Актуальные проблемы борьбы с преступлениями совершаемыми несовершеннолетними

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Выявление и анализ различных методов профилактики преступности несовершеннолетних в России является целью моей курсовой работы. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи: 1) охарактеризовать преступность несовершеннолетних и определить ее состояние; 2) выявить причины и условия преступности несовершеннолетних; 3) выявить основные меры предупреждения преступности несовершеннолетних; 4) определить понятие профилактики в отношении несовершеннолетних.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ….4
1. 1. Понятие, характеристика и состояние преступности несовершеннолетних……………………………………………………………..4
1. 2. Причины и условия преступности несовершеннолетних………………..10
2. ПОНЯТИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ……………………………………………………14
2. 1. Меры предупреждения преступности несовершеннолетних……………14
2. 2. Особенности профилактики преступлений совершаемых несовершеннолетними..........................................................................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по уип.docx

— 66.23 Кб (Скачать)

Одни подростки имеют  общую преступную направленность личности, им свойственна готовность к совершению преступления, они разрабатывают  конкретные планы осуществления  преступления или создают для  этого условия. У них преобладают  привычки к азартным играм, пьянству, дракам, жаргону, пустому времяпрепровождению и т.п. Многие из них в силу деформации психики озлоблены, равнодушны к переживаниям иных лиц.

Другие характеризуются  общей негативной направленностью  личности, во многом схожей с отмеченной в первой группе, но выступают в  роли соучастников, а не организаторов  преступной ситуации.

Третьи обладают просто неустойчивой личностной направленностью: по месту  учебы или работы они характеризуются  положительно, однако, подражая другим, совершают преступления.

Подростки, отнесенные к  четвертой группе, совершают преступления случайно, вопреки общей положительной  направленности личности. Им свойственны  лишь отдельные деформации в сфере  интересов нравственного или  эмоционально-волевого развития. Преступления совершаются обычно под влиянием «детских» мотивов - озорства, легкомыслия, неправильной оценки своих действий21.

Причины, под воздействием которых может формироваться  антиобщественная направленность личности несовершеннолетнего, отличаются большим  разнообразием. Для их выявления  необходимо в каждом конкретном случае устанавливать условия жизни  и воспитания подростка, взаимоотношения  с окружающими, возможные отклонения от нормального развития.

Одна из причин формирования антиобщественной направленности личности подростка-правонарушителя - отрицательное  влияние на него родителей и близких, а также уголовников-рецидивистов.

Отрицательное влияние на несовершеннолетних оказывают порой  неформальные связи и группы с  антиобщественной ориентацией, так  как они могут быть средой проявления негативных антиобщественных взглядов и норм в течение продолжительного периода времени.

Активизации внешнего воздействия  на формирование в сознании подростка  антиобщественной направленности личности часто способствуют низкий культурный и общеобразовательный уровень, наличие у него отрицательных  взглядов, привычек, черт характера (слабая воля, отсутствие навыков трудовой деятельности, жестокость и т.п.), а  также разного рода психических  аномалий.

Активное воспитательное воздействие на ребенка оказывает  семья. Вместе с тем есть семьи, в  которых развитие подростков может  идти по неправильному пути. Это  часто происходит из-за отсутствия у родителей общей и педагогической культуры, навыков воспитания, а  также в результате сложившихся  в семье нездоровых жизненных  позиций. У подростка воспитываются  пренебрежительное отношение к  труду, правам и интересам других, потребительские настроения, отсутствует  уважение к закону.

Некоторые родители не могут  в полном объеме осуществлять должное  воспитание детей по объективным  причинам (в связи с болезнью, занятостью, работой в ночную смену  и т.д.).

Часть родителей уклоняется от воспитания детей. Особенно это характерно для неполных семей, в которых  один из родителей отказывается от воспитания ребенка. Следует учитывать, что треть состоящих на учете  в милиции несовершеннолетних не имеет одного из родителей.

Нередки случаи, когда родители (или один из них) отрицательно влияют на поведение подростка тем, что  ведут аморальный образ жизни: пьянствуют сами, вовлекают в это занятие своих детей, устраивают скандалы в семье, жестоко обращаются с детьми, выгоняют их из дома22.

Условия, способствующие формированию и закреплению у подростка  антиобщественной направленности личности, также весьма разнообразны. Значительная роль в предупреждении правонарушений подростков отводится учебным заведениям и производственным предприятиям. Однако в их работе довольно часто проявляются  негативные обстоятельства, способствующие совершению подростками преступления. Это обстановка безнаказанности  за нарушения, мелкие кражи из гардеробов, обирание учащихся, несвоевременное  трудоустройство бросивших школу  подростков, слабое их вовлечение в  общественную жизнь коллектива, в  сферу организованного досуга и  творчества, недостаточный контроль за поведением детей вне школы, в  семье и т. д.

В отдельных ПТУ не придается  значения фактам, когда в группе ежедневно отсутствует 5-7 человек, хотя известно, что учащимися во время, отведенное для занятий, совершается  около 10% преступлений и 12% - во время  производственной практики.

Немало учащихся числится в списках учебных заведений, в то время как они давно  бросили учебу, или администрация  школ в нарушение требований закона без согласия комиссии по делам несовершеннолетних исключает учащихся за плохое поведение, переводит в вечернюю школу, в  ПТУ, не интересуясь, действительно  ли они продолжают учебу. В некоторых  школах и ПТУ администрация не изучает условия нравственного  формирования личности учащихся в семье, общежитии, во время прохождения  производственной практики; не проводит вдумчивой, кропотливой работы с  каждым подростком, склонным к правонарушениям; в ее действиях до сих пор преобладает  стремление к проведению массовых профилактических мероприятий вместо индивидуально-профилактической работы, мало уделяется внимания предотвращению пьянства, наркомании и токсикомании23.

Встречаются факты сокрытия администрацией от правоохранительных органов правонарушений подростков, что способствует формированию у  них чувства безнаказанности.

Кроме того, хозяйственные  руководители зачастую не создают необходимых  условий для труда и быта подростков, занятых на производстве, повышения  их профессионального, общеобразовательного и культурного уровня, не следят за учебой работающих подростков. Большой  вред приносит формальный подход администрации  и общественных организаций к  вопросу о подборе общественных воспитателей, закреплении шефов, наставников  за подростками-новичками. Их обучение на некоторых предприятиях поручается судимым или лицам, злоупотребляющим спиртными напитками. Особое внимание необходимо обращать на работников торговли, продающих спиртные напитки подросткам, на взрослых, вовлекающих подростков в пьянство, употребление наркотиков, в преступную деятельность, а также  на условия и причины формирования преступных групп несовершеннолетних. При этом важно выявлять их организаторов  и принимать эффективные меры к предотвращению появления новых  антиобщественных групп.

Не всегда вовлекается  в работу с трудными подростками, в организацию их досуга, спортивных мероприятий общественный актив: педагоги, спортсмены, студенты, способные увлечь подростков интересным делом. Между  тем хорошо зарекомендовали себя такие формы, как приобщение подростков во время школьных каникул к посильному труду, привлечение их в клубы, спортивно-трудовые лагеря и другое.

Сложившаяся в сознании того или иного подростка антиобщественная направленность содержит в себе лишь возможность совершения преступления. Она становится причиной конкретного  преступления при наличии условий, способствующих ее реализации. В отличие  от взрослых преступников, которые  нередко настойчиво ищут возможности  осуществления своих намерений  и даже искусственно создают условия  для совершения преступлений, подростки  в большинстве случаев не совершат преступления, если в окружающей их обстановке не найдут соответствующих  условий24.

Это обстоятельство делает особенно важной работу всех государственных  и общественных организаций, должностных  лиц по устранению недостатков в  своей деятельности, а также по выявлению и устранению условий, способствующих или могущих способствовать совершению подростками преступлений.

К числу таких условий  относятся: недостатки в организации  учета, контроля и хранения материальных ценностей; проверок деятельности должностных  лиц на предприятиях, в торговых организациях и т. п.; в подборе кадров и комплектовании состава воспитателей и педагогов в учебных заведениях, общежитиях, детских учреждениях; в деятельности по охране порядка и имущества. Сюда же следует отнести разного рода отступления от требований законов и нормативных актов, допускаемые должностными лицами; безразличное, пассивное отношение отдельных должностных лиц к правонарушениям, совершаемым подростками.

Как правило, подросток достаточно подробно рассказывает о предупредительной  работе с ним работников КДН, ПППН, УР, педагогов, о перенесенных болезнях, прежних судимостях, мотивах, толкнувших его на путь совершения преступления. Менее охотно подчас несовершеннолетний дает показания о своих взаимоотношениях с родителями, друзьями, соучастниками преступления; со взрослыми, вовлекшими его в преступную деятельность, пьянство. Это объясняется разными причинами: ложно понимаемым чувством дружбы, боязнью мести, родственными связями.

В подобных ситуациях необходимо обратить внимание подростка на его  неправильную линию поведения, стремиться доказать, что безнаказанность лиц, вовлекших его в преступление, может иметь отрицательные последствия  для других подростков. Если же подросток  упорно не желает рассказывать о взаимоотношениях в семье, жилищно-бытовых условиях его жизни и воспитания, не следует  настаивать на этом: подросток может  замкнуться, психологический контакт  будет утерян. Указанные сведения могут быть получены следователем путем  допросов других лиц - свидетелей по делу: родственников, педагогов, инспекторов  ПППН, воспитателей и др., каждый из которых может осветить ту или  иную сторону жизни подростка, сообщить о причинах и условиях, толкнувших его на совершение преступления, а  также о мерах, которые принимались  для устранения негативных обстоятельств. Родители, например, могут рассказать о состоянии здоровья подростка, перенесенных в детстве заболеваниях, его учебе, взаимоотношениях с учителями, одноклассниками, круге друзей, их влиянии  на него. Педагог охарактеризует микроклимат  в учебном или производственном коллективе, отношение подростка  к правилам внутреннего распорядка, трудовой дисциплине, общественной жизни  коллектива. Учитель объяснит причины  отставания в учебе, расскажет об интересах и поведении в свободное  от учебы время, взаимоотношениях с  одноклассниками. Наставник, инспектор  ПППН или КДН помогут понять особенности  личности подростка, его интересы, увлечения. Из допроса этих лиц следователь  сможет сделать вывод об эффективности  и своевременности принимаемых  мер по исправлению подростка, отношении  несовершеннолетнего к проводимым мероприятиям. Необходимо иметь в  виду, что указанные свидетели подчас охотно дают негативную информацию о подростке, хотя редко признают и свои недоработки, недостатки в профилактической деятельности. Поскольку такие факты имеют существенное значение для выявления причин и условий, способствовавших совершению подростком преступления, следователь должен настойчиво устанавливать их в процессе предварительного следствия25.

Завершающим и самым трудным  этапом индивидуально-профилактической работы с трудным подростком является пробуждение у него потребности  в самовоспитании. Значительный потенциал  в профилактической работе с подростками  заложен в работе дворовых клубов по интересам. Вовлечение социально-запущенных подростков в ту или иную форму  общественно полезной деятельности дает положительные результаты тогда, когда они лично заинтересованы в коллективных действиях26.

Таким образом, профилактика несовершеннолетней преступности возможна посредством реализации на уровне региона - общесоциальных, экономических, организационных  мер, осуществляемых местными органами власти. Также важно воссоздать низший уровень профилактической работы, непосредственно  учебные заведения и должностные  лица на местах. Она должна включать как общие меры, так и специально целенаправленные психолого-педагогические, специально-криминологические меры предупреждения групповых и индивидуальных преступлений несовершеннолетних.

 

 

 

                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены  вопросы, освещающие такую немаловажную проблему, как преступность среди  подростков и методы ее профилактики. Преступность несовершеннолетних при значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению. Задача состоит, прежде всего, в снижении уровня преступности несовершеннолетних, недопущении разлагающего влияния несовершеннолетних преступников на других подростков и пополнения ими рядов взрослых преступников-рецидивистов.

Подростки представляют собой  особую социальную категорию, со своими идеалами и ценностями, которые формируются  под влиянием различных факторов. Эти ценности очень часто расходятся с нормами, принятыми в нашем  обществе, появляются так называемые отклонения или девиации. Один из наиболее распространенных видов девиаций –  это преступность. Исключительное влияние  на формирование преступного поведения  среди подростков оказывают такие  социальные институты, как семья, школа, а также неформальная группа сверстников, поскольку большую часть своего времени подросток проводит там. Подростковая преступность объясняется  избранием несовершеннолетним антисоциального  образа поведения в связи с  неадекватной оценкой обстоятельств  и отсутствием жизненного опыта в целях самоутверждения.

Преступность носит деструктивный  для общества характер, поэтому профилактика преступности несовершеннолетних –  неотъемлемый атрибут современного общества. В настоящее время функционирует  целый комплекс организаций по борьбе с подростковой преступностью, среди  которых комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы и учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, опеки  и попечительства, службы занятости. Однако у них есть множество недостатков, которые не позволяют им работать эффективно. Это и недостаток бюджетных средств, и нехватка работников, специализирующихся именно на поднятой мною проблеме, это и зачастую проявление формализма в работе, отказ от индивидуального подхода.

Информация о работе Актуальные проблемы борьбы с преступлениями совершаемыми несовершеннолетними