Оценка качества полукопченых колбас

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Целью предполагаемой выпускной квалификационной работы является анализ ассортимента и проведение экспертизы качества копчёных колбас, реализуемых магазином № 1 ООО «Омский Торговый Альянс» г. Омска. В связи с поставленной целью, определены следующие задачи работы:
– рассмотреть конъюнктуру рынка колбасных изделий в РФ;
– изучить классификацию ассортимента копчёных колбас и выявить их пищевую ценность;

Содержание

ВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА И ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА КОПЧЁНЫХ КОЛБАС.. 8
1.1 Конъюнктура рынка колбасных изделий в РФ.. 8
1.2 Классификация ассортимента и пищевая ценность копчёных колбас. 12
1.3 Факторы, формирующие качество копчёных колбас. 13
1.3.1 Сырьё и рецептуры.. 13
1.3.2 Технология производства. 23
1.4 Факторы, сохраняющие качество копчёных колбас. 29
1.4.1 Оболочки колбасного производства. 29
1.4.2 Применение антимикробных препаратов и стартовых культур. 32
1.4.3 Маркировка, хранение и транспортирование. 34
1.5 Показатели качества и безопасности копчёных колбас. 36
ГЛАВА 2. АССОРТИМЕНТ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА КОПЧЁНЫХ КОЛБАС РЕАЛИЗУЕМЫХ МАГАЗИНОМ № 1 ООО «ОМСКИЙ ТОРГОВЫЙ АЛЬЯНС» 44
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия. 44
2.2 Объекты исследования, отбор проб и методы испытаний. 47
2.3 Анализ ассортимента копчёных колбас. 54
2.4 Результаты экспертизы качества образцов копчёных колбас. 59
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ АССОРТИМЕНТА КОПЧЁНЫХ КОЛБАС.. 71
3.1 Пути совершенствования ассортимента копчёных колбас. 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 78
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 81

Работа содержит 1 файл

ВЕДЕНИЕ.docx

— 100.34 Кб (Скачать)

 

 

 

Х=           (2)

 

 

где 0,00292 − титр 0,05 м раствора азотнокислого серебра по поваренной соли;

 

К − поправка к титру 0,05 м раствора азотнокислого серебра;

 

V − количество 0,05 м раствора  азотнокислого серебра, прошедшего  на титрование фильтрата, см3;

 

V1 − количество водной  вытяжки, взятое для титрования, см3;

 

m − навеска, г.

 

Расхождение между результатами параллельных определений не должно превышать 0,1%.

 

3. Метод определения жира  с использованием экстракционного  аппарата Сокслета.

 

Метод основан на извлечении общего жира из мясных продуктов гексаном температурой кипения от 50 до 600С в экстракционном аппарате Сокслета.

 

От 4 до 5 г пробы взвешивали на весах в колбе. Добавляли в  колбу с пробой 50 см3 4М раствора соляной кислоты, отверстие колбы  накрывали небольшим часовым  стеклом и нагревали содержимое на асбестовом полотне на электрической  плитке до начала кипения. Затем продолжали кипение при слабом нагреве в течение 1 часа периодически встряхивая с добавлением 150 мл горячей дистиллированной воды. Содержимое колбы фильтровали через складчатый бумажный фильтр. После этого колбу и часовое стекло промывали три раза 30 мл горячей дистиллированной воды и сушили в сушильном шкафу при температуре 103±20С. После промывки фильтра горячей водой его помещали на чашку Петри и сушили при температуре 103±20С в сушильном шкафу.

Охлаждённый фильтр вставляли  в экстракционную гильзу. Гильзу помещали в экстракционный аппарат. Высушенную колбу, в которой осуществлялась обработка продукта соляной кислотой, промывали гексаном для экстрагирования жира. Промывную жидкость переносили в экстракционную колбу аппарата Сокслета. Предварительно экстракционную колбу с несколькими кусочками фарфора кипения выдерживали в сушильном шкафу 1 ч при температуре 103±20С, охлаждали до комнатной температуры и взвешивали с точностью до 0,001 г. В экстракционную колбу вливали растворитель, нагревали экстракционную колбу на водяной бане не менее 4 часов. После извлечения жира экстракционную колбу отсоединяли от экстракционного аппарата и отгоняли растворитель. Экстракционную колбу сушили в сушильном шкафу, и после охлаждения взвешивали с точностью до 0,001 г. Массовую долю жира (Х) в % вычисляли по формуле:

 

 

 

Х =               (3)

 

где m − масса пробы, взятая для анализа, г;

 

m1 − масса экстракционной  колбы с кусочками фарфора,  г;

 

m2 − масса экстракционной  колбы с кусочками фарфора  и жиром после высушивания,  г.

 

4. Качественная проба на  крахмал.

 

Для обнаружения крахмала на свежий срез колбасного изделия  наносили каплю раствора Люголя (1 г кристаллического йода и 2 г йодистого калия в 300 мл дистиллированной воды). При наличии крахмала или муки поверхность смоченного разреза окрашивается в синий или тёмно-синий цвет. При отсутствии крахмала в колбасах раствор Люголя, нанесённый на поверхность среза, не изменяет окраски.

 

Таким образом, представленные выше методы отбора проб, органолептической  и химической оценки качество образцов копчёных колбас позволяют достаточно объективно провести товароведную экспертизу качества этих товаров. К сожалению, метод гистологической идентификации состава колбасных изделий (ГОСТ Р 51604-2000), позволяющий однозначно выявить качественную фальсификацию состава колбас, в том числе определить наличие включений соевого белка, является достаточно трудоёмким и требует специального оборудования.

2.3 Анализ ассортимента  копчёных колбас

 

Торговый ассортимент  − набор товаров, формируемый  организацией торговли с учётом её специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.

 

Ассортиментная политика розничной торговой сети ООО «Омский Торговый Альянс» определяется тем, что в магазинах реализуется продукция, изготавливаемая на трёх мясоперерабатывающих предприятиях: ОАО «Мясокомбинат «Омский», ОАО «Омский бекон» (мясоперерабатывающий цех № 47, с. Лузино) и ООО «Мясокомбинат «Тольяттинский». С последним предприятием имеется соглашение о долговременном стратегическом партнёрстве. Выпуская продукцию специально для реализации в омском регионе через фирму, представляющую омский филиал ООО «ПРОДОДК», мясокомбинат г. Тольятти имеет постоянный гарантированный объём заказов и поставок. Кроме того, данное торговое партнёрство позволяет существенно расширить ассортимент сырокопчёных колбас, в том числе в форме порционной и сервировочной нарезки в вакуумной упаковке, с учётом того, что эти наименования колбас на ОАО «Мясокомбинате «Омский» и МПЦ № 47 не изготовляются.

 

Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством  групп, подгрупп, видов, разновидностей, типов, марок, наименований. Специализация фирменных магазинов ООО «Омский Торговый Альянс» на продуктах мясной гастрономии позволяет представить в них развёрнутый ассортимент товаров данной группы. Развёрнутый ассортимент включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками [13].

Нами проанализированы такие  свойства ассортимента, как широта, полнота и структура по нескольким критериям. Свойства ассортимента изучались  через систему показателей.

Широта ассортимента копчёных колбас определялась как общее число  наименований колбас, представленных в магазине на момент регистрации. Это  свойство характеризуется двумя  абсолютными показателями − действительной и базовой широтой, а также  относительным показателем −  коэффициентом широты. Действительная широта (Шд) − фактическое количество наименований копчёных колбас, имеющихся в наличии. Базовая широта (Шб) − широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты было принято число наименований копчёных колбас по ассортиментному перечню магазина. Согласно этого документа, базовая широта для копчёных колбас, имеющихся в ассортименте магазина, должна включать не менее 30 наименований. Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение показателя действительной широты к показателю базовой широты. С учётом того, что на момент регистрации ассортимента, число наименований копчёных колбас составляло 34, то коэффициент широты составил 113,3%:

 

Кш=´100% = ´100%=113,3%               (4)

 

Таким образом, нарушений  со стороны требований ассортиментного  перечня в отношении числа  наименований копчёных колбас не было отмечено.

 

Полнота ассортимента определяется способностью набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Полнота характеризуется количеством  видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Показатели полноты также бывают действительными  и базовыми.

Действительная полнота  определялась как число наименований копчёных колбас в каждой из подгрупп: полукопчёные, варёно-копчёные и сырокопчёные. Базовая полнота нами не определялась.

Структура ассортимента копчёных колбас определялась удельным весом (долей) каждой подгруппы колбас в общем  итоге.

Структура ассортимента копчёных колбас в натуральном выражении  отражена в таблице 2.1.

 

Таблица 2. 1

 

Структура торгового ассортимента копчёных колбас магазина № 1 ООО «Омский  Торговый Альянс»

Подгруппа колбас 

Число наименований на момент регистрации, ед. 

Удельный вес, % к итогу

Полукопчёные 15 44,1

Варёно-копчёные 12 35,3

Сырокопчёные 7 20,6

ИТОГО 34 100

 

 

Данные таблицы 2.1. показывают, что наибольшую долю в ассортименте копчёных колбас магазина на момент регистрации  занимали полукопчёные колбасы (44,1%), на втором месте варёно-копчёные колбасы (35,3%), удельный вес сырокопчёных колбас составил 20,6% от общего числа наименований копчёных колбас.

Детализация развёрнутого ассортимента копчёных колбас с указанием наименований и нормативного документа (ГОСТ или  ТУ), по которым изготовлены колбасы, приведена в таблице 2.2.

 

Таблица 2. 2

 

Развёрнутый ассортимент  копчёных колбас магазина № 1 ООО «Омский  Торговый Альянс»

Подгруппа колбас 

Наименование колбас 

Документ, по которому вырабатывается продукт

 

ГОСТ 

ТУ

Полукопчёные Краковская + 

Одесская + 

Байкальская  +

Брауншвейгская  +

Европейская  +

Казачья  +

Крестьянская  +

Лукьяновская  +

Салями испанская  +

Салями классическая  +

Сервелат городской  +

Сервелат пряный  +

Колбаски венгерские  +

Колбаски к пиву  +

Колбаски с сыром  +

Варёно-копчёные Бергштайн  +

Венская  +

Мускат Пренцлау  +

Пряная с сыром  +

Салями варёная  +

Салями Лузинская  +

Салями по-французски  +

Сервелат зернистый  +

Сервелат финский  +

Сервелат элитный  +

Шварцвальдер  +

Колбаски омские  +

Сырокопчёные Брауншвейгская + 

Столичная + 

Московская + 

Гусарская  +

Российская золотая  +

Зернистая золотая  +

Сервелат золотой  +

 

 

Данные таблицы 2.2. наглядно показывают, что из 374 наименований копчёных колбас, представленных в  ассортименте магазина, только 5 наименований из числа полукопчёных и сырокопчёных колбас: Краковская, Одесская, Брауншвейгская, Столичная и Московская изготовлены в соответствии с ГОСТ, остальные − по технологическим условиям. Широкая представленность колбас, изготовленных по ТУ, связана с расширением производственного ассортимента предприятий - изготовителей для повышения их конкурентоспособности.

 

Структура ассортимента копчёных колбас по предприятиям - изготовителям  представлена в таблице 2.3.

 

Таблица 2. 3

 

Структура ассортимента копчёных колбас магазина № 1 ООО «Омский  Торговый Альянс» по предприятиям-изготовителям

Предприятие-изготовитель (место  производства) 

полукопчёные 

варёно-копчёные 

сырокопчёные

 

число

 

наименований, ед. 

удельный вес, % к итогу 

число

 

наименований, ед. 

удельный вес, % к итогу 

число

 

наименований, ед. 

удельный вес, % к итогу

ОАО «Мясокомбинат «Омский» 9 60,0 − 0,0 − 0,0

МПЦ № 47, с. Лузино, Омской обл. 6 40,0 12 100,0 − 0,0

ООО «Мясокомбинат «Тольяттинский», Г. Тольятти - 0,0 − − 7 100,0

ИТОГО 15 100 12 100 7 100

 

 

Данные таблицы 2.3. наглядно показывают, что весь ассортимент  сырокопчёных колбас изготовлен на ООО «Мясокомбинат «Тольяттинский». Следует также отметить, что 3 наименования сырокопчёных колбас изготовленных в соответствии с ГОСТ 16131-86, имеют торговую марку «Омский бекон». Дело в том, что отдельные наименования сырокопчёных и варёно-копчёных колбас мясокомбинат «Тольяттинский» производит специально для ОАО «Мясокомбинат «Омский», ранее входивший в группу предприятий «Омский бекон». Об этом в маркировке сделана соответствующая ссылка. Эти наименования колбас представлены в форме порционной нарезки по 175 г в вакуумной упаковке и пользуются большим спросом у покупателей. Остальные 4 наименования сырокопчёных колбас, изготовленные по техническим условиям, имеют фирменный товарный знак комбината «Добрый продукт».

Все 12 наименований варёно-копчёных колбас, отмеченных в ассортименте магазина, также изготовлены на одном  предприятии − мясоперерабатывающем цехе № 47, расположенном в с. Лузино омского района. Для дополнительного позиционирования этих наименований колбас была создана фирменная торговая марка «Золотая серия Омского бекона». Некоторые рецептуры и технологические инструкции колбас («Бергштайн», «Мускат Пренцлау», «Венская», «Пряная с сыром») были разработаны при участии немецких специалистов. На МПЦ № 47 также изготовлены 6 из 15 наименований полукопчёных колбас. На самом предприятии ООо «Мясокомбинат «Омский» были изготовлены 9 наименований полукопчёных колбас, в том числе 2 наименования − «Краковская» высшего сорта и «Одесская» первого сорта в натуральных оболочках, производимых по ГОСТ 16351-86.

Таким образом, в торговом ассортименте магазина № 1 ООО «Омский  Торговый Альянс» представлены все  подгруппы ассортимента копчёных колбас, которые изготавливаются на трёх мясоперерабатывающих предприятиях. Можно  проследить тенденцию потоварной специализации изготовителей в отношении торгового ассортимента копчёных колбас, представленных в магазине.

2.4 Результаты экспертизы  качества образцов копчёных колбас

Экспертизу качества образцов начинали с проведения идентификации  по маркировке. Современные предприятия  производят продукцию с обязательным указанием (на упаковочном ярлыке или  непосредственно на оболочке батонов) необходимой информации по ГОСТ Р 51074, что существенно облегчает идентификацию. Все необходимые сведения изучались по маркировкам этикеток, наклеенных на оболочку батонов. При проведении идентификации руководствовались требованиями ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» в части информации по мясным продуктам х24ъ. Согласно п. 4.2. указанного стандарта, информация для колбасных изделий должна содержать:

 

–      наименование продукта;

 

–      сорт (при  наличии);

 

–      наименование и местонахождение изготовителя, при несовпадении с ним − адрес  производства;

 

–      товарный знак (при наличии);

 

–      состав продукта;

 

–      пищевые  добавки, ароматизаторы, БАДы, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава;

 

–      пищевая  ценность;

 

–      дата изготовления;

 

–      условия  хранения;

 

–      срок годности;

 

–      обозначение  документа, в соответствии с которыми изготовлен и может быть идентифицирован  продукт;

 

–      информация о подтверждении соответствия.

 

Дополнительно указывается  термическое состояние мяса, из которого изготовлены колбасы. Результаты идентификации  отражены в таблицах 2.4. − 2.7.

 

 

Таблица 2. 4

 

Результаты идентификации  образцов колбасы полукопчёной «Краковской»

Информация на ярлыке 

Соответствие НД

 

маркируемая по ГОСТ Р 51074 

Фактическое наличие

Наименование колбаса полукопчёная «Краковская» соответствует

Сорт высший соответствует

Состав свинина, говядина, грудинка свиная, пряности, фиксатор окраски Е-250 соответствует

Пищевая ценность в 100 гр. продукта: белок не менее 16,2 г, жир не более 44,6 г, калорийность 466 ккал соответствует

Дата изготовления 16.10.07 (указана на вкладыше в ящике) соответствует

Условия хранения и срок годности указаны соответствует

Обозначение НД ГОСТ 16351-86 соответствует

Информация о сертификации имеется знак соответствия российскому стандарту и шифр лаборатории соответствует

Информация о работе Оценка качества полукопченых колбас