Понятие этики и морали в деловом общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 00:52, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является определение этики делового общения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть основные понятия этики;

2) определить общие этические принципы делового общения.

Содержание

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Основные понятия этики………………………………………………………4
Общие этические принципы делового общения……………………………..6
Ответы…………………………………………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………….11
Список литературы……………………………………………………………12

Работа содержит 1 файл

ГОУ ВПО ДО.docx

— 27.99 Кб (Скачать)

  ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 

Кафедра Философии и социологии 

  Факультет Менеджмента и маркетинга  

     Специальность    маркетинг

                        (направление) 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по  дисциплине Деловое общение 

Тема: Понятие этики и морали в деловом общении  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва  – 2011 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………...3

Основные  понятия этики………………………………………………………4

Общие этические принципы делового общения……………………………..6

Ответы…………………………………………………………………………10

Заключение…………………………………………………………………….11

Список  литературы……………………………………………………………12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Деловое общение - это особый вид общения, который реализуется в совместной профессионально-предметной деятельности людей и содержание которого определяется социально значимым предметом общения, взаимным психологическим влиянием субъектов общения и формально  ролевым принципом их взаимодействия.

       Это определение позволяет учесть самые  существенные характеристики делового общения и отличить их от других видов общения. Общение будет  считаться деловым и в том  случае, если хотя бы для одного из субъектов  общения оно будет связано  с реализацией его профессиональной деятельности.

       Целью данной контрольной работы является определение этики делового общения.

       Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

       1) рассмотреть основные понятия  этики;

       2) определить общие этические принципы  делового общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Основные  понятия этики. 

       Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос как нужно правильно жить.

       Этика – это:

  • наука нормативная;
  • учение о нравственности;
  • система правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей;
  • способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения;
  • «социальный регулятор» поведения и отношений между людьми.

       Этика не дает рецептов на каждый случай жизни. Она дает общее направление. Этика  может помочь человеку, ведущему диалог с самим собой. Но не каждый человек  способен к внутреннему диалогу. Этика помогает человеку не потерять себя, не растеряться. "Этика –  искусство жить без печали".

       Мораль – это правила, которые устанавливают, какое поведение является правильным, а какое неправильным.

       Слово «мораль» пришло к нам из французского языка от слова «moralie», которое, в свою очередь, произошло от латинского слова «moralis» - «нравственный».

       Нравственность – внутренние (духовные) качества человека, основанные на таких идеалах как добро, справедливость, долг, честь и т.п.

       Идеал – высшая цель, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью.

       Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

       Этика – это наука о морали и общения, т.е. этика объединяет в себе эти понятия.

       Отличие морали от общения в том, что мораль – это правила для установления таких норм поведения и общения  какие удовлетворяли бы общество. А общение – это больше процесс  взаимосвязи индивидов.

       Этика делового общения – нормы и  правила поведения внутри коллектива и организации в целом. 

       Общие этические принципы делового общения. 

       Этику делового общения следует учитывать  в различных ее проявлениях: В  отношениях между предприятием и  социальной средой, между предприятиями, внутри одного предприятия - между руководителем  и подчиненными, между подчиненным  и руководителем, между людьми одного статуса. Между сторонами того или  иного вида делового общения, существует своя специфика. Задача и состоит  в том, чтобы сформулировать такие  принципы делового общения, которые  не только соответствовали любому виду делового общения, но и не противоречили  общим нравственным принципам поведения  людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации  деятельности людей, вовлеченных в  деловое общение.

       Общий нравственный принцип человеческого  общения содержится в категорическом императиве И.Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства.» Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать следующим образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.

       Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а  по возможности и гармонизация, интересов. Естественно если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое  общение должно постоянно проверяться  этической рефлексией, оправдывающей  мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор  и принять индивидуальное решение  часто дело совсем непростое. Рыночные отношения предоставляют свободу  выбора, но вместе с тем увеличивают  количество вариантов решений, порождают  комплекс моральных дилемм, поджидающих  деловых людей на каждом шагу в  процессе их деятельности и общения.

       Несмотря  на всю проблематичность и трудность  выбора нравственной позиции, в общении  имеется ряд таких положений, следуя которым можно в значительной степени облегчить деловое общение, повысить его эффективность, избежать промахов в процессе взаимодействия с другими в бизнесе. Необходимо уяснить, что в морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди  людей. Когда идет речь об этических  промах других, не следует делать из «моральных мух» «моральных слонов». Когда  речь идет о промахах своих следует  поступать наоборот.

       В морали следует хвалить других, а  предъявлять претензии к себе.

       Нравственное  отношение окружающих к нам зависит, в конечном счете, только от нас самих. Когда речь идет о практическом утверждении  норм морали, основной императив поведения - «начни с себя».

       Особое  внимание следует обратить на золотое  правило этики общения: «Относитесь  к другим так, как вы хотели бы, чтобы  относились к вам». В отрицательной  форме в формулировке Конфуция оно  гласит: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим».

       Деловой прагматизм -  выстраивание системы поступков и взглядов на жизнь в аспекте получения практически полезных результатов (например: прибыль для организации).

       Противоречие  между этикой и бизнесом, весьма остро проявляется в деловом  общении, причем на самых разных его  уровнях: как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. Между управляющими, предпринимателями и вообще деловыми людьми по отношению к указанному противоречию существуют две основные позиции.

       Считается, что в деловом общении и  вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна. Единственная обязанность  управляющего корпорацией, работающего  по найму у владельца бизнеса, - любыми доступными средствами максимизировать  прибыль, «делать как можно больше денег», всячески приспосабливаясь к  нормам общества, воплощенным в законах  и этических традициях.

       С этой позиции, которую можно назвать  «деловой макиавеллизм», этические  нормы и сам язык этики рассматриваются  как помеха в деловом общении. В нем стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, долге  и социальных обязанностях, поскольку  в результате появляются «излишние», «не относящиеся к делу» проблемы, касающиеся моральной и социальной ответственности.

       Крайним случаем неэтического поведения  бизнесменов, руководителей предприятий  является нарушение закона. Но неэтическим  поведением следует также считать  различного рода действия компаний, не предпринимающих различных мер  для устранения дефектов в своей  продукции, которые могут привести к вредным последствиям для населения. Поэтому в понятие этики делового общения входит и забота руководителей  предприятий о качестве своей  продукции, ответственность за тот  вред, который она может нанести  населению.

       Этика делового общения охватывает широкий  круг вопросов, относящихся к целям  и средствам ведения бизнеса. Представители делового прагматизма подчас используют непригодные средства для достижения своих целей, такие, как взятки, подкуп и т.д. Но помимо этого и сами цели делового общения могут носить неэтический характер. При этом общение может рассматриваться неэтичным не потому, что оно противозаконно, а вследствие несовместимости делового общения моральным ценностям. Примером может служить заключение сделок, контрактов на постройку экологически вредных предприятий.

       Вторая  позиция по отношению к противоречию между этикой и бизнесом состоит  в том, что соблюдение этических  норм в деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед  обществом и самими собой, но и  необходимым для эффективности  производства.

       В этом случае этика рассматривается  не только как необходимый нравственный императив поведения, но и как  средство, помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых  связей и улучшению делового общения. 

       Ответы

       Какие из перечисленных чувств следует  отнести к:

       а) моральным;

       б) эстетическим;

       в) интеллектуальным;

       1) сомнение;

       2) стыд;

       3) гордость;

       4) ирония;

       5) удивление;

       6) чувство долга;

       7) презрение;

       8) наслаждение;

       9) любознательность.

       Ответы:

       а) моральные: 3, 4, 6, т.к. к этим чувствам относится все то, что определяет общение людей: отношение к самому себе, к другим.

       б) эстетические: 2, 7, 8, т.к. они выражают понимание прекрасного, активизируют деятельность, помогают яснее понять высокое назначение человека, осуждать неблаговидные поступки, заставляют быть пунктуальным, собранным, аккуратным, следить за одеждой, чистотой помещений, точно и четко выполнять обязанности.

Информация о работе Понятие этики и морали в деловом общении