Конституционное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 10:43, курс лекций

Описание работы

Понятие и предмет Конституционного права как отрасли права.
Конституционное право – это ведущая отрасль национального права, представляющая систему правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя, регулирующих отношения между государством и человеком, устройство государства, организацию государственной власти.

Работа содержит 1 файл

Конституционное право(лекции).doc

— 292.00 Кб (Скачать)

12 декабря 1993 года – референдум о принятии Конституции РФ.

Виды референдумов:

I.              По предмету референдума (вопросы, выносимые на референдум):

                                            Конституционный – то, что предусмотрено Конституцией как обязательный референдум;

                                            Законодательный референдум – вопросы, предусмотренные законом как обязательные для обсуждения на референдуме;

                                            Международно-правовой – вопросы заключения международных договоров, союзов и т.д.;

                                            Административно-правовые референдумы –административно-территориальное деление обязательно с учетом мнения населения.

II.            По территориальному признаку:

                                            Общегосударственный референдум, проводимый на территории государства;

                                            Региональный референдумы проводятся на основе ФКЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме» и Закона субъекта федерации о референдуме;

                                            Местный.

III.          По времени их проведения:

                                            До принятия закона парламентом;

                                            После принятия закона парламентом.

IV.          По юридическим последствиям:

                                            Консультативный;

                                            Императивный.

V.            По способу проведения:

                                            Обязательные (по вопросам, указанным в законе);

                                            Факультативные.

VI.          По субъектам инициативы (Глава государства, Парламент и т.д.).

 

Общие принципы проведения референдумов в Российской Федерации.

1. Всеобщее избирательное право (ст.4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан»).

2. Равное избирательное право (ст.5 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан») гарантируется равным количеством избирателей на территории избирательного округа.

3. Прямое волеизъявление.

4. Тайное голосование.

5. Свободное и добровольное голосование.

6. Участие в референдуме независимо от места пребывания.

7. Возможность привлечения иностранных граждан в случаях, предусмотренных законом (ст.3 п.6 и ст.4 п.10 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан»).

 

Стадии подготовки и проведения референдумов.

1.                   Выдвижение инициативы о проведении референдума.

2.                   Этап сбора подписей.

3.                   Принятие решения о назначении референдума.

4.                   Стадия подготовки к проведению референдума.

5.                   Стадия голосования и определения результатов.

Основания:

1.                   Федеральный Конституционный закон о референдуме предусматривает инициативу проведения референдума у двух миллионов граждан, имеющих право участия в референдуме, при обязательном условии: на территории одного субъекта проживают не более 10 % инициаторов референдума.

2.                   Инициатива проведения референдума принадлежит Конституционному собранию (ч.3 ст.135)

Алгоритм проведения первой стадии:

Ст.14 ФКЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

I.  Инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит:

1.                   гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме (число граждан закрепляется в законе субъекта РФ).

2.                   общественным объединениям при условии:

                                оно должно быть обязательно зарегистрировано в органах юстиции;

                                в уставе должна быть предусмотрена возможность участия в выборах и референдумах;

                                инициатива должна быть выдвинута не раньше года со дня регистрации объединения.

3.                   избирательным объединениям – это такое общественное объединение, которое может состоять из нескольких общественных объединений.

а.                 Подача заявления инициативной группы: в РФ в инициативной группе должно быть 100 человек для федерального референдума; например, для местного референдума в Воронежской области в инициативной группе должно быть 20 человек.

б.                 Обращение инициативной группы в избирательную комиссию субъекта РФ с ходатайством о регистрации этой группы.

Комиссия принимает решение о регистрации группы с извещением соответствующих должностных лиц (либо отказывает в регистрации). Группа считается созданной с момента выдачи Регистрационного свидетельства и выдает подписные листы установленного образца. Это свидетельство действует в течение определенного срока, в течение которого группа имеет право собирать подписи.

II.                  Сбор подписей.

Обязательна проверка Конституционным Судом достоверности документов и соблюдения их Конституции РФ (ст.12 ФКЗ «О референдуме»).

III.                Принятие решения о назначении референдума.

Референдум РФ назначает Президент. Референдум субъекта РФ назначает представительный законодательный орган субъекта РФ. Местный референдум – референдум в муниципальном образовании. Он назначается представительным органом местного самоуправления.

Если представительные органы затягивают решение о назначении референдума, то возможен вариант обращения в суд, и тогда суд назначает референдум.

IV.               Организационные действия.

Этапы:

                                                                     Составление списков избирателей.

Новизна составления списков избирателей по новому закону: регистрация участников референдума осуществляется главой муниципального образования и уточняется участковой избирательной комиссией. Впервые по новому закону в списки участников референдума включаются иностранцы, если на основании международного договора РФ они имеют право на участие в выборах в органы местного самоуправления и местного референдума (т.е. имеют право участия только на уровне муниципального образования).

                                                                     Формирования участков референдума.

Участки референдума – это места, на которых граждане организуются для проведения голосования.

                                                                     Организация деятельности комиссий по проведению референдума.

Виды комиссий по проведению референдума основываются на избирательных комиссиях (см. «комиссии о выборах»).

V.                 Стадия голосования и определения результатов.

Эта стадия возникает с момента прихода на избирательный участок.

 

 

 

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Понятия «Избирательная система» и «Избирательное право».

Избирательная система имеет два смысла:

                   В широком смысле это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе выборов органов государственной власти, местного самоуправления и высших должностных лиц, а также организаций, возникающих при этом процессе.

                   В узком смысле это способ определения результатов выборов в зависимости от результатов голосования, то есть, технология определения результатов выборов.

Существуют два типа избирательных систем:

                   при мажоритарной избирательной системе избранными считаются те кандидаты, которые получили большинство голосов избирателей;

                   пропорциональная избирательная система – это система, в основе которой лежит принцип распределения депутатских мандатов пропорционально полученному каждым списком кандидатов числу голосов избирателей.

Достоинство мажоритарной системы:

Мажоритарная система обладает преимуществом по связи избирателей с конкретным депутатом. Депутат хорошо знает избирателей, отдавших за него голос и поэтому граждане чаше приходят к нему на прием, имеют право потребовать от депутата конкретных действий

Недостаток мажоритарной системы:

При мажоритарной системе отсутствует единый перспективный план развития всей территории, депутатом от которой он является.

Достоинство пропорциональной системы:

Представительный орган имеет цельный перспективный план развития территории.

Недостаток пропорциональной системы:

Пропорциональная система ослабляет личные связи и персональную ответственность депутата перед избирателями.

Именно поэтому, по мнению ученых, для лучшего развития парламентаризма в России имеет место баланс этих двух систем.

Мажоритарная система имеет три разновидности:

1. Относительно большинства (получение большинства голосов относительно другого кандидата).

2. Абсолютного большинства (50% + один голос).

3. Квалифицированного большинства (2/3 или 3/4 всех голосов избирателей).

Пропорциональная избирательная система имеет огромное количество разновидностей.

После распределения мандатов между партийными списками встает вопрос о порядке определения конкретных кандидатов, которые получаю мандаты депутатов. Существует два вида списков:

1. Жесткие (жесткая очередность кандидатов определяется партией в момент формирования списка; депутаты, указанные в списке не подлежат переносу).

2. Гибкие (список может быть изменен внутри самих кандидатов).

Новый федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав» вводит в обязательном порядке пропорциональную систему выборов депутатов представительных органов.

Избирательное право имеет два значения:

 Субъективное избирательное право закреплено в статье 32 Конституции: избирать и быть избранными.

 Объективное избирательное право – совокупность правовых норм, регулирующая определенные периоды выборов депутатов законодательных представительных органов и выборов должностных лиц государства и местного самоуправления.

Существует три уровня относительно самостоятельных нормативных массивов избирательного права:

1.                  Федеральный.

2.                  Субъекта федерации.

3.                  Муниципальный уровень.

Избирательное право регулируется следующими законами:

Конституция РФ (ст. 32 и т.д.), федеральные законы (ФКЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ФЗ «О выборах Президента РФ» 1999 года, ФЗ «О выборах» 1999 года и т.д.), Указы Президента, судебные решений Конституционного Суда РФ, Конституции, уставы и законы субъектов, нормативные акты избирательных комиссий, нормативные акты местного самоуправления.

 

Общие принципы проведения выборов.

Принципы проведения выборов закреплены в статье 3 ФКЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»:

1.                  Всеобщее избирательное право.

2.                  Равное избирательное право (каждый избиратель имеет один голос).

3.                  Прямое избирательное право.

4.                  Тайное голосование.

5.                  Свободное и добровольное участие в выборах.

6.                  Периодичность проведения выборов.

7.                  Подлинные и нефальсифицированные выборы.

8.                  Принцип проведения выборов с участием иностранцев в исключительных случаях по международному договору.

Существует ряд цензов в избирательном законодательстве:

1.       возрастной (избиратель – 18 лет, депутат Государственной Думы – 21 год, Президент РФ – 35 лет);

2.       оседлости (ч.2 ст.81 Конституции РФ, 10 лет проживания в РФ);

3.       гражданство;

4.       языковой (требование знания языка субъекта РФ);

5.       образовательный (наличие у кандидата высшего образования);

6.       ценз судимости;

7.       предыдущего избрания (ограничение занятия выборной должности в течение нескольких сроков подряд).

 

Субъекты избирательного процесса.

К субъектам, которые участвуют в избирательном процессе, относятся избиратели, избирательные объединения и блоки, избирательные комиссии, кандидаты в депутаты, органы государственной власти, должностные лица и наблюдатели. Избиратель – это гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.

Избирательное объединение – это политическая партия, имеющая право участвовать в выборах в соответствии с федеральным законом. К избирательным объединениям относятся также и региональные объединения и представительства. Они имеют право участвовать в выборах на соответствующем уровне. Избирательным объединением при проведении выборов в органы местного самоуправления являются иные общественные объединения. Для этого общественного объединения в уставе должна быть указана цель участия в выборах. Все эти организации должны быть зарегистрированы не позднее, чем за один год до дня голосования.

Избирательный блок – это несколько объединений, объединившихся в период предвыборной кампании с целью идти на выборы с единой программой и списком.

Избирательная комиссия – это коллегиальный орган, который формируется в порядке и в сроки, установленные законом, и организует и обеспечивает подготовку и проведение выборов.

 

Основные этапы избирательной кампании.

I.              Назначение выборов.

Выборы объявляются (ст.10):

                          Президентом РФ;

                          Высшим должностным лицом субъекта федерации.

Если должностное лицо не объявило выборы, то объявление осуществляется Центральной избирательной комиссией либо избирательной комиссией субъекта РФ.

Информация о работе Конституционное право