Экономическая основа местного самоуправления Российской Федерации

Автор: z**************@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление - это основной базовый, самый наглядный для

населения элемент власти в стране. Это самый близкий к людям, самый низкий,

но, вместе с тем, самый близкий к людям уровень власти. Но при этом это -

основа власти.

Содержание

Введение…………………………………………………………….. 3

Глава 1. Экономическая основа местного самоуправления Российской

Федерации

§1. Понятие и состав муниципальной собственности. Ее разграничение

между субъектами по законодательству Российской

Федерации……………………………………………………………………6

§2. Формирование муниципальной собственности……………….12

§3. Управление муниципальной собственностью…………………22

§4. Приватизация муниципальной собственности……………...…27

§5 Защита прав муниципальной собственности………………..…33

Глава 2. Экономическая основа местного самоуправления города Москвы

§1 Местное самоуправление в городе Москве……..………..…….35

§2 Состав муниципальной собственности…………………………36

§3 Принципы разграничения собственности………………………37

§4 Управление объектами муниципальной собственности………38

§5 Муниципальная собственность на землю………………………44

§6 Способы приватизация муниципальной собственности………45

Заключение………………………………………………………..…54

Список использованных нормативных актов и литературы...……60

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 102.33 Кб (Скачать)

услуг и содержанию мест захоронения, по  утилизации  и  переработке  мусора;

ценные бумаги (Московская область); пакеты акций  в  хозяйственных  обществах

(Иркутская,   Пермская   области);   объекты    инженерной    инфраструктуры

(Республика   Дагестан,   Псковская,   Костромская   области);    имущество,

приобретенное в результате предпринимательской  деятельности предприятиями  и

организациями,    входящими    в    состав    муниципальной    собственности

(Белгородская,  Вологодская,  Псковская  области).  Более  детально   состав

муниципальной    собственности    определен    в    уставах    муниципальных

образований[8]. 

   1.2  Разграничение  собственности

   Процесс  формирования муниципальной собственности  во  многом  зависит  от

решения проблемы разграничения собственности  между  Российской  Федерацией,

субъектами РФ  и муниципальными образованиями.

   Разграничение  собственности на государственную  и  муниципальную  до  сих

пор вызывает много  проблем. Объясняется это, прежде всего, единым  публично-

правовым статусом субъектов государственной и  муниципальной  собственности:

наличием  у  них   особых   властных   полномочий,   позволяющих   принимать

нормативные   акты,    которые    регламентируют    порядок    осуществления

принадлежащего  им права собственности, а  также  осуществлением  своих  прав

собственности в публичных (общественных)  интересах  и  отсутствием  должной

нормативной базы, регулирующей данные отношения.

   Кроме  того, право государственной собственности   и  право  муниципальной

собственности характеризуются множественностью субъектов. В  роли  субъектов

государственной собственности выступают Российская Федерация в  целом  и  ее

субъекты - республики, края, области и т.д., но  не  их  органы  власти  или

управления, как  указано в пункте 3  статьи  214  Гражданского  кодекса  РФ).

Последние  выступают  в  имущественном  обороте  от  имени  государственного

образования и  согласно своей  компетенции  лишь  осуществляют  те  или  иные

правомочия   публичного   собственника.   Субъектами   права   муниципальной

собственности   являются   городские   и   сельские   поселения   и   другие

муниципальные образования  в  целом.  От  их  имени  в  гражданском  обороте

правомочия могут  осуществлять те или иные органы  в  соответствии  со  своей

компетенцией (статья 125 Гражданского кодекса РФ).

      Порядок  формирования  муниципальной   собственности  был  определен   в

постановлении  Верховного  Совета  Российской  Федерации  «О   разграничении

государственной  собственности  в  Российской   Федерации   на   федеральную

собственность, государственную собственность  республик в составе  Российской

Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов,  городов

Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»[9]. В  соответствии

с  приложением  №3  к  названному  постановлению  в   состав   муниципальной

собственности  подлежали  передаче  объекты  государства,  расположенные  на

территории городских  и районных Советов (жилищный и нежилой  фонды,  жилищно-

эксплуатационные  и  ремонтно-строительные  предприятия,  объекты  инженерной

инфраструктуры  и т.д.). Это была первая попытка  разграничить  собственность

муниципалитетов и собственности РФ и ее субъектов.  В  состав  муниципальной

собственности  также  передавались  объекты,  находившиеся  в  собственности

субъектов   Российской   Федерации    и    расположенные    на    территории

соответствующих городов. К ним относились  предприятия  розничной  торговли,

общественного  питания  и  бытового  обслуживания  населения;  учреждения  и

объекты здравоохранения, народного образования, культуры и  спорта;  оптово-

складские мощности. Помимо этого в муниципальную  собственность  должны  были

быть переданы  предприятия  розничной   торговли,  общественного  питания  и

бытового обслуживания, находившиеся в ведении министерств  и ведомств.

      Постановлением ВС РФ от 27 декабря  1991 года предусмотрена возможность

передачи объектов, находящихся в государственной  собственности  республик  в

составе  Российской  Федерации,   краев,   областей,   автономной   области,

автономных округов,  городов  Москвы  и  Санкт-Петербурга,  в  муниципальную

собственность   в   порядке,   устанавливаемом   Правительством   Российской

Федерации. Такой  порядок установлен Положением об  определении  пообъектного

состава  федеральной,  государственной  и  муниципальнойсобственности   и

порядке   оформления   прав   собственности,   утвержденным    распоряжением

Президента Российской Федерации[10]. В соответствии с  названным  Положением

Совет народных депутатов города утверждает перечни  объектов, передаваемых  в

муниципальную  собственность,   которые   регистрируются   в   комитете   по

управлению имуществом области.  Не  исключенные  из  них  объекты  считаются

переданными в  муниципальную собственность города с момента принятия  решения

Советом народных депутатов области  об  их  передаче  или  по  истечении  2-

месячного срока  с момента регистрации перечня, если соответствующее  решение

не было принято.  Таким  образом,  для  отнесения  объекта  к  муниципальной

собственности требуется  соблюдение  определенного  порядка,  установленного

вышеназванным Положением.

      В  ряде  субъектов   Российской   Федерации   вопросы,   связанные   с

формированием законодательной базы  о муниципальной  собственности,  решены.

В них приняты  специальные законы  о  муниципальной  собственности.  Так,  в

Красноярском  крае  принят  Закон  от  26  сентября  1996  года  «О  порядке

безвозмездной передачи объектов  краевой  государственной  собственности   в

муниципальную   и   приема    муниципальной    собственности    в    краевую

государственную». В Московской области  принят  Закон  «Об  общих  принципах

формирования,  управления  и   распоряжения   муниципальной   собственностью

Московской области»[11].

      Различия  муниципальной  собственности   и  государственной  в   научной

литературе проводятся по следующим основаниям:

      . по  субъектам.  Субъектом   государственной  собственности   является

        народ РФ и органы государственной  власти, а субъектом муниципальной

        собственности  –  население   муниципального  образования   и  органы

        местного   самоуправления,   не   входящие   в   систему    органов

        государственной власти;

      . по объектам. Объектом  права   государственной  собственности   может

        быть любое имущество,  а   объектом  муниципальной  собственности   –

        любое  имущество,  кроме   того,  что  может  находиться  только   в

        государственной собственности;

      . по  основаниям  приобретения  и  прекращения  права   собственности.

        Некоторые    основания    приобретения    права     государственной

        собственности  не  могут   быть   основаниями   приобретения   права

        муниципальной   собственности   (например,    национализация    или

        международный договор);

      . по содержанию. Права собственника  муниципальной собственности могут

        быть ограничены,  например,  это   относится  к  праву  распоряжения

        (право распоряжения государственными  дотациями, входящими в местный

        бюджет, ограничено государственными  органами). 

    1.3  Субъекты муниципального права

    Осуществление   от  имени  соответствующего  муниципального  образования

собственника  его правомочия в соответствии со своей компетенцией  не  делает

их собственниками соответствующего имущества. Как и  государственные  органы,

органы муниципальных  образований могут выступать  в имущественном  обороте  и

в качестве  самостоятельных  юридических  лиц  -  муниципальных  учреждений,

обладающих  самостоятельным  вещным  правом   оперативного   управления   на

закрепленное  за ними имущество (ст. 296  Гражданского  кодекса  РФ).  Частью

этого имущества -  денежными  средствами  -  они  будут  отвечать  по  своим

обязательствам.    При    осуществлении    ими    правомочий    собственника

муниципального  образования - они получают возможность  в той  или  иной  мере

распоряжаться имуществом этого  собственника,  поступающим,  выбывающим  или

составляющим  его казну, и именно имущество  казны, в первую очередь  средства

соответствующего  бюджета,  составляет  базу  самостоятельной  имущественной

ответственности такого муниципального  (публичного)  собственника  по  своим

долгам.

    В  связи с этим муниципальное  имущество, подобно государственному, также

делится на две  части (ст. 215  п.3  Гражданского  кодекса  РФ).  Одна  часть

закрепляется   за   муниципальными   предприятиями   и    учреждениями    на

самостоятельных, хотя и ограниченных вещных правах хозяйственного ведения  и

оперативного  управления, а другая, нераспределенная часть  составляет  казну

соответствующего  муниципального  образования.  С  точки  зрения   интересов

имущественного  оборота  такое  разделение  муниципального  имущества  имеет

значение,   прежде   всего,   длядля   обоснования   раздельной   имущественной

ответственности муниципального образования и созданных  им  юридических  лиц

по их долгам.[12]

    Признав   гражданскую  правосубъектность  муниципалитетов,   Гражданский

кодекс, однако, позволяет выступать в гражданско-правовых отношениях  только

органам местного самоуправления (п. 2 ст.  125).  Тем  самым  муниципалитеты

как институты  власти практически лишаются гражданской  правоспособности.[13] 

Информация о работе Экономическая основа местного самоуправления Российской Федерации