1.Введение.........................................................................................................стр.1
2. Понятие массовой
коммуникации. Основные положения
и цели. Методика исследований.................................................................................стр.3
3. Средства массовой
коммуникации и современное общество............................................................................................................стр.7
4. Результаты
воздействия массовых коммуникаций
на индивидуальное и массовое сознание...................................................................................
... стр.9
5. Заключение ................................................................................................стр.15
4. Список исрльзуемой
литературы ........................................................стр.
16
Введение
Социология коммуникаций — отрасль
социологии, занимающаяся исследованием
роли и места коммуникации в обществе,
а также воздействием, которое она оказывает
на сознание и поведение индивидов. Социология
коммуникаций в основном имеет дело с
изучением процессов передачи информации
между социальными группами, а не межличностным
общением, которым преимущественно занимается
психология, поэтому вместо термина «социология
коммуникаций» часто используется термин
«социология массовых коммуникаций».Это
исторически сложившийся и развивающийся
во времени технически опосредованный
процесс создания, хранения, распределения,
распространения, восприятия информации
и обмена его между социальным субъектом
(коммуникатором) и объектом (коммуникантом).
Социальная коммуникация в процессе
своего осуществления решает
три основных взаимосвязанных
задачи:
- интеграцию отдельных индивидов в социальные
группы и общности, а последних- в единую
и целую систему общества;
- внутреннюю дифференциацию общества,
составляющих его групп, общностей,
социальных организаций и институтов;
- отделение и обособление общества
и различных групп, общностей друг от друга
в процессе их общения и взаимодействия,
что приводит к более глубокому осознанию
ими своей специфики, к более эффективному
выполнению присущих им функций.
Понятия
«массовая коммуникация», «массовая
информация» активно вошли в язык в конце
XX столетия. Это связано с осмыслением
социологами особенностей поведения в
рамках специфического вида социальной
общности «масса», «толпа», «публика»,
и с техногенным фактором: появлением
принципиально новых средств передачи
информации. Средства коммуникации
выступают вещественным, материальным
компонентом коммуникативного процесса
и всегда выражают собой способ передачи,
сохранения, производства и распространения
культурных ценностей в обществе. Средства
массовой коммуникации (СМК) — технические
средства (печать, радио, кинематограф,
телевидение, компьютерные сети), с
помощью которых осуществляется распространение
информации (знаний, духовных ценностей,
моральных и правовых норм и т. п.) на
количественно большие рассредоточенные
аудитории.2
Массовая
коммуникация- одно важнейших явлений
совpеменного общества. , котоpое
оказывает непосредственое влияние
на экономику, политику и культуpу,
охватывает междунаpодные, межгpупповые
и межличностные отношения. СМК оказывают
возpастающее воздействие как на матеpиально
- пpоизводственную, так и на социально
- политическую, культуpно-идеологическую
области жизни всего человечества и каждого
отдельного человека.
Цель данной
работы состоит в исследовании
понятия социологии коммуникации на примере
анализа явления массовой коммуникации,
рассмотрения ее основных особенностей.
Понятие массовой
коммуникации. Основные
положения и цели.
Методика исследований.
Массовая
коммуникация - процесс распространения
информации, сведений, духовных ценностей,
моральных и правовых норм и т.п. с помощью
технических средств (пресса, радио, телевидение
и др.) на численно большие, пространственно
рассредоточенные аудитории. Этот феномен
прежде всего характеризуется:
- наличием
технических средств, обеспечивающих
регулярный выход и тиражированностью;
- социальной
значимостью информации, способствующей
повышению мотивированности массовой
коммуникации;
- массовостью
аудитории, которая вследствие
ее рассредоточенности и анонимности
требует тщательно продуманной ценностной
ориентации;
- многоканальностью
и возможностью выбора коммуникативных
средств,
обеспечивающих вариативность массовой
коммуникации.
Различные
подходы к пониманию структуры
массовой коммуникации и ее функционированию
отражены в обобщенных схемах, представляющих
в описательной и/или графической формах
основные компоненты массовой коммуникации
и их связи. При всем разнообразии моделей
каждая содержит в качестве обязательных
компоненты, которые были представлены
в модели коммуникативного акта, разработанной
в 1948г. американским политологом Г. Лассуэллом.
В этой модели коммуникация представлена
как однонаправленный, линейный процесс:
кто сообщает — что — по какому каналу
— кому — с каким эффектом.
Природа
массовой информации непосредственно
зависит от характера деятельности
людей в различных социальных
сферах. При этом социальная информация
разделяется на отражающие ее
специфику подвиды — экономическая,
политическая, художественная, религиозная,
и др.
Социальный
характер циркулирующей в обществе
массовой информации обусловлен
следующими факторами, определяющими
ее сущность и специфику: содержание
(как данная информация отражает
общественные процессы); субъект
использования и назначения (как данная
массовая информация используется людьми
в чьих-либо интересах); специфика обращения
(как данная информация добывается, фиксируется,
обрабатывается и передается).
Цели
массовой информации определяются
через субъекта, использующего данную
информацию; через призму самой массовой
информации; через задачи, которые предполагается
решить с ее помощью. В условиях существования
социальной организации любая социальная
информация имеет прямую или косвенную
цель — управление обществом или его подсистемами,
общностями, ячейками и т.д.
Развитие
средств массовой информации
создало условия для манипулирования
общественным сознанием, что особенно
опасно в условиях диктаторских
режимов. В связи с этим социологи
стали изучать проблемы эффективности
пропаганды и контрпропаганды. В этих
исследованиях эффективность коммуникации
рассматривалась как прямое следствие
единичного или повторяющегося пропагандистского
воздействия, выявлялись факторы, усиливающие
или ослабляющие его.
Позже
понятие эффективности было дополнено
понятиями функции и дисфункции, а объектом
исследования все больше становилась
система социальных связей, в которых
протекает и на которые влияет процесс
массовой коммуникации. Массовая коммуникация
влияет на распространение стандартов
восприятия реальности, культурных норм,
эталонов поведения. В последние годы
большое внимание уделяется рекламе, массовой
культуре, влиянию технических средств
коммуникации на общество; обостряется
интерес к глобальным проблемам распространения
информации, новым информационным реалиям.
Основными
функциями, которые выполняет
массовая коммуникация в обществе,
являются: информирование о происходящих
событиях; помощь обществу в решении
его проблем; передача знаний
об обществе от одного поколения
к другому (социализация и обучение); развлечение.
Ранее
предполагалось, что воздействие
сообщений средств массовой информации
(СМИ) выражено непосредственно
и осязаемо. Однако в дальнейшем
такие взгляды изменились на
совершенно противоположные: эффективность
влияния массовой коммуникации была признана
минимальной. Наибольшее распространение
эти взгляды имели в 50-х гг., когда считалось,
что межличностные контакты более значимы
для распространения фактов и мнений в
обществе, чем массовая коммуникация.
Информация от СМИ вначале поступает к
так называемым лидерам мнения («opinion leaders»)
в обществе, которые затем передают ее
другим людям в процессе межличностной
коммуникации.
В частности,
было обнаружено, что на решение
избирателей о поддержке того
или иного кандидата мнение друзей влияет
в большей степени, чем позиция СМИ. «Лидеров
мнения» трудно отличить от других
людей: в разные периоды времени и по разным
проблемам лидерами бывают разные люди
(экспериментально установлено разнообразие
лидеров в таких областях, как экономика,
мода, общественная жизнь). Интерес к какой-то
проблеме — важная детерминанта лидера,
однако для того, чтобы человек стал выполнять
данную роль, необходим некоторый уровень
интереса к этой проблеме и у других членов
группы. В качестве критики указанных
взглядов можно высказать следующее замечание:
в них постулируется однонаправленность
влияния массовой коммуникации на человека,
а также людей друг на друга.
В 60-х
гг. считалось, что хотя массовые
коммуникации и оказывают влияние
на установки и мнения людей, однако это
влияние опосредовано характеристиками
аудитории. Воздействие сообщений СМИ
на аудиторию имеет не непосредственный,
а опосредованный некоторыми промежуточными
переменными характер. К наиболее важным
из них относятся: позиция группы, к которой
принадлежит реципиент, или позиция ее
отдельных членов, а также селективность,
т.е. склонность человека отбирать ту информацию,
которая согласуется с его ценностями
и мнениями. В результате степень влияния
оценивалась как не очень высокая.
Начиная
с 70-х гг., все больше сторонников
приобретает тезис о возрастающем
влиянии массовой коммуникации
на массовое сознание. В частности,
именно она задает спектр обсуждаемых
людьми тем (agenda-setting). Массовая
коммуникация в большей степени
воздействует на то, о чем говорит человек
(тема), нежели на его конкретную позицию
по данной теме. Экспериментальные исследования,
проведенные с целью подтверждения данного
постулата, показали: действительно, чем
больше говорят о некоторой теме по радио
и на телевидении, тем чаще она обсуждается
на уровне межличностных контактов.
Воздействует
массовая коммуникация и на
мнения людей по конкретным
вопросам социальной жизни. Такого
рода воздействие осуществляется
следующим образом: некоторые индивиды,
сознавая, что их мнение совпадает с мнением
большинства, высказывают его, в то время
как другие лица, имеющие отличную от общепринятой
позицию, оставляют ее при себе. Этот процесс
движется по спирали, в результате чего
некоторые темы или позиции попадают в
центр внимания населения, а другие отбрасываются
на периферию общественного интереса.
Такого рода «спираль умолчания», по-видимому,
вызывается страхом изоляции. Согласие
с общепринятым — не только способ быть
на стороне «победившей стороны», но и
попытка избежать изоляции от группы.
Угроза критики — значимый фактор для
«умалчивающих» людей (запускающих спираль
умолчания). Массовая коммуникация играет
важную роль в «спирали умолчания». С ее
помощью люди узнают, какие мнения популярны
в обществе, а какие — нет.
В настоящее
время для объяснения механизмов
влияния массовой коммуникации
на индивидуальное и массовое
сознание предложены многочисленные
теории. Наиболее популярны из
них теория использования и
удовлетворения и теория зависимости.
В первой подчеркивается, что человек
выступает в качестве активного фильтра
информации, а не ее пассивного получателя.
Он осуществляет отбор сообщений СМИ для
того, чтобы удовлетворять некоторые свои
потребности. Таким образом, аудитория
СМИ активна и целеустремленна, а человек
— инициатор выбора сообщения — хорошо
осведомлен о своих желаниях и потребностях.
Он, зная собственные потребности, ищет
различные способы их удовлетворения,
одним из которых и являются СМИ: они как
бы вступают в спор с другими источниками
удовлетворения потребностей. Например,
потребность в развлечениях можно удовлетворить
не только сидя у телевизора, но и встретившись
с друзьями, посетив футбольный матч или
пивную.