Конституционное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 10:43, курс лекций

Описание работы

Понятие и предмет Конституционного права как отрасли права.
Конституционное право – это ведущая отрасль национального права, представляющая систему правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя, регулирующих отношения между государством и человеком, устройство государства, организацию государственной власти.

Работа содержит 1 файл

Конституционное право(лекции).doc

— 292.00 Кб (Скачать)

Источники Конституционного права как науки представляют собой нормативные и документальные средства, с помощью которых осуществляется познание этой науки. К ним относятся:

1.                   источники Конституционного права как отрасли права;

2.                   исторические источники;

3.                   монографии, сборники, диссертации, доклады и другие научные труды ученых;

4.                   комментарии к законам;

5.                   труды российских ученых в учебниках, в учебных пособиях и учебных курсах;

6.                   Словари, справочники;

7.                   Опыт государственного строительства, в том числе судебные решения;

8.                   Акты общественных объединений – это любые решения общественных объединений, уставы.

 

Проблемы, стоящие перед наукой Конституционного права.

Из дореволюционных ученых, наибольший вклад в развитие науки Конституционного права внесли:

                   заведующий кафедрой Конституционного права Петербургского университета профессор Ильин.

Советское время:

                   в МГУ работал один из ведущих ученых профессор Барабашев;

                   профессор Кравчук, МГУ;

                   профессор Лепешкин.

В настоящее время эту кафедру возглавляет профессора Авакьян и Богданова.

Школа Московской Государственной Юридической Академии (МГЮАк):

                   Козлова, Кутафин, Михалева.

В Конституционном суде работает профессор Баглай, профессор Гаджиев, Бондарь, Бедрук.

В.С.Основин – основатель кафедры Конституционного права ВГУ.

Саратовская школа (Саратовская Юридическая Академия): профессора Фарбер, Матузов, Кабышев.

Екатеринбург: профессор Кокотов.

 

Учение о Конституции.

Понятие и сущность Конституции.

«Constitutio», лат. – «структура», «сложение», «установление».

Первые конституции возникли в США в 1787 году и Конституция Франции в 1791 году, где впервые были приняты правовые акты, определяющие основы государственного устройства страны. Сама идея Конституции возникла в Англии.

Конституция – это основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом, либо отдельных социальных слоев (групп) общества, и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

Если определение Конституции является общим для всех Конституций мира, то вопрос о сущности Конституции отражает особенности каждой конституции и каждой страны. Сущность Конституции – это баланс социальных интересов в конкретном государстве на конкретное время.

Конституционализм – это особая разновидность политического режима, конституционной законности: правление, ограниченное конституцией. Его признаками являются:

1.                   человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью;

2.                   существует ограничение государственной власти (разделение властей, самоуправление);

3.                   действуют институты народного представительства и непосредственной демократии;

4.                   Конституция признается высшим актом юридической силы и прямым источником для всей правовой системы.

Таким образом, Конституционное государство – есть веха на пути к правовому государству.

 

Функции Конституции.

1.                   Учредительная функция.

Выражается в том, что Конституция появляется в результате коренных изменений, которые происходят в жизни общества. Конституция – это всегда результат каких-либо «переворотов», изменений в государстве. Эта функция предполагает создание совершенно новых институтов, отношений в государстве и обществе.

2.                   Организаторская.

Конституция ставит перед государством, общественными организациями, государственными органами, должностными лицами, гражданами общие задачи.

3.                   Внешнеполитическая.

После принятия Конституции страна либо вступает в активные внешнеполитические связи, либо прерывает их.

4.                   Идеологическая.

Конституция «пишет» идеологию государства.

5.                   Юридическая.

Юридическая функция выражается в следующем:

а.                 становится основой новой правовой системы правопорядка в стране;

б.                 регулирует общественные отношения как документ прямого действия;

в.                 дает импульс к принятию огромного массива новых законодательных актов, воплощающих идеи Конституции.

 

Виды Конституции.

1.                   По порядку установления:

                                            октроированные (дарованные монархом);

                                            не октроированные;

2.                   По порядку изменению:

                                            гибкие (Конституция СССР);

                                            жесткие (Конституция РФ);

3.                   По форме закрепления политической власти:

                                            монархические (закрепившие власть монарха);

                                            республиканские (закрепили власть парламента);

4.                   По форме государственного устройства:

                   унитарные;

                   федеративные;

5.                   По степени отражения реально складывающихся общественных отношений:

                   юридические;

                   фактические;

6.                   По месту в правовой системе государства (РФ, республик РФ).

 

Особенности Конституции как основного закона.

Особенностями Конституции являются черты, отличающие Конституцию от других законов:

1.                   Верховенство Конституции (ч.2 ст.4) – утверждение в стране того конституционного строя, который закреплен в конституции, идея подчинения всех законов государства Конституции.

2.                   Высшая юридическая сила (ст.15) означает, что все законы и иные нормативные акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции. В случае такого противоречия, Конституция осуществляет прямое действие. Все органы государства обязаны соблюдать требования Конституции.

3.                   Конституция определяет процесс правотворчества (ст.76, 104, 105, 106, 107, 108, 109 и т.д.).

4.                   Стабильность Конституции означает, что она принимается на значительный срок для достижения определенности государства и она не должна часто меняться. Частая смена Конституции влечет за собой нестабильность режима.

5.                   Преемственность Конституции означает, что каждая последующая Конституция «впитывает» все передовое, что достигла конституционно-правовая наука на конкретный период.

6.                   Особая охрана государством заключается в том, что практически вся система органов государственной власти призвана охранять Конституцию. Для этого существуют особые институты (например, Конституционные Суды), которые осуществляют проверку законодательства государства на предмет соответствия Конституции.

7.                   Особый порядок принятия и пересмотра Конституции, внесения в нее поправок.

 

Порядок пересмотра Конституции.

Существует четыре варианта изменения Конституции:

1.                   Изменение первой, второй и девятой глав Конституции.

Ст.135 определила новую концепцию пересмотра Конституции особой учредительной властью – Конституционным Собранием.

2.                   Поправки (ст.136) для внесения изменений в главы 3-8 Конституции РФ. Принят Федеральный Закон от 4 марта 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

3.                   Ст.65 Конституции РФ.

Федеральный Конституционный Закон от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерация и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

4.                   Указ Президента Российской Федерации (ч.2 ст.137).

 

Толкование Конституции.

Толкование Конституции основано ч.5 ст.125 Конституции РФ. Толкование Конституции – это обязанность Конституционного Суда дать официальное разъяснение норм Конституции в случае специального запроса со стороны определенных субъектов права. Запрос о толковании может делать Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство и органы законодательной власти субъектов РФ. Существует практическая проблема между разграничениями полномочий в сфере правотворчества между Государственной Думой и Конституционным Судом вследствие принципов разделения власти. Разрешение проблемы состоит в следующем: главной особенностью актов толкования является то, что они не влекут за собой утрату юридической силы нормы Конституции и не создают новые правоотношения. Толкования Конституции Конституционным Судом состоит в преодолении неопределенностей понимания Конституции или соотносимых с ней правовых норм с целью обеспечения конституционного правопорядка (в рамках, установленных самой Конституцией).

Правовые позиции – это форма толкования Конституции Конституционным Судом.

 

Конституционные нормы и институты.

Особенности норм Конституции:

1.                   Конституционные нормы формулируют правила поведения для самых высших политических и юридических структур государства и общества.

2.                   Только Конституция формулирует систему правовых актов и их субординацию.

Перечень Федеральных Конституционных законов строго определен в Конституции: «о Конституционном Суде» (1994 г.), «об Арбитражных Судах» (1995 г.), «о референдуме» (1995 г.), «о судебной системе» (1996 г.), «о Правительстве РФ» (1997), «об уполномоченном по правам человека» (1997 г.), «о военных судах» (1999 г.), «о государственном Гербе» (2000 г.), «о государственном Флаге» (2000 г.), «о государственном Гимне» (2000 г.), «о порядке принятия в состав РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» (2001 г.), «о чрезвычайном положении» (2001 г.), «о военном положении» (2002 г.).

 

Реализация Конституции.

Реализация – это процесс воплощения правовых предписаний Конституции в реальную действительность. Реализация Конституции имеет несколько уровней:

1.                   Уровень реализации нормы:

                                            использование права;

                                            исполнение обязанностей;

                                            применение полномочий;

                                            соблюдение запретов.

2.                   Уровень реализации институтов:

                                            идеализация;

                                            прямое действие;

                                            правотворчество.

3.                   Уровень достижения цели Конституции.

 

Охрана Конституции.

Правовая охрана Конституции – это совокупность средств, с помощью которых достигается выполнение всех установленных Конституцией норм, строгое соблюдение режима Конституционной законности.

Правовые элементы правовой охраны Конституции:

1.                   Самоохрана – закрепление в Конституции норм, обеспечивающих ее выполнение (ст.4, 15, 16, 18, 82, 103, 113, 120).

2.                   Конституционный контроль – деятельность компетентных государственных органов по проверке, выполнению, констатации и устранению несоответствий нормативных актов и действий правоприменителей в Конституций. Его осуществляют:

                                            Президент РФ (ст.80, 82);

                                            Парламентский контроль (гл.5);

                                            Органы исполнительной власти;

                                            Органы прокурорского надзора и судебные органы;

                                            Конституционный суд (ст. 125).

 

 

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ.

Понятие основ Конституционного строя.

Понятие Конституционного строя и его отличия от общественного и государственного строя.

Общественный строй (устройство) – это исторически конкретная система общественных отношений, то есть организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена материальных и духовных благ, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в различных сферах жизни. Существуют следующие виды общественного строя: например, феодализм, капитализм, социализм и так далее.

Конституционный строй – это определенная форма или способ организации государства, закрепленный в Конституции. Элементами Конституционного строя являются:

1.                   Гуманистические основы Конституционного строя;

2.                   Политическая, экономическая и социальная системы, существующие в государстве;

3.                   Сущность власти и принцип ее реализации.

Государственный строй – понятие более широкое, чем Конституционный строй. Государственный строй – это система всех социальных, экономических и политических отношений, установленных в государстве. Государственный строй может регулироваться в Конституции. Признаком его является регулирование отношений государственной власти.

 

Понятие и содержание основ Конституционного строя.

Основы Конституционного строя – это устои государства, его основные принципы, определяющие ключевые черты (сущность) общественного строя, государства, власти, форму правления, государственного устройства, политического режима. Особенности основ конституционного строя (как конституционно-правового явления):

1.                   «фундамент» Конституционного строя (ст.16);

2.                   нормы состоят, в основном, из одного вида – нормы-принципы;

3.                   содержаться в первой главе Конституции;

4.                   особая юридическая сила (ст.16);

5.                   особый усложненный порядок пересмотра Конституции (ст.135);

6.                   максимальная стабильность основ Конституционного строя.

Как  модель комплекса общественных отношений государства и общества, основы Конституционного строя подразделяются на три уровня:

1.                   Базовые ценности, на которые ориентируется общество в развитии Конституционного строя.

2.                   Основные принципы, выступающие в качестве руководящих для конкретных сторон Конституционного строя и отрасли Конституционного права.

Информация о работе Конституционное право