Экономическая основа местного самоуправления Российской Федерации

Автор: z**************@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление - это основной базовый, самый наглядный для

населения элемент власти в стране. Это самый близкий к людям, самый низкий,

но, вместе с тем, самый близкий к людям уровень власти. Но при этом это -

основа власти.

Содержание

Введение…………………………………………………………….. 3

Глава 1. Экономическая основа местного самоуправления Российской

Федерации

§1. Понятие и состав муниципальной собственности. Ее разграничение

между субъектами по законодательству Российской

Федерации……………………………………………………………………6

§2. Формирование муниципальной собственности……………….12

§3. Управление муниципальной собственностью…………………22

§4. Приватизация муниципальной собственности……………...…27

§5 Защита прав муниципальной собственности………………..…33

Глава 2. Экономическая основа местного самоуправления города Москвы

§1 Местное самоуправление в городе Москве……..………..…….35

§2 Состав муниципальной собственности…………………………36

§3 Принципы разграничения собственности………………………37

§4 Управление объектами муниципальной собственности………38

§5 Муниципальная собственность на землю………………………44

§6 Способы приватизация муниципальной собственности………45

Заключение………………………………………………………..…54

Список использованных нормативных актов и литературы...……60

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 102.33 Кб (Скачать)

      В гражданско-правовых отношениях,  регулируемых  указанной  нормой,  в

качестве их субъектов выступают именно муниципальные  образования,  а  органы

местного самоуправления при  этом  -  их  представителями.  Поэтому  участие

органов местного самоуправления в гражданско-правовых  отношениях  не  может

снижать гражданскую  правосубъектность муниципальных образований.

      Наиболее важны из всех прав, осуществляемых муниципальным образованием

как субъектом  гражданских правоотношений, права  собственника  муниципального

имущества.

      Субъектами  права  муниципальной   собственности   выступают:   органы

местного   самоуправления,   должностные   лица   местного   самоуправления,

население муниципального образования.

      Однако  и  Гражданский  Кодекс  РФ,  и  Федеральный  закон  "Об  общих

принципах организации  местного самоуправления  в  Российской  Федерации"[14]

устанавливают,   что    права    собственника    муниципального    имущества

осуществляются   от   имени   муниципального   образования.   Следовательно,

субъектом права  муниципальной собственности  является  только  муниципальное

образование,  а  не  органы  местного  самоуправления  и  должностные   лица

местного  самоуправления,  действующие  в  соответствии  с  законом,  и   не

юридические  лица  или  граждане,  действующие  по  специальному  поручению,

которые  являются  лишь   представителями   муниципального   образования   в

отношениях по поводу муниципального имущества. Этот вывод подтверждает п.  2

ст. 212  Гражданского  кодекса  РФ,  устанавливающий,  что  имущество  может

находиться в  собственности граждан и юридических  лиц,  а  также  Российской

Федерации, ее субъектов  и муниципальных образований.

      А. Уваров, анализируя  соотношение   прав  пользования  и  распоряжения

муниципальной   собственностью,   принадлежащих   населению   муниципального

образования  и  органам   (должностным   лицам)   местного   самоуправления,

указывает:   "Владение,    пользование    и    распоряжение    муниципальной

собственностью, согласно п. 1 ст. 130 Конституции  РФ  -  это  прежде  всего

право  самого  населения.  Но,  учитывая  высокую  степень   декларативности

данного положения  в сфере его  практического  применения,  уставы  отдельных

муниципальных  образований   закрепляют   передачу   права   пользования   и

распоряжения   муниципальной   собственностью   от   населения   органам   и

должностным лицам  местного  самоуправления.  Хочется  верить,  что  подобные

нормы не могут  трактоваться как абсолютный переход  права  собственности  от

населения  к  другому  владельцу,  так  как,   с   одной   стороны,   власть

муниципальных органов и их должностных лиц  производна  от  власти  местного

населения, и, следовательно, такая передача  права  собственности,  с  точки

зрения гражданского права,  не  приводит  к  изменению  муниципальной  формы

собственности. С другой стороны, появление таких  норм  не  лишает  население

возможности в  любое время реализовать это  право от своего имени  на  местном

референдуме".[15]

      Наделение  населением  муниципального  образования  органов   местного

самоуправления   полномочиями   по   осуществлению    права    муниципальной

собственности  означает  лишь  перераспределение  полномочий  представителей

одного и того же собственника - муниципального образования, но  не  передачу

от него права  собственности какому-либо другому  лицу. 
 

§2. Формирование муниципальной собственности

      2.1 Приобретение права муниципальной  собственности

      Право   муниципальной   собственности    возникает    из    оснований,

предусмотренных  законами  и  иными   правовыми   актами.   Можно   выделить

административные  и  гражданско-правовые  способы.  Административный  порядок

предполагает  волю одной стороны –  государства  и  реализуется  при  издании

акта органа  государственной  власти.   Более  отвечают  интересам  местного

самоуправления  способ перехода прав на  объекты  собственности  гражданско-

правовые договоры  и сделки. Муниципальное образование  вправе  заключать  их

с другимисубъектами гражданских прав. В этом случае учитывается воля  обеих

сторон, что ставит органы  местного  самоуправления  в  равное  положение  с

контрагентом.

      Право муниципальной собственности  может  быть  приобретено   следующими

способами:

    в  результате разграничения государственной  собственности в  РФ  согласно

Постановлению ВС РФ[16] по процедуре передачи,  установленной  распоряжением

Президента РФ от 18.03.92 № 114-рп. Конкретный перечень документов,  который

необходимо представлять муниципальным комитетам по управлению  имуществом  в

ГКИ РФ с целью  передачи объектов федеральной собственности  в  муниципальную,

содержится в  письме ГКИ РФ[17];

     путем   изготовления  (создания)  новой   вещи   (например,   недвижимого

имущества);

    путем  получения поступлений (доходов,  продукции,  плодов)  в  результате

использования уже имеющегося муниципального имущества;

    на  основании договора купли-продажи,  мены, дарения или  иной  сделки  об

отчуждения этого  имущества;

    по  наследству в соответствии с  завещанием или законом;

     по  решению  суда  (например,  в   отношении  бесхозяйного   недвижимого

имущества);

в установленном  порядке (к примеру, как находка  или как клад). 

      2.2 Муниципальное имущество

      Приобретение и отчуждение (в   том  числе  приватизация)  муниципальным

образованием  имущества  и  имущественных  прав  осуществляется  в  порядке,

установленном  органами  местного  самоуправления.  Муниципальное  имущество

подлежит обязательному  учету и пообъектной регистрации в реестре объектов

муниципальной собственности.

      Кроме того, согласно п.1 ст.61 Закона  «Об общих принципах  организации

местного самоуправления в  Российской  федерации»[18]  субъекты  РФ  обязаны

передавать в  собственность муниципальных  образований  объекты,  необходимые

для решения  вопросов местного  значения,  в  соответствии  с  разграничением

полномочий между  субъектами  РФ  и  муниципальными  образованиями,  а  также

между муниципальными образованиями.

      Передача   объектов   (имущества),   относящихся    к    муниципальной

собственности, в государственную собственность  субъектов РФ или  федеральную

собственность  может  осуществляться  только  с  согласия  органов  местного

самоуправления  либо по решению суда.[19]

      Весьма важен вопрос о  передаче  из  государственной  в  муниципальную

собственность нежилых помещений, арендуемых различными организациями, в  том

числе  относящимися  к  муниципальной  собственности.   В   соответствии   с

Приложением  №  3  к  постановлению   Верховного   Совета[20]   к   объектам

муниципальной  собственности  относятся  нежилые  помещения,  находящиеся  в

управлении исполнительных органов местных Советов  (местной  администрации),

в том числе  здания и строения, ранее переданные ими в  ведение  (на  баланс)

другим юридическим  лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые  помещения,

построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на  строительство  объектов

социально-культурного  и бытового назначения.

      Согласно  разъяснению  Высшего   Арбитражного  Суда  РФ   принадлежащие

государственным предприятиям нежилые  помещения  переходят  в  муниципальную

собственность лишь в случае,  если  эти  помещения  ранее  были  переданы  в

ведение указанных  предприятий исполнительными органами местных Советов.

      Разъяснение не может  быть  распространено  на  встроенно-пристроенное

помещения,  построенные  за   счет   5-   и   7-процентных   отчислений   от

централизованных  капитальных вложений на строительство  объектов  социально-

культурного и  бытового назначения. Президиум Высшего  Арбитражного  Суда  РФ

неоднократно  признавал  их  объектами   муниципальной   собственности   вне

зависимости от обстоятельств, указанных выше, полагая, что таков  был  общий

порядок  финансирования  строительства  объектов   социально-культурного   и

бытового назначения.

      Собственники  приватизированного   муниципального   (государственного)

предприятия, а  также  иные  лица,  указанные  в  п.4.5  Основных  положений

государственной  программы  приватизации  государственных  и   муниципальных

предприятий в  Российской  Федерации  после  1  июля  1994  г.,  утв.  Указом

Президента РФ от 22 июля 1994 г.  N  1535,  вправе  выкупить  сданные  им  в

аренду  или  находящиеся  в   фактическом   владении   здания,   сооружения,

помещения, в  том  числе  встроенно-пристроенные,  в  порядке,  установленном

п.4.9 Основных положений, а также п.3  Обзора  практики  разрешения  споров,

связанных с  приватизациейгосударственных и муниципальных предприятий.[21] 

      2.3 Муниципальная собственность  на землю 

      Органы  местного  самоуправления  владеют,  пользуются,  распоряжаются

муниципальными  землями и другими природными ресурсами в  интересах  развития

муниципального   образования   и   социально-экономических   интересов   его

граждан[22].

      В муниципальной собственности  находятся земельные участки:

       которые  признаны  таковыми  федеральными  законами  и   принятыми   в

соответствии  с ними законами субъектов Российской Федерации;

        право  муниципальной   собственности   на   которые   возникло   при

разграничении государственной собственности  на землю;

Информация о работе Экономическая основа местного самоуправления Российской Федерации