Конституционное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 10:43, курс лекций

Описание работы

Понятие и предмет Конституционного права как отрасли права.
Конституционное право – это ведущая отрасль национального права, представляющая систему правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя, регулирующих отношения между государством и человеком, устройство государства, организацию государственной власти.

Работа содержит 1 файл

Конституционное право(лекции).doc

— 292.00 Кб (Скачать)

Если избирательная комиссия по каким-либо причинам также не объявила о начале выборов, то они назначаются судом.

II.            Образование избирательных округов и участков.

III.          Формирование избирательных комиссий.

IV.          Формирование списков избирателей.

Списки избирателей обновляются дважды в году главой Администрации муниципального образования (ст.16). Основанием для регистрации является факт нахождения постоянного места жительства на территории муниципального образования.

V.            Выдвижение кандидата в депутаты(ст. 33, 34, 48).

VI.          Сбор подписей в пользу того или иного кандидата.

VII.        Проведение агитационной кампании.

VIII.      Финансирование выборов.

Порядок создания избирательных фондов (ст.58). Кандидат уведомляет избирательную комиссию о создании своего фонда. Источники избирательных фондов:

                                собственные средства кандидата (избирательного объединения, блока);

                                средства, выделенные кандидату избирательным объединением, блоком;

                                добровольные пожертвования граждан;

                                добровольные пожертвования юридических лиц;

                                средства, выделенные избирательной комиссией.

Запрещено использование пожертвований иностранных граждан, иностранных государств, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, несовершеннолетних, юридических лиц с участием иностранного капитала (от 30% и более), международных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, муниципальных учреждений, юридических лиц, имеющих долю муниципальных (государственных) учреждений (от 30% и более), воинских учреждений, анонимных жертвователей, юридических лиц, которые были зарегистрированы менее, чем за год до голосования.

IX.          Организация и порядок голосования.

X.            Подсчет голосов избирателей и установление результатов выборов.

XI.          Обжалование нарушений избирательных комиссий.

 

Избирательные комиссии.

Избирательная комиссия – это коллегиальный орган, который формируется в порядке и в сроки, установленные законом, и организует и обеспечивает подготовку и проведение выборов.

Виды избирательных комиссий:

                   Центральная избирательная комиссия РФ.

Является главенствующей и осуществляет работу по подготовке и реализации выборов. В комиссию входит 15 человек: 5 человек назначается Президентом РФ, 5 человек назначает Государственной Думой и 5 человек предлагается Советом Федерации (10 членов Центризбиркома назначаются из числа членов фракций в Государственной Думе). Главная функция: осуществление контроля за соблюдение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ.

                   Избирательные комиссии субъектов РФ.

Закон Воронежской области «Об избирательной комиссии Воронежской области» от 22 июня 2000 года. Избирательная комиссия формируется также на основании предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению мандатов в Федеральном Собрании РФ и в законодательном представительном органе субъекта РФ. В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, избирательного объединения и блока. Эти политические объединения не вправе предлагать несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более 1/3 от общего числа членов избирательной комиссии.

Избирательные комиссии по своей сущности являются государственно-общественными, так как:

1. Они выполняют функции, возложенные на них государством.

2. В них принимают участие государственные служащие.

Избирательные комиссии действуют на постоянной основе. Срок полномочий – 4 года. Большинство членов избирательной комиссии устанавливаются субъектом РФ (от 10 до 14 человек). Формирование осуществляется законодательным представительным органом субъекта и высшим должностным лицом субъекта РФ на основе предложений. Половина членов избирательной комиссии назначается законодательным представительным органом субъекта, а половина – высшим должностным лицом субъекта РФ (Главой Администрации).

                   Избирательные комиссии муниципальных образований.

Срок полномочий – 4 года. Схема избрания в члены избирательной комиссии аналогична избирательной комиссии субъекта РФ.

                   Окружная избирательная комиссия.

Избирательный округ – это территория, которая образована в соответствии с законом и на которой гражданами РФ избирается депутат либо выборное должностное лицо. Одномандатным называется такой округ, на котором избирается один депутат. Многомандатный округ – поименное избрание нескольких депутатов. Единый избирательный округ – вся территория, на которой проводятся выборы. Окружная избирательная комиссия организует работу с кандидатами в депутаты: регистрация кандидатов, выдача удостоверений, организация мероприятий для каждого конкретного депутата, связанного со встречей с избирателями и выступлениями в СМИ, контроль использования фондов избирателей, принятие жалоб на работу нижестоящих комиссий.

                   Участковая избирательная комиссия.

Центр по работе с избирателями. Она проверяет списки избирателей, вносит в них исправления, передает жалобы, следит за правильностью проведения агитации и в день голосования работает с наблюдателями. Передает результаты голосования по участку в окружную избирательную комиссию, которая подводит итоги по голосованию.

                   Территориальная избирательная комиссия.

Территориальная комиссия (например, районная, городская) существует для связи участковых комиссий с вышестоящими комиссиями и контролю за ними. Территориальная комиссия осуществляет перевозку бюллетеней и всей информации, полученной в участковых комиссиях, до вышестоящей комиссии (например, муниципальной).

 

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты. Статус зарегистрированных кандидатов.

Статус кандидата закреплен в главе 6 ФКЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме». В п.5 ст.40 дано понятие использование преимущества служебного и должностного положения: использование помещений, в которых работает должностные лицо, использование подчиненных, оргтехники, транспорта, агитационные выступления, используя свое положение, и т.д. Таким образом, во время предвыборной кампании должностное лицо уходит в отпуск. Кандидаты в депутаты до дня объявления результатов голосования обретают неприкосновенность.

Доверенные лица участвуют на стадии выдвижения и агитации. Наблюдатели проверяют правильность проведения голосования и подают жалобы в участковую избирательную комиссию.

 

 

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ.

Понятие общественного объединения.

Их организационно-правовые формы и конституционные основы.

Общественное объединение – это важнейший элемент гражданского общества, созданный с целью удовлетворения интересов граждан и реализации целей общественного объединения.

Статья 3 федерального закона определяет содержание конституционного права на объединение:

1. право на создание общественного объединения;

2. право на вступление в существующее общественное объединение;

3. право воздержаться от вступления в любое объединение;

4. право на свободу деятельности в рамках устава;

5. право на выход из объединения;

6. право на роспуск (ликвидацию) общественного объединения.

Признаки общественных объединений:

1. добровольное формирование;

2. построение на самоуправлении;

3. некоммерческое формирование;

4. создание по инициативе граждан, имеющих общность интересов;

5. направлено на достижение целей, в которых заинтересовано и государство.

Выделяются следующие субъекты общественных объединений: учредители (организаторы общественного объединения), члены (заинтересовавшиеся и вступившие в него) и участники (поддерживающие деятельность, но не являются участниками) общественного объединения.

Организационно-правовые формы – способ внутреннего структурирования, избранный среди закрепленных в законе самим объединением на основе его потребностей, целей и задач, определяющий весь механизм принятия решений и порядок управления имуществом.

Формы общественных объединений:

1. Общественная организация (ст.8) всегда основана на членстве и создана на основе совместной деятельности для защиты общих интересов граждан. Членами могут быть физические и юридические лица. Обязательно членство. Руководство съезд, конференция или общее собрание.

2. Общественное движение (ст.9) состоит из участником, не имеющих членства. 

3. Общественный фонд (ст.10). Цель общественного фонда: формирование имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений с целью использования этих средств на общественно полезных нужды.

4. Общественное учреждение (ст.11) создается с целью оказания конкретных видов услуг, отвечающих интересам участников этого объединения.

5. Орган общественной самодеятельности (ст.12) создается с целью совместного решения социальных проблем, возникающих у граждан, как правило, по месту жительства, работы или учебы.

6. Политическая партия (ст.12-2).

 

Принципы создания и деятельности общественных объединений.

Взаимоотношения государства и общественных объединений.

Основными принципами являются:

1. добровольность предполагает, что в общественные объединения вступают только по желанию участников;

2. равноправие означает, что граждане, участвующие в общественном объединении, равноправны и что все объединения по своему статусу одинаковы;

3. самоуправление;

4. законность.

Взаимоотношения государства и общественного объединения осуществляются на основе трех принципов (ст.17):

                   разграничение деятельности государственных органов и общественных объединений;

                   правовой запрет на вмешательство органов государственной власти в деятельность общественных объединений;

                   государственная политика поддержки развития общественных объединений (предоставление государственных грандов, заключение договоров на выполнение поручений, государственные заказы).

У общественных объединений есть две обязанности: ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества; ежегодно информировать органы, которые принимали решение о государственной регистрации, о продолжении своей деятельности.

 

Ответственность за нарушение закона об общественных объединениях.

Определяется равенство оснований ответственности субъектов, действующих в сфере этого закона. Все общественные объединения, чьи права нарушаются, имеют право обращаться в судебные органы или с жалобой в административные органы.

Ответственность за нарушение законом организацией несет руководитель (или руководители) общественной организации (ст.41).

Существует возможность приостановления деятельности общественного объединения при условии нарушения Конституции или законов (до 6 месяцев).

 

Иные формы непосредственной демократии.

1. Манифестации – это открытые проявления свободы мысли и слова, имеющие целью воздействовать на государственные органы для решения вопросов жизнедеятельности общества путем согласования и формирования мнения граждан и его публичного выражения. Манифестации – это средство обратной связи между гражданином и государством. Право на манифестации объединяет в себе право на митинги, демонстрации, шествия, пикетирования. Указ Президента 1992 года изменил существующую ранее разрешительную систему на систему согласовывающую (информационную).

Митинг – это массовое собрание граждан для публичного выражения отношений к действиям лиц и организаций и событиям общественно-политической жизни.

Демонстрация – это форма непосредственной демократии, которая публично выражается группой лиц общественно-политическое настроение с использованием наглядной форма агитации (транспарантов, лозунгов, плакатов и т.д.).

Шествие – это организованное массовое движение людей по пешеходной или проезжей части улицы с целью проявления внимания к какой-либо общественной проблеме.

Пикет – это массовое собрание граждан направленных на блокирование какого-либо здания (сооружения) с целью воспрепятствования в его проникновение.

Во всех случаях эти все формы имеют одну цель: обратить внимание государственной власти на какое-либо общественное явление и заставить принять решение в интересах данной группы.

2. Собрания (сходы) граждан.

Функции собраний:

                          совещательная;

                          информационная;

                          контрольная;

                          организационная;

                          распорядительная;

                          образовательная.

Собрания могут принимать разнообразные решения: политические, экономические, социальные и т.п. Например, принятие резолюций, выдвижение кандидатов, принятие законопроекта, избрание руководящего органа.

3. Народная инициатива – это такой юридический институт, который объединяет граждан для принятия решений, имеющих юридические значение: рассмотреть на заседании представительного органа государственной власти.

Виды народной инициативы:

                          законодательная;

                          корректирующая состав представительного органа;

                          инициирующая проведение референдума.

4. Отзыв выборных лиц предполагает ответственность выборных должностных лиц за действия, противоречащие выборному званию. Отзыв депутата, высшего должностного лица субъекта РФ, муниципального образования – это разновидность конституционной ответственности.

Информация о работе Конституционное право