Конституционное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 10:43, курс лекций

Описание работы

Понятие и предмет Конституционного права как отрасли права.
Конституционное право – это ведущая отрасль национального права, представляющая систему правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя, регулирующих отношения между государством и человеком, устройство государства, организацию государственной власти.

Работа содержит 1 файл

Конституционное право(лекции).doc

— 292.00 Кб (Скачать)

3.                   Конституционно-правовые институты и нормы, через которые упомянутые выше ценности и принципы получают непосредственное обоснование, закрепление и определяющее юридическое значение.

Фундаментальные (или базовые) ценности являются отражением сверхзадачи, которую народ воплощает в Конституционном строе, и выражаются в формулировании в нормах Конституции определенных категориях счастья, добра, справедливости, свободы, равенства, солидарности, порядка. Сформулированные в Конституции базовые ценности формируют правосознание граждан, которые реализуют цели, поставленные в институтах Конституционного строя. Базовыми ценностями являются:

1.                                            Демократия – права и свободы закреплены в качестве высшая ценность, гражданский мир, согласие, демократическое государство;

2.                                            Государственность – сохранение исторически сложившегося государственного единства;

3.                                            Народность – провозглашение принципов равноправия и самоопределение народностей;

4.                                            Преемственность;

5.                                            Нравственность;

6.                                            Патриотизм – благополучие и процветание России;

7.                                            Социальное равенство;

8.                                            Интернационализм – осознание себя как части мирового сообщества.

Принцип гуманистических основ Конституционного строя, закрепленный в ст.2 Конституции РФ, выражается в следующем:

1.                                            Суверенитет личности исходит из суверенитета народа (ст.3);

2.                                            Принцип защиты личности от государства;

3.                                            Содержание прав человека является конституционно защищенным (49 статей посвящено этому вопросу).

 

Конституционная характеристика государства.

В основах Конституционного строя в той или иной форме даны семь качественных характеристик Российского государства:

1.                   Демократическое.

Признаки демократического государства:

                                            свободные регулярные выборы;

                                            признание народа источником власти;

                                            гласность, свобода печати;

                                            плюрализм идеологии;

                                            информационное взаимодействие общества;

                                            реализация (наличие) местного самоуправления.

2.                   Федеративное.

Признаки федеративного государства отражены в ч.3 ст.5 Конституции РФ.

3.                   Правовое.

Признаки правового государства:

                                            верховенство закона (ч.1, 2 ст.15);

                                            обязанность государства защищать права человека (ст.2);

                                            принцип разделения государственной власти (ст.10);

                                            конституционное закрепление независимости судей, подчинение их только закону (ст.120);

                                            приоритет международного права над нормами национального права (ч.4 ст.15);

                                            ответственность высших должностных лиц (Президента, Парламента) за исполнение своих обязанностей – «Конституционная ответственность».

4.                   С республиканской формой правления.

5.                   Суверенное (ст.4).

Суверенитет – это свойство государственной власти, выражающееся в верховенстве, единстве и независимости. Сущность верховенства заключается в том, что над ней не стоит никакая иная публичная власть и государство само определяет правопорядок в стране. Единственным ограничителем государственной власти являются Конституция и законы. Единство выражается в совокупной компетенции систем государственных органов, которые осуществляют функции государства и определяют средства достижения цели государства. Самостоятельность в отношениях с другими государствами, участие в жизни мирового сообщества.

6.                   Социальное (ст.7).

Элементы социального государства:

1.                                                                           государство создает условия достойной жизни;

2.                                                                           государство сводит к минимуму социальные различия;

3.                                                                           равенство женщин в общественной (социальной) и семейной жизни;

4.                                                                           охрана среды обитания личности;

5.                                                                           обеспечение правовой защиты со стороны государства мало или незащищенных социальных групп (инвалиды, молодежь и т.д.).

7.                   Светское (ст.14).

Признаки:

1.                                                        нет государственной обязательной религии;

2.                                                        религиозные объединения отделены от государства;

3.                                                        равенство всех конфессий перед законом;

4.                                                        полное невмешательство государства в определение граждан своего отношения к религии;

5.                                                        отделение школы от церкви.

 

 

Народовластие в Российской Федерации.

Понятие «народный суверенитет» и его основные формы.

Суверенитет в Конституционном праве выражается в трех формах:

1.                                            государственный суверенитет;

2.                                            народный суверенитет (ст.3);

3.                                            национальный суверенитет.

Признаки народного суверенитета:

1.                                            Народу принадлежит вся власть в стране;

2.                                            Осуществление этого суверенитета возможно в формах непосредственной демократии, через органы государственной власти и через органы местного самоуправления.

 

Формы народовластия.

Власть государства всегда имеет различные формы:

1.                                            Органы государственной власти.

Государственная власть осуществляется посредством принятия законов. Выражается в принятии актов либо в совершении каких-либо действий, имеющих государственно-обязательную силу. Субъекты, осуществляющие государственную власть (ст.11), народ (путем референдума, на котором принимаются законы), выборы, на которых формируются органы государственной власти.

2.                                            Общественная власть (общественные объединения).

Общественная власть – это форма народовластия, которая распространяется на определенные общественные формирования (на одну политическую партию, движение и т.п.) и имеет организационный характер.

3.                                            Смешанная форма (местное самоуправление, ст. ст. 12, 130, 131, 132, 133).

Органы местного самоуправления не являются органами государственной власти.

 

Особенности представительной и непосредственной демократии.

Непосредственная форма демократии – это совокупность форм и средств непосредственного осуществления народом власти путем личного участия в этих формах.

Представительная демократия – это система представительных органов государственной власти, местного самоуправления либо выборных должностных лиц.

Особенности:

1.                   Представительная форма демократии не может существовать без непосредственной.

2.                   Непосредственная демократия может существовать только на основе, которое принимается исключительно представительными органами государственной власти.

Непосредственная демократия – это совокупность правовых норм, регулирующих принципы и механизмы воли народа, который осуществляет волеизъявление непосредственно, минуя каких-либо посредников. Институты непосредственной демократии делятся на две группы:

1.                   К императивным формам непосредственной демократии относятся такие формы, решение которых является окончательным, обязательным и не подлежит какому-либо утверждению государственными органами или органами местного самоуправления: императивный референдум, выборы депутатов и выборных должностных лиц.

2.                   Консультативные формы непосредственной демократии – это выявление воли народа в целях принятия оптимального решения соответствующим государственным органом или органом местного самоуправления. При консультативной форме окончательное решение принадлежит органам государственной власти и органам местного самоуправления.

 

Понятие и система институтов непосредственной демократии.

Виды:

1.                                            Референдум и выборы.

2.                                            Митинги, собрания, шествия, демонстрации, пикетирования, съезды, совещания.

3.                                            Индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти, обжалования действий должностных лиц, отзыв депутата, забастовки.

4.                                            Революции.

5.                                            Законодательная инициатива, всенародные обсуждения, петиции.

 

Референдум и выборы.

Понятие «референдума». Предмет и виды референдумов.

Понятие референдума дано в Федеральном Конституционном законе РФ «об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» в статье № 2 «Основные термины и понятия». Референдум – это форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решения, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.

Признаки:

1.                   Референдум – это форма прямого волеизъявления.

2.                   Референдум – это форма волеизъявления граждан.

3.                   Предмет референдума: наиболее важные особенности государственного и местного значения.

4.                   Цель: принять определенные решения.

5.                   Обязателен механизм голосования.

6.                   Могут участвовать только граждане, обладающие активным правом на участие.

Первый референдум был проведен в республике Берн (Швейцария) в 1449 году.

Этапы развития института референдума:

1.                  До Первой Мировой войны.

1905 год – Норвегия: решался вопрос о пребывании в союзе со Швецией, обсуждение формы правления, государственного устройства и т.д.

2.                  Между двумя Мировыми войнами.

Этап демократизации избирательного  законодательства и принятия конституций: Ирландия, Португалия, Румыния, Люксембург, Исландия и т.д. В Эстонии с 1923-1936 год было проведено 5 референдумов. На волне демократии данный политический инструмент смогли удачно использовать Германия и Италия: были проведен референдумы с вопросами о выходе Германии из лиги наций и о передаче президентских функций Гитлеру и другие.

3.                  После окончания Второй Моровой войны.

Во многих странах референдум стал основным механизмом принятия Конституции: Франция, Испания, Дания. Происходило освобождение от колониальной зависимости: Алжир, Конго и т.д. В некоторых государствах посредством референдума был возвращен монархический строй: Бельгия, Испания. В других государствах был положен конец монархии: Италия, Болгария, Греция. Президент Шарль де Голь  провел всенародное голосование во Французской республике 8 раз. В 70е годы стали проводиться референдумы в парламентских странах. Референдум на данный момент является «традицией» в Швейцарии, Италии и Австралии.

Причины крайне редкого использование референдума в России как института непосредственной демократии:

1.                  Обширность территории государства.

2.                  Экономический уровень развития страны: постоянный дефицит средств.

3.                  Неподготовленность народа к оценке предлагаемого решения и неподготовленность власти принять это решение как должное.

История нормативного регулирования:

В 1936 году – в Конституции СССР года в качестве формы народного обсуждения референдум как консультативная форма.

В 1977 году в Конституции СССР впервые в истории страны референдум был зафиксирован как всенародное голосование.

В 1990 году был принят Закон СССР и Закон РСФСР «О всенародном голосовании».

Практика проведения референдумов в России:

На основе Закона СССР 17 марта 1991 года был проведен всесоюзный референдум по вопросу сохранения СССР. Был проведен в этот же день референдум об учреждении поста Президента РСФСР.

Второй всероссийский референдум проходил 25 апреля 1993 года о доверии Президенту Б.Н.Ельцину и социально-экономическому курсу и досрочных выборах Президента и Верховного Совета РСФСР.

Информация о работе Конституционное право