Организация транспортного хозяйства и пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение аспектов рациональной организации и эффективного функционирования транспортного хозяйства на предприятии.
В соответствии с поставленной целью, задачами данной курсовой работы являются:
1. Освещение роли, задач и структуры транспортного хозяйства на предприятии.
2. Определение понятия грузооборота.

Содержание

В В Е Д Е Н И Е 3
Глава 1. Теоретические аспекты организация транспортного хозяйства. 5
1.1. Особенности транспортных работ на предприятии. Организационная структура транспортного хозяйства 5
1.2 Понятие, задачи и функции транспортного хозяйства. 6
1.3 Виды транспорта. 7
1.4 Транспортное хозяйство предприятия. Определения грузопотока. Эффективность транспортного хозяйства. 9
Глава 2. Организации транспортного хозяйства на предприятии. 16
2.1. Расчет грузопотоков. 16
2.2. Выбор и расчет транспортных средств. 16
2.3. Технология транспортных работ. 19
2.4. Планирование и организация транспортных работ. 20
Глава 3 Основные направления совершенствования организации транспортного хозяйства предприятия. 23
3.1 Пути совершенствования транспортного хозяйства. 23
З А К Л Ю Ч Е Н И Е 27
Список использованной литературы: 29

Работа содержит 1 файл

organizaciya_transportnogo_hozyajstva_na_predpriyatii.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КОЛЛЕДЖ БИЗНЕСА И ИНФОРМАТИКИ

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

«Организация  и технология коммерческой деятельности»

Тема:

«Организация транспортного хозяйства и пути его совершенствования»

 

 

 

Студента: Ганага Елизаветы Ивановны

Специальность: 080501.52 «Менеджмент»

Курс IV, группа М-401

Форма обучения: очная

Научный руководитель:

Смирнова Оксана Викторовна

Преподаватель спец. дисциплин.

 

 

 

Дата сдачи _____________

Дата защиты ___________

Оценка ________________

 

 

 

Южно-Сахалинск

2013

 

Содержание

 

Приложение

 

 

 

В В Е Д Е Н И  Е

Транспортное хозяйство называют «артерией» предприятия, связующей  материальные потоки. И основными  критериями функционирования хозяйства  предприятия является качественная и точная организация работы транспорта.

Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что транспорту, как отрасти экономики, свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей материального производства.  

Во-первых, транспорт не производит новой вещественной продукции, а  как бы является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения. Конечный результат производства реализуется у потребителя, поэтому транспорт есть продолжение процесса производства, начатого в промышленности и сельском хозяйстве. Во-вторых, продукцию транспорта нельзя накопить, нельзя создать ее запасы, так как она выражается самим перемещение грузов и людей. В-третьих, продукция транспорта не содержит сырья. Доля заработной платы в ее себестоимости намного выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют половину всех расходов предприятия.

 Следовательно, снижение себестоимости  перевозок и обеспечение качественного  транспортного хозяйства предприятия  связано с увеличением производительности  труда, сокращением расхода топлива и электроэнергии на единицу перевозочной работы. Это позволит предприятию получить большую прибыль, обеспечить рациональность и ритмичность работы, сократит потери рабочего времени. Именно поэтому изучение организации транспортного хозяйства предприятия вызывает интерес, что подтверждает актуальность темы курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является изучение аспектов рациональной организации и эффективного функционирования транспортного хозяйства на предприятии.

В соответствии с поставленной целью, задачами данной курсовой работы являются:

  1. Освещение роли,   задач   и   структуры транспортного   хозяйства   на   предприятии.   
  2. Определение понятия  грузооборота.
  3. Расчет необходимого количества транспортных средств для предприятия. 
  4. Определение  планирования работы транспортных средств.
  5. Рассмотрение основных принципов и направлений совершенствования  организации  транспортного хозяйства  и  его технико-экономических показателей.

Исходя из цели и поставленных задач, курсовая работа построена следующим образом.

В первой главе работы содержится краткое описание задач  и функций  транспортного   хозяйства, а также примерные  варианты организации структуры  транспортного   хозяйства   на   предприятиях в различных  сферах деятельности.

Во второй главе приводится теоретическая основа организации  диспетчерских служб на предприятиях и планирования работы  транспортного   хозяйства предприятия в целом.

Третья глава рассказывает об основных  принципах и направлениях совершенствования  организации  транспортного хозяйства  на   предприятии.

 литер

 

Глава 1. Теоретические аспекты организация транспортного хозяйства.

    1. Особенности транспортных работ на предприятии. Организационная структура транспортного хозяйства

 

Транспортное хозяйство на предприятии - это комплекс средств предприятия, предназначенных для перевозки сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и др. грузов на территории предприятия и за его пределами.

Структура транспортного хозяйства  определяется главным образом объемом  грузооборота, особенностями грузов и объемом производства. В состав транспортного хозяйства завода могут входить железнодорожный транспорт с подъездными путями и депо, колесный транспорт с гаражами и ремонтными мастерскими, водный транспорт с причалами, подвесные дороги и т.д.

На крупных заводах с большим  грузооборотом, требующим применения всех видов транспорта, организуются специализированные цехи железнодорожного, безрельсового (автомобильного) и водного  транспорта. Транспортное хозяйство  на таких заводах возглавляет транспортно-технический отдел. На средних заводах создается единый транспортный цех, включающий несколько участков по видам транспорта. Для мелких заводов с небольшим грузооборотом, но требующим применения всех видов транспорта, создаются объединенные транспортные хозяйства для нескольких предприятий. Эти хозяйства могут создаваться при головном заводе или выделяться в самостоятельные транспортные хозяйства ведомственного характера.

Транспортные цехи имеют в своем  составе ряд служб и участков. Так, железнодорожный цех имеет службу движения (эксплуатации), службу тяги (подвижного состава), службу пути, службу погрузочно-разгрузочных работ. Цехи безрельсового транспорта обычно имеют службу эксплуатации (организации перевозок) и техническую службу по поддержанию подвижного состава в исправном состоянии. Транспортный цех (отдел) осуществляет планирование всех перевозок и грузовых работ, организацию производства перевозок, оперативное управление эксплуатацией транспорта и его ремонт, учет работы транспортного хозяйства.

Примерная структура развитой транспортной службы машиностроительного (приборостроительного) предприятия приведена  (Приложение 1)

1.2 Понятие, задачи и функции транспортного хозяйства.

Основной задачей  организации и функционирования транспортного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса.

Также задачами транспортного хозяйства являются содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии и снижение издержек на транспортные и погрузо–разгрузочные работы.

Рациональная  организация транспортного хозяйства  служит предпосылкой снижения себестоимости  продукции. В зависимости от особенностей технологических процессов и типов производств на предприятии применяются различные транспортные средства.

По своему назначению транспортные средства могут  быть подразделены на внутренний, межцеховой и внешний транспорт.

Функции транспортной службы предприятия:

  • разработка нормативов, применяемых в транспортной службе;
  • планирование  потребностей во всех видах транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;
  • планирование потребности в запчастях и их приобретении; 
    оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами транспорта;
  • обеспечение производственных процессов транспортными средствами;
  • организация осмотров и ремонта транспортных средств;
  • организация безопасности движения;
  • организация  обслуживания транспортных средств;
  • организация приобретения новых транспортных средств, их регистрации в государственных органах, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортных средств.

Назначение транспортного хозяйства предприятия заключается в полном удовлетворении потребностей предприятия в грузоперевозках при максимальном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций.

Это возможно только на основе правильной организации  транспортного хозяйства предприятия  и эффективного планирования грузоперевозок.

Основными функциями транспортного хозяйства предприятия являются перевозки, погрузка-разгрузка и экспедирование грузов.

Транспортное  хозяйство обслуживает потребности  предприятия в грузоперевозках  в сфере снабжения, производства и сбыта.

   1.3 Виды транспорта.

 

Производственная  деятельность предприятия требует  перемещения большого объема разнообразных  грузов вне и внутри предприятия. На общезаводские склады предприятия  и в цехи бесперебойно должны доставляться от внешних поставщиков материальные ресурсы (сырье, материалы, топливо, комплектующие и т.п.). С общезаводских складов предприятия и из цехов непрерывно должна вывозиться готовая продукция для внешних потребителей, а также отходы, предметы утилизации и сбыта. Эти функции выполняет внешний транспорт.

Внутри предприятия  должно быть обеспечено перемещение  грузов между цехами, участками и  рабочими местами. Для выполнения этих функций предназначен внутренний транспорт, который включает:

1. Межцеховой транспорт, который выполняет следующие функции:

  • доставка сырья материалов и комплектующих со складов в цехи;
  • перемещение заготовок, деталей и сборочных единиц из цеха в цех по ходу технологического процесса;
  • вывоз готовых изделий из цехов на склады готовой продукции;
  • перевозка разнообразных грузов: отходов, рабочего и отработанного инструмента, агрегатов в ремонт и из ремонта, запасных частей, порожней тары, топлива и горюче-смазочных материалов — между основными, вспомогательными цехами и обслуживающими хозяйствами предприятия;

2. Внутрицеховой транспорт, который, в свою очередь, подразделяется на

  • межучастковый (транспортировка заготовок, деталей, сборочных единиц и готовых изделий внутри каждого цеха с участка на участок в процессе изготовления и сборки),
  • внутриучастковый (или межоперационный, осуществление транспортировки заготовок, деталей, сборочных единиц и готовых изделий внутри каждого участка между рабочими местами).

На предприятиях может применяться разнообразный  парк средств транспорта.

По видам транспорта различают:

  • рельсовый (железнодорожный узкоколейный);
  • безрельсовый (автотранспорт, электротранспорт);
  • водный (морской, речной);
  • трубопроводный (трубопроводный пневмотранспорт, гравитационные продуктопроводы, нефтепроводы и др.);
  • специальный (технологический) транспорт;
  • подъемно-транспортные средства (конвейеры, краны, погрузчики, лифты и т.п.).

По способу действия различают:

  • транспорт прерывного действия (например, электропогрузчики);
  • транспорт непрерывного действия (например, конвейеры).

По направлению перемещения грузов различают транспорт:

  • горизонтальный;
  • вертикальный (лифты, подъемники);
  • горизонтально-вертикальный (мостовые краны, кран-балки, электропогрузчики);
  • наклонный (наклонные канатные и монорельсовые дороги, конвейеры).

Состав собственных транспортных и погрузочно-разгрузочных средств, чаще всего используемых на небольших предприятиях, зависит от характера выпускаемой продукции, ее веса, габаритов, особенностей технологии и масштаба производства.

В малом бизнесе  по большей части применяются  электрические мостовые краны, кран-балки с тельферами, консольные краны, мультикары и т.д. Широкое применение кранов и каров различного типа связано с тем, что они могут использоваться и как транспортные, и как погрузочно-разгрузочные средства.

1.4 Транспортное хозяйство предприятия. Определения грузопотока. Эффективность транспортного хозяйства.

 

Внешние перевозки  осуществляются преимущественно транспортом  общего пользования, внутризаводские  — транспортным хозяйством предприятия. Транспортное хозяйство предприятия  должно работать согласованно с внешними перевозчиками, в качестве которых обычно выступают специализированные транспортно-экспедиторские (логистические) компании.

Ввоз и вывоз  грузов с территории предприятия  через внешние подъездные пути осуществляется, как правило, большегрузным автомобильным и железнодорожным транспортом. При этом требуется согласование типа, количества, порядка и сроков подачи автопоездов, железнодорожных составов, организации маневрирования, погрузочно-разгрузочных работ и приемо-сдаточных операций. Согласование достигается в результате совместной разработки процесса работы внутреннего и внешнего транспорта, а также единых графиков транспортных операций и суточного плана-графика работы подъездных путей. Точное соблюдение графиков работы обеспечивает сокращение простоя подвижного состава под погрузкой и выгрузкой, а также ускорение обработки прибывающих и отправляемых грузов.

Информация о работе Организация транспортного хозяйства и пути его совершенствования