совместную ответственность за оказание помощи и отсутствие задержек и сбоев между различными фазами помощи. При интегрированной помощи специалисты из разных организаций работают вместе, одной бригадой в интересах достижения общей цели, имея общие ресурсы, для того, чтобы посредством интегрированного процесса оказания услуг удовлетворить все потребности данного человека в помощи. Для этого нужны высокое качество рабочих отношений сотрудничества, полная ясность и общность целей и планов оказания помощи, частое общение между членами бригады, ясное понимание и уважение индивидуальных ролей и профессиональных умений членов бригады, прозрачная структура материального стимулирования и гибкость практикующих специалистов в широком смысле. Благодаря тому, что при интегрированной помощи устраняются ненужные границы между уставными целями и ресурсами организаций, создается возможность:

• предлагать услуги, полностью соответствующие потребностям, при оказании которых в центре внимания находится конкретный человек;

• извлечь выгоду из взаимозависимости между результатами медико- санитарной и социальной помощи;

• облегчить непрерывность и преемственность помощи для широкого круга уязвимых групп населения;

• добиться общей эффективности за счет улучшения координации помощи.

Это в свою очередь требует организации вспомогательной инфраструктуры, например, ведения электронных историй болезни, доступных для совместного использования всеми участниками процесса.

И вообще становится все труднее представить себе интеграционные инициативы без развитой подсистемы управления информацией об оказываемой помощи и информационно-коммуникационного компонента технического решения . На практике движущей силой в механизмах интеграции услуг средствами электронного здравоохранения выступают события, ориентированные на интересы пациентов, или инициативы, идущие сверху вниз, от органа, финансирующего или поручающего оказание услуг, например, центрального правительства или местного органа власти. Пример

первого можно увидеть в Дании, где центральным правительством, местными органами самоуправления и частными компаниями, связанными с датским сектором здравоохранения, было создано кооперативное предприятие "МедКом", в задачу которого входит преодоление проблем связи и общения между больницами, врачами первичного звена,

службами социальной помощи и другими поставщиками медицинских услуг путем использования системы отправки сообщений.

Примером второго является автономная коммуна Андалузия в Испании, где функционирует система ведения электронных историй болезни и электронного назначения лечения Diraya . Эти два примера свидетельствуют о том, что уже достигнут определенный

прогресс в создании нового поколения информационных систем интегрированной помощи, обладающих способностью в более отдаленной перспективе совершить революцию в применении информационно- коммуникационной технологии в сфере оказания медицинской и социальной помощи.

Одновременно проводятся многочисленные эксперименты, в которых применяются технические решения на основе телездравоохранения. Это указывает на необходимость обеспечить более полную интеграцию подобных решений в рамках более широкой стратегической перспективы здравоохранения и всеобъемлющей стратегии электронного здравоохранения. Вполне вероятно, что только после этого сможет полностью раскрыться потенциал телездравоохранения.

 

1. Информационно-коммуникационное обеспечение более полной интеграции услуг медико-санитарной помощи: единая система ведения электронных историй болезни (Diraya) в Андалузии иллюстрирует подход по принципу сверху вниз

Система обеспечивает преемственность помощи в регионе с населением свыше восьми

миллионов человек. Она состоит из единой региональной системы ведения электронных

историй болезни, которой могут пользоваться все поставщики медико-санитарной помощи, в том числе аптеки и больницы. Эта важнейшая инициатива, которая ведет свое начало с 1999 года, позволила централизованно вести свыше 1000 баз данных, детализировать однотипные данные и организовывать их структуры.

В этой системе историй болезни собрана информация о здоровье каждого человека, полученная от первичного звена медико-санитарной помощи, аптек, специализированных отделений амбулаторной помощи и стационарных отделений неотложной помощи. Доступ к ней могут иметь медицинские работники, имеющие допуск, по мере необходимости,

в любое время и в любом месте на территории Андалузии, в котором данному лицу

может потребоваться медико-санитарная помощь.

Системой пользуются 94% всех специалистов первичного звена медико-санитарной помощи, к ней прибегают в 75% несчастных случаев и эпизодов неотложной помощи. Благодаря этой системе было на 15% снижено число обращений к врачам первичного звена больных, получающих электронный рецепт в связи с эпизодом обращения за помощью или по поводу хронического заболевания, который может быть выписан несколько раз в течение двенадцати месяцев. На 10% было уменьшено число случаев неявки на амбулаторный прием и на столько же сократились издержки благодаря использованию единой

централизованной базы данных вместо нескольких местных баз данных .

 

2. . Информационно-коммуникационное обеспечение более полной интеграции стационаров, служб первичной медико-санитарной помощи и социальной помощи в Дании: подход по принципу снизу вверх.

При поступлении в стационар любого пациента автоматически инициируется сообщение

с уведомлением в соответствующий местный орган самоуправления и местную службу

медицинской помощи на дому. При выписке пациента в службу медицинской помощи

на дому автоматически направляется еще одно сообщение с тем, чтобы после выписки

могло быть возобновлено предоставление всех необходимых услуг. Ведущий данного

больного врач первичного звена получает по электронной почте письмо с сообщением

о выписке больного, и это позволяет врачу координировать медико-санитарные и социальные услуги и составить обновленный план лечения или реабилитации.

Такая организация помощи благотворно сказалась на производительности системы,

составляющей теперь примерно один человеко-день на каждого выписанного из стационара больного .

Как услуги телездравоохранения могут помочь в предоставлении

интегрированной помощи?

Услуги телездравоохранения способны помочь системам здравоохранения более оперативно удовлетворять растущий спрос, создаваемый такими факторами, как старение населения, потребность в ведении хронических болезней и постоянно возрастающие ожидания потребителей. Потенциал телездравоохранения получает все более широкое признание в политике здравоохранения в Европе .

Однако на сегодняшний день услуги телездравоохранения чаще всего используются для выполнения разрозненных задач и не воспринимаются как часть решения общей проблемы улучшения интегрированности помощи . Они используются для поддержания взаимоотношений и развития диалога между различными поставщиками медицинской

или социальной помощи, а в последнее время и между этой группой и гражданами. Чаще всего, однако, подобные вмешательства используются для поддержания взаимоотношений между поставщиками медицинских или социальных услуг и конкретными клиентами

В число вмешательств входят персональные системы здравоохранения, обеспечивающие предоставление постоянных индивидуализированных услуг здравоохранения с контролем качества отдельным лицам, независимо от их местонахождения .

. Пример сети телездравоохранения, соединяющей пациентов и поставщиков услуг в Ломбардии (Италия)

"Сеть дистанционной обработки и передачи медицинских данных" в итальянской области Ломбардия предоставляет специализированные услуги высокого качества в области телекардиологии больным, страдающим сложными заболеваниями, такими как хроническая болезнь сердца, ожидающим операции по пересадке сердца или других видов операции на сердце, а также больным, нуждающимся в многопрофильном ведении ухода на дому. Данные электрокардиограмм больных передаются в центр обработки звонков, и там за ними наблюдают медицинские сестры, которые могут передавать эти данные бригаде кардиологов по всей Ломбардии. Работа сети позволила повысить качество кардиологических услуг и способствовала более рациональному использованию ресурсов за счет того, что врачи первичного звена могут быстрее получать альтернативные мнения и интегрировать их в свои решения, а больницы могут применять услуги дистанционной сестринской помощи на дому и центра обработки звонков. Выгоды для больных и ухаживающих за ними лиц проявляются в снижении на 35% поступления больных в стационар, в уменьшении на 12% числа обращений амбулаторных больных за стационарной помощью, которая им больше

не нужна, в сокращении на 15 дней времени ожидания начала или изменения лечения

для 14% больных и в уменьшении времени на проезд и расходов наличных средств

для больных и их родственников-попечителей .

 

Обычные прикладные задачи включают услуги по телефону, использование домашних приборов телемониторинга, проведение телеконсультаций и предоставление услуг по мобильным телефонам, в том числе посылка текстовых сообщений с напоминаниями о приеме у врача и предупреждениями о приеме лекарственных средств. Также в перечень услуг входят системы дистанционного ухода, поддерживающие потоки срочной информации из дома, в которых автономно обнаруживается потребность в дополнительном вмешательстве. При таких функциональных возможностях телездравоохранения, в частности, благодаря его способности облегчать расширение предоставления медико- санитарной помощи и долгосрочного ухода за пределы стационара и на дому (телездравоохранение и дистанционный уход на дому) оно может стать неотъемлемой частью будущих информационных систем интегрированной помощи. Теперь мы рассмотрим существующую сегодня базу фактических данных о выгодах и эффективности телездравоохранения, покажем примеры практического опыта, а затем предложим разные варианты политики, которые можно было бы применить для того, чтобы облегчить более широкое внедрение телездравоохранения для поддержки интегрированной помощи во всех странах Европы.

Информация о работе Информационные технологии в здравоохранении