Уголовная ответственность в области таможенного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:19, контрольная работа

Описание работы

В своей контрольной работе я рассмотрел уголовную ответственность за преступления в области таможенного дела. В ней описывается статьи уголовного кодекса РФ за экономические преступления в сфере таможенного дела, т.е. преступления, посягающие на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, а так же иные экономические преступления, так например невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния, материалов, оборудования, научно-технической информации и т.д., их рассмотрение в сфере таможенного дела.

Содержание

Введение.
Законодательство об уголовной ответственности в области таможенного дела.
Виды преступлений в области таможенного дела и их юридический состав (общая характеристика).
Заключение.
«Незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами» (ст. 16.20 КоАП РФ).
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Уголовная ответственность в области таможенного дела.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

     Статья 194 УК РФ. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица. Важно подчеркнуть, что в этом случае также имеются в виду размеры неуплаченных сумм таможенных платежей, а именно, крупный (более пятисот тысяч рублей) и особо крупный (более одного миллиона пятисот тысяч рублей) размеры.

     Уголовная ответственность может наступить  лишь при неуплате той группы таможенных платежей, которая связана с перемещением товаров и транспортных средств  через таможенную границу РФ, и  уплата которых служит обязательным условием такого перемещения. Данная группа платежей включает следующие их виды: ввозная и вывозная таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акциз, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

     Иные  платежи связаны с оказанием таможенными органами определенных услуг ( например таможенное сопровождение). Соответственно, что при неуплате данных платежей (таможенных сборов) единственной мерой ответственности, как негативного последствия несоблюдения существующих требований, будет отказ в предоставлении услуги по сопровождению транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем.

     Основной  особенностью преступлений в сфере  таможенного дела является то, что  для уяснения их содержания и правильной квалификации того или иного деяния по признакам конкретного состава таможенного преступления правоприменителю помимо Уголовного кодекса РФ необходимо использовать также целый ряд иных законов, таких как: Таможенный кодекс РФ, Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психо-тропных веществах». Федеральный закон РФ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии». Закон РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе». Закон РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Закон РФ от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и др., а также указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ (например. Постановление Правительства РФ от 16 марта 1996 г. № 278 «О порядке ввоза в Российской Федерации и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ») и иных подзаконных актов. 
 

    1. Виды  преступлений в области  таможенного дела и их юридический  состав (общая характеристика).
 

      К числу таможенных преступлений, уголовная  ответственность за совершение которых  предусмотрена в УК, относятся:

      1) контрабанда (ст. 188);

      2) незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и  услуг, используемых при создании  оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189);

      3) невозвращение на территорию  РФ предметов художественного,  исторического и археологического  достояния народов РФ и зарубежных  стран (ст. 190);

      4) невозвращение из-за границы средств  в иностранной валюте (ст. 193);

      5) уклонение от уплаты таможенных  платежей, взимаемых с организации  или физического лица (ст. 194).

    Контрабанда.

     Согласно  ч. 1 ст. 188 УК РФ контрабанда — это  перемещение в крупном размере  через таможенную границу РФ товаров  или иных предметов, за исключением указанных в ч. 2 ст. 188 УК РФ (в отношении которых установлен особый порядок перемещения), совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

     Объектом  деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в процессе перемещения  любых товаров и транспортных средств через таможенную границу, поскольку такое перемещение нередко связано с обложением предметов таможенными пошлинами и сборами, т.е. с пополнением бюджета нашего государства.

     Предметом контрабандного перемещения, совершение которого квалифицируется в соответствии с ч. 1 ст. 188 УК РФ, могут быть любые предметы, перемещаемые указанными способами помимо таможенного контроля. Таким образом, законодатель оставил открытым перечень предметов контрабанды.

     Обязательным  признаком предмета контрабанды  является перемещение таких товаров  в крупном размере (крупным размером признается стоимость, в сумме превышающая двести пятьдесят тысяч рублей).

     Объективную сторону рассматриваемого преступления характеризуют способы контрабандного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

     Согласно нормам таможенного и уголовного законодательства, способами контрабанды являются:

  • перемещение товаров и транспортных средств помимо таможенного контроля (вне времени производства таможенного оформления);
  • сокрытие таких товаров и транспортных средств от таможенного контроля (использование тайников, специальных приспособлений и хранилищ и т.п.);
  • обманное использование документов, средств идентификации (предъявление подложных, недействительных либо содержащих недостоверные сведения документов, использование фальсифицированных пломб, печатей, средств маркировки и т.п.).

   Среди способов контрабандного перемещения  товаров и транспортных средств  законодатель особо выделяет также  недекларирование (незаявление в  установленной форме сведений о  товарах, избранном таможенном режиме и т.п.) либо недостоверное декларирование таких предметов (заявление недостоверных сведений, необходимых для осуществления таможенного оформления и контроля).

   В качестве объекта контрабанды, ответственность  за совершение которой предусмотрена ч. 2 ст. 188 УК РФ, выступают отношения, связанные с перемещением через таможенную границу особой категории предметов. Перечень этих предметов, установленный ч. 2 ст. 188 УК РФ, является исчерпывающим, и может быть изменен или дополнен только федеральным законом. К таким предметам относятся наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы, огнестрельное оружие, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника, а также материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через границу России.

   Квалифицирующими  признаками контрабанды является: совершение деяния неоднократно; должностным лицом  с использованием своего служебного положения; с применением насилия  к лицу, осуществляющему таможенный контроль (ч. 3 ст. 188 УК РФ). Использование должностным лицом служебного положения также предусматривается в качестве основания для применения более суровой меры наказания.

   Уголовный кодекс устанавливает уголовную  ответственность за совершение наиболее опасной формы контрабанды — ее совершение организованной группой (ч. 4 ст. 188 УК РФ) — особо квалифицирующий признак контрабанды, по сути, совпадающий с рассмотренными составами преступлений.

    Незаконный  экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

     Объектом  незаконного экспорта технологий, научно-технической  информации и услуг, используемых при  создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ) является порядок перемещения через границу особой категории предметов, в отношении которых осуществляется специальный экспортный контроль в целях защиты государственной безопасности и экономических интересов России.

     Предметом преступления могут быть как материальные носители технологий (фото-, кино-, звукозаписи, электронные носители и т.п.), так  и сами полезные модели, сырье, материалы, оборудование и т.п. Предметом рассматриваемого преступления может быть также деятельность в виде оказания услуг, связанных с созданием оружия массового поражения, средств их доставки, вооружения и военной техники.

     Объективная сторона рассматриваемого преступного  посягательства выражается в осуществлении  незаконных экспортных поставок или передаче лицом, имеющим право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации.

     Объективная сторона данного деяния может  выражаться и в незаконном выполнении указанным лицом работ для иностранной организации или ее представителя, либо незаконном оказании услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для указанного лица могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль.

     Деяние  подлежит квалификации по ст. 189 УК РФ при  отсутствии в составе преступления признаков контрабанды (ст. 188 УК РФ) или государственной измены (ст. 275 УК РФ). В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» экспортом технологий и научно-технической информации, в том числе исключительных прав на них, признается вывоз соответствующих объектов с таможенной территории РФ без обязательства их возврата, а экспортом услуг — выполнение соответствующих работ за пределами территории РФ.

     Система экспортного контроля действует  в случае осуществления внешнеторговой деятельности в области вооружений, военной техники и товаров  двойного назначения, а также в сфере соблюдения международных обязательств РФ по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологии их создания.

     В соответствии с примечанием к  ст. 189 УК РФ лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность (субъектом преступления), является руководитель юридического лица, созданного в соответствии с законодательством РФ и имеющего постоянное место нахождения на территории России, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории РФ и зарегистрированное на территории РФ в качестве индивидуального предпринимателя.

     Квалифицирующими  признаками незаконного экспорта технологий, информации, услуг, сырья и материалов являются: неоднократность; совершение деяния группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 189 УК РФ). Особо квалифицирующим признаком данного преступления является совершение его организованной группой либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для лица, наделенного правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль.

    Невозвращение на территорию Российской Федерации  предметов художественного, исторического  и археологического достояния народов  Российской Федерации и зарубежных стран.

     Объектом  такого состава преступного посягательства, как невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ), является порядок вывоза и ввоза культурных ценностей и воспрепятствование утрате культурных ценностей, находящихся на территории РФ, независимо от формы собственности.

     Статья  распространяется на отношения, связанные  с перемещением через таможенную границу РФ предметов, являющихся художественным, историческим и археологическим  достоянием народов Российской Федерации и зарубежных стран, а также на обязательства, связанные с возвращением вывезенных предметов.

     Предметами  данного преступления являются культурные ценности, относящиеся к художественному, историческому и археологическому достоянию народов Российской Федерации и зарубежных стран.

     Объективная сторона преступления выражается в  бездействии, т.е. в невыполнении обязанности  по возвращению предметов, представляющих культурную ценность (невозвращении  таких предметов). Обязанность по возвращению включает срок возвращения, указание на лицо, обязанное возвратить соответствующие предметы, условия возвращения, гарантии возможности возвращения и правовые основания возвращения.

    Невозвращение в крупном размере из-за границы  организацией средств в иностранной  валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации.

     Ст. 193 УК РФ устанавливает уголовную  ответственность за невозвращение  в крупном размере из-за границы  организацией средств в иностранной  валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации.

Информация о работе Уголовная ответственность в области таможенного дела