Уголовно-правовая борьба с терроризмом и действиями террористического характера в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:20, дипломная работа

Описание работы

Все вышеизложенное определило выбор темы данного исследования и говорит о несомненной актуальности данной темы. Цель исследования – углубленное и всестороннее рассмотрение понятия терроризм, состава преступления - террористический акт, а также других преступлений террористического характера и выявление проблем борьбы с терроризмом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….3
1. Терроризм – глобальная проблема современности………………………..…6
1.1. История развития терроризма в России………………………………….…6
1.2. Понятие терроризма и действий террористического характера в
Российской Федерации………………………………………………………….12
1.3. Виды терроризма и действий террористического характера………...…. 24
2. Уголовно-правовая борьба с терроризмом и действиями террористического характера в Российской Федерации………………………………………..…..34
2.1. Проблемы совершенствования законодательной базы противодействия терроризму и действий террористического характера………………………..34
2.2. Проблемы практического противодействия террористической деятельности………………………………………………………………….… 45
Заключение……………………………………………………………………… 57
Глоссарий………………………………………………………………………...62
Список использованных источников …

Работа содержит 1 файл

Уголовная ответственность за терроризм.doc

— 720.50 Кб (Скачать)

     В каждом теракте есть информационная составляющая. Без нее не достигнут  боевики своих пропагандистских целей. Репортажи с места события подчас мешают осуществлению операций, которые предпринимаю силовики. Например, в 2002г. когда боевики захватили заложников, а театре на Дубровке, наши СМИ показывали действия спецслужб в прямом эфире, а не это ли нужно лидерам террористов для дальнейшего руководства своими боевиками в момент теракта?  Конечно, общество должно знать о происходящем в стране, но не в момент спецопераций, а после, когда уже будут результаты, каковы бы они ни были. Однако в данный момент пересмотр конституционных положений законодателями не предусматривается.

     17 мая 2005 г. начались предварительные  слушания по делу Нурпаши Кулаева,  единственно выжившего террориста  из Беслана. Жителю Чечни вменяется  убийство, теракт, бандитизм, незаконное  хранение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов, а так же посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов. 

     Многочисленные  родственники погибших в бесланской школе и оставшиеся в живых  заложники не хотели слушать все 105 томов обвинительного заключения. Они требуют зачитать им только то, в чем конкретно обвиняется Нурпаши Кулаев. В свою очередь, заместитель Генпрокурора РФ Николай Шепель заявил, что по сформулированным обвинениям террористу грозит пожизненное заключение.35                        

     Верховный суд Северной Осетии приговорил к пожизненному заключению Н.Кулаева. Он осужден по нескольким статьям УК РФ. По статье 209 часть 2 (бандитизм) его приговорили к 14 годам лишения свободы со штрафом 500 тысяч рублей, по ч.3 ст.222 он получил семь лет лишения свободы,  по ч.3 ст.30 и по пп. а,б,в,д,е,ж,з ст.105 – 15 лет лишения свободы , по ч.3 ст.30 и ч.3 ст.206 – 15 лет лишения свободы, по ч.3 ст.205 – пожизненное лишение свободы. По статье 105 части 2 пункты а,б,в,д,е,ж,з он приговорен к смертной казне, по ст.317 – также к смертной казни. Суд признал Кулаева заслуживающим наказания в виде исключительной меры – смертной казни. С учетом моратория на смертную казнь суд применил наказание в виде пожизненного заключения в виде пожизненного заключения в колонии строгого режима.

     Бесланский  террорист Нурпаши Кулаев стал 661 приговоренным к пожизненному лишению  свободы в России, он содержится в одной из пяти колоний ФСИН для  таких преступников.

     В апреле 2011Президент РФ предложил  внести поправки в УИК РФ, позволяющие  отправлять осужденных по ст.205 УК РФ в любой регион России.

     В связи с возросшей преступностью, не пора ли ужесточать уголовную ответственность  за терроризм и действия террористического  характера? Может быть, пора отменять мораторий на смертную казнь (ст. 59 УК РФ), не смотря на то, что и Президент и многие видные политики вступают против отмены. С другой стороны, ситуация в обществе накалена до предела. Все требуют сурового возмездия злодеям. Не смотря на большое количество противников «смертной казни» в Государственную думу депутатом В.К. Гартунгом был внесен законопроект № 131269-4 «О внесении изменений в статьи 205 и 206 Уголовного кодекса Российской Федерации», согласно которому нужно внести Уголовный кодекс Российской Федерации дополнения, а именно, за деяния предусмотренными  частями первой, второй, третьей статей 205 и 206 УК РФ, если они заведомо были сопряжены с угрозой для жизни человека и повлекли смерть человека - наказываются смертной казнью.

     В России действует мораторий на «смертную  казнь», но согласно телеголосованию, проведенному 5 июня 2009г. в программе «Воскресный вечер» на телеканале НТВ почти 30 000 телезрителей были за отмену моратория и лишь 16 000 за сохранение. Противники «смертной казни» говорят о гуманизме к человеку, каков бы он ни был. Мол, ему и так много достанется, отбывая пожизненное лишение свободы. Сторонники возражают им, говоря, что этот преступник будет сидеть в тюрьме, есть, пить, ходить и существовать на деньги налогоплательщиков, родственников людей, которых он лишил жизни и будущего. И где же тогда справедливость?  На мой взгляд, нужно отменить мораторий на «смертную казнь», хотя это будет очень легкая смерть для такого человека, ведь его просто напросто расстреляют и он не почувствует той боли, того отчаяния, страха в момент смерти. Нужно заменить расстрел электрическим стулом. Да, это жестоко, но пусть и террористы почувствуют, то, что чувствовали люди, которых беспощадно лишают жизни.

     Дмитрий Анатольевич Медведев 03.05.2011 года подписал закон «О внесении изменений в  Федеральный закон «О противодействии терроризму». Как сообщаем пресс-служба Кремля, они предусматривают возможность установления в России уровней террористической опасности, предполагающих принятие субъектами противодействия терроризму дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства от террористических угроз. Порядок установления уровней террористической опасности и содержание таких дополнительных мер будут определяться президентом.

     Дополнительные  меры будут затрагивать деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимающих участие в противодействии терроризму.

     Необходимость введения в стране уровней террористической опасности обусловлена необходимостью комплексного подхода к разрабатываемым на случай террористической угрозы профилактическим мерам. Это позволит субъектам противодействия терроризму своевременно реагировать на угрозы совершения терактов.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Подводя  итог  проделанной работе, необходимо отметить следующее: 

     Терроризм в конце ХХ – начале ХХI вв. принял беспрецедентный размах, борьба с ним превратилась в одну из важнейших проблем современности для многих стран мира. Резкое усиление его отрицательного воздействия на развитие народных отношений и внутригосударственную жизнь многих стран свидетельствует, что терроризм стал одним из наиболее опасных вызовов международной безопасности.

     Терроризм как сложное социальное  явление  имеет в нашей стране глубокие  исторические корни. Но именно на рубеже 20-21 веков он проявил себя с особенной силой и  жестокостью, о чем наглядно свидетельствуют трагические события 1999-2005 годов в Волгодонске, Москве, Ставропольском крае, Дагестане, Чеченской Республике, Северной Осетии и других регионах нашей страны. Но именно 2010 год стал годом, во время которого было зарегистрировано наибольшее количество совершенных террористических актов.

     Терроризм в целом, как никакое другое явление, теснейшим образом связан с экономическими, социальными, политическими и духовными противоречиями, существующими в обществе и государстве. Масштабы, направленность, тяжесть  последствий акта терроризма обуславливают  его высочайшую опасность. Эффективность противодействия террористическому акту предполагает не только выявление лиц, непосредственно  осуществляющих или готовящихся осуществить  террористические акты, но и тех, кто тем или иным образом содействует в этом террористическим организациям или отдельным террористам.  Необходимым условием  борьбы с этим явлением современности является подрыв корней терроризма, при этом основное внимание должно быть  уделено предупреждению террористического акта.      Сегодня совершенно очевидной является необходимость  определить и проанализировать причины, проблемы, сущность и тенденции терроризма, как можно скорее разработать формы, методы и эффективные средства борьбы ним.  Главные направления предупреждения терроризма должны включать: прогнозирование террористической активности с определением ее возможных субъектов; воздействие на основные явления и процессы в обществе, способствующие росту терроризма; пресечение совершающихся террористических актов в отношении государственных и общественных деятелей, задержание виновных и предание их суду, причем крайне важно наказание не только рядовых исполнителей и пособников, но и организаторов, и вдохновителей террора, а также тех, кто занимается финансированием террористической  деятельности; предупреждение и пресечение сходных с терроризмом преступлений (захват заложников, геноцид, диверсия  и других); сотрудничество международных организаций в предупреждении и пресечении  террористической деятельности.    Одной из важнейших составляющих  всего комплекса мер по борьбе с терроризмом является  правовая регламентация, которая должна иметь единую четкую концепцию, быть ясной и понятной, способной к эффективному применению на практике, а также должна служить гарантией от произвола субъектов  антитеррористической деятельности.    Важное значение имеет объединение усилий в противодействии терроризму всех сил государства и общества. Это и верхние эшелоны представительной власти, и законодатели, и спецслужбы, и правоохранительные органы, и средства массовой информации, религиозные и иные общественные объединения. Борьба с терроризмом  требует комплексного подхода, который должен включать меры и экономического, и политического,  и социального, и правового характера. Это долговременная программа, реализация которой зависит от многих факторов. Кроме того, борьба с терроризмом  должна поводиться на международном уровне.

     Особую  остроту проблема терроризма приобрела  в современной России. Его угроза нарастает вследствие масштабного, зачастую конфликтного передела собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых политических и националистических интересов.

     Несмотря  на понимание угроз, исходящих от терроризма, до настоящего времени отсутствует четкое правовое определение этого исключительно опасного социального определения. Но все же различные толкования понятия «терроризма» позволяют выделить содержащиеся в них его общие признаки, компоненты, комплекс которых и способен дать достаточно объективное представление о социально-политическом феномене терроризма. Эти признаки заключаются в следующем:

  1. Терроризм предполагает достижение определенной политической цели.
  2. В отношении противостоящей стороны применяется насилие в той или иной форме либо угроза использования такового.
  3. Угроза насилия или само насилие сопровождается устрашением, направленным на частичную или полную деморализацию объекта воздействия.
  4. Объект террористического воздействия является двойственным: непосредственный объект, которым могут быть материальные объекты, некоторые категории граждан, определяемые по политическому, социальному, национальному, религиозному или иному принципу либо заранее конкретно не определенные случайные люди, и конечный, или стратегический, объект, которым является конституционный строй либо один из его элементов (территориальная целостность, порядок управления, экономическая мощь и т.д.).

     Анализ  причин активизации терроризма как социального явления позволяет более точно определить степень угрозы обществу и способы противодействия терроризму. К основным внутренним причинам террористических проявлений в России относятся: острая борьба за передел собственности и политическую власть, борьба за изменение государственно-правового статуса отдельных регионов, межэтнические противоречия и конфликты, идеологический раскол и криминализация общества, рост организованной преступности  и  коррупции.

     Назрела необходимость создания специализированного института, укомплектованного учеными и практиками, не только глубоко исследующими проблему терроризма, но и осуществляющими подготовку специалистов для правоохранительных органов, имеющего широкую сеть региональных центров и обеспечивающего их единой методологией и методикой противодействия терроризму.

     За  десятилетия борьбы  с терроризмом в мире и России был разработан ряд механизмов государственного реагирования на потенциальные и совершившиеся факты терроризма. Важнейшим условием борьбы с терроризмом является решительность, непримиримость и жесткость ответных действий, наличие хорошо обученных, натренированных, технически хорошо оснащенных специальных подразделений.

     Информационное  обеспечение комплекса мер по борьбе с терроризмом должно предусматривать мониторинг терроризма и антитеррористической деятельности; унификацию ведомственных и межгосударственных подходов к накоплению и учету данных по террористическим организациям; создание единого банка данных и режима информационного обмена.

     Терроризм, превратившийся сегодня в серьезную  угрозу для безопасности отдельных  государств, регионов мира и всего  мирового сообщества. Поставил перед  органами власти и законодателями различных  стран проблему поиска путей создания общегосударственной системы мер борьбы с терроризмом.

     Для решения этой проблемы  были предприняты  и предпринимаются  в настоящее  время попытки совершенствования  уголовных законов за счет криминализации все более разнообразившихся  форм террористических проявлений, создания рычагов экономического, политического, общественного, правового воздействия на ситуацию в направлении снижения вероятности реализации террористических намерений; установления и ликвидации факторов, детерминирующих терроризм.

     Проблему  противодействия терроризму в России следует рассматривать как важнейшую общегосударственную задачу. Наступление терроризма в России требует безотлагательно нормативного регулирования и борьбы с этим явлением.

     Условиями успешной антитеррористической  стратегии  являются: упреждающий характер действий; активность; соответствие задач, правомочий и ресурсного обеспечения; обеспечение единства в действиях в международном, межгосударственном и государственном масштабах; дифференция задач, форм и содержания антитеррористической деятельности.

     Для эффективной борьбы с терроризмом  необходим системный подход к  организации антитеррористической деятельности на  государственном  уровне. Для повышения предупредительности  мер МИДу необходимо предоставить полномочия депортировать из России иностранных граждан, причастных к деятельности террористических организаций. Следует ужесточить наказание за косвенное участие в террористических актах.

Информация о работе Уголовно-правовая борьба с терроризмом и действиями террористического характера в Российской Федерации