Организация транспортного хозяйства и пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение аспектов рациональной организации и эффективного функционирования транспортного хозяйства на предприятии.
В соответствии с поставленной целью, задачами данной курсовой работы являются:
1. Освещение роли, задач и структуры транспортного хозяйства на предприятии.
2. Определение понятия грузооборота.

Содержание

В В Е Д Е Н И Е 3
Глава 1. Теоретические аспекты организация транспортного хозяйства. 5
1.1. Особенности транспортных работ на предприятии. Организационная структура транспортного хозяйства 5
1.2 Понятие, задачи и функции транспортного хозяйства. 6
1.3 Виды транспорта. 7
1.4 Транспортное хозяйство предприятия. Определения грузопотока. Эффективность транспортного хозяйства. 9
Глава 2. Организации транспортного хозяйства на предприятии. 16
2.1. Расчет грузопотоков. 16
2.2. Выбор и расчет транспортных средств. 16
2.3. Технология транспортных работ. 19
2.4. Планирование и организация транспортных работ. 20
Глава 3 Основные направления совершенствования организации транспортного хозяйства предприятия. 23
3.1 Пути совершенствования транспортного хозяйства. 23
З А К Л Ю Ч Е Н И Е 27
Список использованной литературы: 29

Работа содержит 1 файл

organizaciya_transportnogo_hozyajstva_na_predpriyatii.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Транспортное  хозяйство предприятия включает:

  • общезаводское транспортное хозяйство;
  • транспортное хозяйство отдельных цехов (цеховое транспортное хозяйство).

Внутрицеховой транспорт обычно находится в ведении того цеха, где он применяется. Однако для эффективного управления транспортным хозяйством крупных и средних предприятий на его базе создается единый транспортный цех, который выполняет ряд функций:

  • функцию движения: осуществление приемки и отправки подвижного става, подачи транспорта под погрузку и выгрузку на погрузочно-разгрузочных пунктах;
  • грузовую и коммерческую функцию: управление погрузочно-разгрузочными работами, оформление перевозочных документов, ведение учета поступающих и отправляемых грузов, а также расчетов с внешними перевозчиками;
  • функцию технического обслуживания и ремонта: содержание и ремонт подвижного состава и подъемно-транспортных средств, обеспечение запасными часами и горюче-смазочными материалами;
  • функцию дорожного хозяйства: управление содержанием и ремонтом заводского дорожного хозяйства, включая транспортные магистрали, инженерные сооружения, средства связи и сигнализации, дорожную разметку и указатели.

Оперативное управление работой транспортного  хозяйства осуществляет дежурный диспетчер, взаимодействующий с дежурным диспетчером  предприятия. При наличии на предприятии  централизованной службы логистики  транспортное хозяйство входит в  ее состав.

Для рациональной организации  перевозок и расчета потребности  в транспортных средствах требуется  определить:

1. Номенклатуру перевозимых грузов, которая обычно включает три основные группы:

  • сыпучие грузы (формовочные материалы, уголь, песок, гравий и т.д.);
  • наливные грузы (нефтепродукты, химические жидкости и т.п.);
  • штучные грузы.

2. Грузооборот.

Грузы каждой номенклатурной группы имеют определенные особенности перевозки, погрузки-выгрузки, хранения и требуют применения определенных способов транспортировки, технологии грузопереработки, транспортно-складской тары. Эти особенности учитываются при выборе транспортных средств и организации их работы.

Грузооборот представляет собой количество грузов (в тоннах), перемещаемых на предприятии за определенный период времени (сутки, месяц, квартал, год). Грузооборот определяется на основе транспортных таблиц, учитывающих поступление и отправку грузов по каждому пункту. В каждой клетке такой таблицы указывается наименование и количество груза, соответственно поступившего в данный пункт (если это позиция-потребитель) или отправленного из него (если это позиция-поставщик). Грузооборот равен сумме грузопотоков.

Грузопоток — это количество грузов, перемещаемых в определенном направлении между отдельными пунктами погрузки и выгрузки в пределах предприятия за тот же период, что и грузооборот. Данные таблиц грузооборота принимаются за основу при разработке схем грузопотоков. Схема грузопотоков в графическом виде отображает направление движения грузов по отдельным пунктам обслуживаемой территории. Схема грузопотоков составляется на плане территории, вычерченном в определенном масштабе, с указанием транспортных путей. Направление грузопотоков указывается стрелками, объем перевозимых грузов проставляется цифрами над линиями. Схема грузопотоков упрощает анализ транспортной сети и размещения объектов с точки зрения их рациональной организации в пространстве.

Используя схему  грузопотоков, можно достаточно быстро выявить и устранить излишние пересечения, возвратные и встречные  маршруты, сократить путь движения отдельных грузов, проверить соответствие «грузонапряженности» отдельных транспортных путей их пропускной способности. В соответствии со схемой грузопотоков устанавливаются схемы маршрутизации перевозок между отдельными пунктами на территории обслуживания.

Перевозки грузов могут  осуществляться по:

  • разовым маршрутам, которые назначаются для выполнения неповторяющихся отдельных заявок, случайных как по направлению, так по составу и количеству транспортируемых грузов;
  • постоянным маршрутам, которые назначаются для выполнения систематически повторяющихся заявок, выбираются с учетом грузопотока и применяемых транспортных средств.
  • комбинированным маршрутам, которые представляют собой комбинацию различных маршрутов или их фрагментов.

В проектном, позаказном и мелкосерийном призводствах (при отсутствии устойчивых грузопотоков) грузоперевозки, как правило, организуются по разовым маршрутам. В крупнопартийном и поточном производствах грузопотоки более постоянны, поэтому грузоперевозки осуществляются и по постоянным, и по разовым маршрутам.

Для характеристики эффективности использования транспортных средств и оценки работы транспортного хозяйства применятся система технико-экономических показателей, основными из которых являются:

1. Техническая скорость движения транспортного средства. Определяется как отношение длины пути от начального до конечного пункта ко времени движения транспортного средства. Расчетная техническая скорость движения межцехового транспорта в зависимости от условий эксплуатации может составлять 60—80 м/мин внутри зданий, 100—150 м/мин вне зданий.

2. Эксплуатационная скорость транспортного средства. Определяется как отношение длины пути от начального до конечного пункта ко времени стоянки на начальном, промежуточных и конечном пунктах.

3. Коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства. Равен отношению массы одновременно перевозимого груза к грузоподъемности транспортного средства.

4. Коэффициент использования пробега транспортного средства. Равен отношению пути, проходимого транспортным средством с грузом, к пути, проходимого без груза. Сокращение пробега без груза (холостой ход) за счет рациональной маршрутизации улучшает использование транспортных средств и снижает потребность в их количестве.

5. Коэффициент использования рабочего времени транспортного средства. Определяется как отношение фактического времени работы транспортного средства к календарному времени за один период. При нормальной эксплуатации должен быть не менее 0,85.

Особое значение имеет оценка качества транспортного обслуживания, которое учитывает соблюдение сроков и размера партий доставки, отсутствие случаев повреждения и неправильной отправки грузов, предоставление дополнительных услуг.

Только оценка по каждому из критериев позволяет получить комплексную оценку эффективности транспортного обслуживания.

Планируя вопросы организации транспортного хозяйства на предприятии, следует заранее продумать, какие средства внутреннего транспорта будут необходимы для обеспечения бесперебойной работы производства, и целесообразно ли с экономической точки зрения прибегать к услугам специализированных транспортных компаний или приобретать собственные внешние транспортные средства для доставки от поставщиков материальных ресурсов и вывоза готовой продукции для внешних потребителей.

Транспортное  и складское хозяйства предприятия  создаются для доставки, складирования  и перемещения до потребителя  различных грузов в соответствии с условиями, оговоренными в договорах, в установленные сроки и по оптимальным маршрутам. Основными критериями функционирования транспортного и складского хозяйства являются качественное и своевременное выполнение услуги по минимально возможной цене.

Рассмотрим  особенности транспортного хозяйства, круг организационных вопросов по его функционированию, направления повышения качества и эффективности выполняемых услуг.

На предприятиях используют различные виды транспортных средств (классификация):

  • по сфере обслуживания - средства межцехового и внутрицехового транспорта;
  • в зависимости от режима работы - транспортные средства непрерывного (конвейерные системы и т.п.) и периодического действия (автомашины, самоходные тележки и т.п.);
  • по уровню автоматизации - автоматические, механизированные, ручные;
  • по виду перемещаемых грузов - транспортные средства для перемещения сыпучих, наливных и штучных грузов.

Организация транспортного  хозяйства действующего предприятия включает выполнение следующих работ:

  1. стратегическое планирование обновления транспортных средств;
  2. анализ производственной структуры предприятия, разработка и внедрение мероприятий по ее совершенствованию (с точки зрения рациональности транспортных схем, обеспечения прямоточности, пропорциональности, непрерывности и ритмичности производственных процессов);
  3. анализ прогрессивности, уровня загрузки и эффективности использования транспортных средств во времени и по производительности;
  4. выбор и обоснование транспортных средств;
  5. расчет норм и нормативов расхода (потребности) в материальных ресурсах на ремонтно-эксплуатационные нужды транспортного хозяйства;
  6. составление балансов грузооборота (по горизонтали указываются отправители грузов, по вертикали - их получатели);
  7. проектирование схем грузопотоков;
  8. оперативно-календарное планирование транспортных операций;
  9. диспетчирование работы транспорта предприятия;
  10. учет, контроль и мотивация высококачественной и эффективной работы транспортного хозяйства.

Основными направлениями  повышения качества и эффективности  работы транспортного хозяйства являются:

  1. углубление предметной и функциональной специализации производства, развитие кооперирования;
  2. повышение уровня автоматизации производства и управления;
  3. сокращение среднего возраста транспортных средств и увеличение удельного веса прогрессивных транспортных средств;
  4. совершенствование нормирования, учета и контроля использования транспортных средств, мотивация повышения их эффективности;
  5. анализ соблюдения принципов прямоточности, пропорциональности и непрерывности производственных процессов, разработка и внедрение мероприятий по их соблюдению.

 

Глава 2. Организации транспортного хозяйства на предприятии.

2.1. Расчет грузопотоков.

 

Расчеты по грузообороту и грузопотокам предприятия и  его цехов оформляются в виде шахматной ведомости (таблицы). В ней показаны все перемещения грузов, осуществляемые на заводе, что позволяет определить внешний грузооборот и соответствующие внешние грузопотоки прибытия и отправления, все внутренние (межцеховые) грузопотоки и общий грузооборот завода. Таблица грузооборота завода (Приложение 2)

По данным шахматной ведомости, планировок цехов  и генеральным планам предприятий  составляют диаграмму грузопотоков (Приложение 3 ), т.е. графическое изображение в соответствующем масштабе всех грузопотоков на схеме генерального плана завода. Анализ диаграммы грузопотоков способствует выявлению нерациональных перевозок и установлению оптимальной транспортной схемы, являющейся основой всех расчетов работы транспорта.

По грузообороту и грузопотокам устанавливают тип и структуру парка транспортных и подъемно-транспортных машин, количество погрузочно-разгрузочных постов, вид маршрутов средств прерывного (циклического) действия - маятниковый или кольцевой, обеспечивающий большую загрузку транспортных средств.

2.2. Выбор и расчет транспортных средств.

 

Выбор вида транспортных средств зависит от объема грузооборота, габаритов и физико-химических свойств  грузов, расстояний и состояния дорог, направлений перемещения грузов и способа их погрузки и выгрузки, назначения транспорта, конструкции и планировки зданий, рельефа территории завода.

При выборе транспортных средств необходимо также решать вопросы, связанные с применением  грузоподъемного оборудования и  оборотной тары. Выбранные средства должны предполагать сквозной метод  транспортировки на основе единой транспортно-технологической схемы, обеспечивающей стыковку и преемственность отдельных звеньев транспортной сети предприятия. В данном случае межцеховой транспорт передает грузы в стандартной таре на внутрицеховой транспорт с минимальными перегрузками.

Техническая характеристика выбранных транспортных средств дополняется расчетом их экономической целесообразности с  использованием следующих показателей: часовой производительности транспорта, себестоимости перевозки 1 т груза, затрат на один рейс, коэффициента использования пробега, среднетехнической скорости и др. Выбранный вид транспортных средств должен соответствовать конкретным условиям производства, обеспечивать согласованную работу всех подразделений предприятия в установленном ритме при минимальных затратах на приобретение и эксплуатацию транспорта.

Расчет количества транспортных средств с в общем  виде производится исходя из суточного  грузооборота, грузоподъемности транспортной единицы, коэффициента использования  грузоподъемности и числа рейсов в сутки:

 Расчет  количества транспортных средств  можно производить исходя из  часовой или суточной производительности.

Число транспортных средств прерывного (циклического) действия:  
wтр = Qc / qтр.е, где Qс - суточный грузооборот, т; qтр.е - суточная производительность единицы транспортного оборудования, т.

Информация о работе Организация транспортного хозяйства и пути его совершенствования